Троицкие святки, называемые еще «зелеными», представляют собой комплекс обрядов, в которых переплетаются языческие и христианские верования. Открывает святки праздник Семик, называемый в народе похороны кукушки. Через полторы недели после Семика и Вознесения отмечают Троицу.

В древности семицко–троицкие действия отражали культ растительности, они ознаменовывали расцвет природы и встречу лета.

На зелёные святки было принято украшать дома зеленью – травой чабреца, любисты, мяты, ветками березы, клёна. Всё это имело магический смысл. В России символом родной растительности была берёза, вокруг которой в Семицкую неделю совершались обрядовые действия. Берёза осмысливалась как дерево жизни, символ всего живого, расцвета природы.

Берёзу украшали лентами, бусами, платками. Девушки плели венки из трав и вешали их на ветки берёзы. По венкам гадали на судьбу. Если венок долго не будет увядать, то девушку ожидает счастливая любовь. А если быстро завянет, то значит, любовь короткой будет.

Праздник Семик был исключительно женским. Праздновалось само таинство жизни, носителем которого являлась женщина.

На Семик совершали обрядовые действия с кукушкой девочки 10 – 14 лет, в возрасте созревания, превращения из девочки в девушку, что символически связано с переходом весны в лето.

Девочки делали из кленовых веток куклу, которую называли кукушкой. Кукушку наряжали, надевали на нее платье и чапец, которые сами и шили. Затем девочки ходили по селу с кукушкой и пели песню:

Кукушечка — любушечка,
Примай нас в зеленый сад.
Кумитеся, любитеся,
Целуйтеся, милуйтеся.

На этот день снимали хату у одинокой бедной односельчанки. Приносили ей продукты, она готовила обед. На стол ставили заговоренную воду, обрызгивали ею кукушку.

Менялись крестиками, спрашивали друг у друга разрешение поцеловаться. После этого девочки считались кумами всю жизнь. Затем несли кукушку в сад, сажали ее на дерево, кланялись и пели песню:

Кукушечка – любушечка,
Привела ты нас в зеленый сад.
Кумитеся, любитеся, оставайтеся.

В селе Афоньевка из веток клена делали не только кукушку, но еще и куколя. Отличие куколя от кукушки состоит в следующем: у кукушки шленка изображала длинные волосы, а куколь был завернут листьями. Несли кукушку и куколя в сад, вешали их на дерево и начинали кумиться: ставили в ряд грабли и на них вешали свои платки. Затем устраивали трапезу, а после снимали платки, причём, каждая брала не свой платок, а чужой. Чей платок взяла девушка – с той и покумилась. Неделю девушки считались кумушками, а потом возвращали друг другу платки.

После кумления кукушку и куколя несли в лес хоронить. Хоронили их в «кучерявом» кустике, т.е. сажали на ветку дерева и там оставляли.

В селе Репьёвка Волоконовского района делали кукушку и соловья.

Кукушку делали из тряпочек, а соловья из ветки черемухи. Шли в сад кумиться.

Интересный обряд записан в Прохоровском селе Подольхи. На Вознесение дети закапывали в саду куклу, которую называли кукушкой и откапывали ее через десять дней – на Троицу. Когда хоронили кукушку, ее наряжали, клали в маленький гробик и закапывали. При этом девочки плакали и приговаривали: «Милая наша деточка, как нам тебя жалко!» На Троицу девочки откапывали кукушку и несли ее в дом. В доме прикрепляли к потолку большой венок из зелени, в середину венка вешали крестик. Девочки подходили к венку с обеих сторон со словами:

— Кукла, кукла
— Иди сюда.
— Зачем?
— Вынеси бердичко.
— Какое?
— Десятневое.
— На что?
— Буду ткать холсты.

После этих слов девочки целовались через венок. Таким образом, проходило кумление.

Поиск

Журнал Родноверие