Девки, бабы – на Купалу! Ладу – ладу, на Купалу!

Ой, кто не выйдет на Купалу, ой, тот будет пень – колода!

А кто пойдет на Купалу, а тот будет бел берёза!

Таким призывом – заклинанием начинали Купальский праздник в Псковской области. В современных условиях для того, что бы было весело и интересно можно добавить что – ни будь типа:

Кто не выйдет на Купалу, у того компьютер «виснет»!

А кто выйдет на Купалу, тот ночует в интернете!

Как и Масленица Купала иногда олицетворялась и ей пели величальную:

Приехала Купаленка на семидесяти тележеньках,

Привезла нам Купаленка добра и здоровья, богатства и почести!

Но утверждать, что у славян был бог Купало никаких оснований нет.

Празднование середины солнечного коло, как и его восточно- славянское название уходит корнями в глубокую древность. Copala- по древнеиндийски «половина».

В русском слове «купала» слышимые нашему уху: купание, купность, совокупление, а также диалектные цветообозначения (белый, светлый, чистый) есть производные понятия половины. Как это может быть, я расскажу в конце своих заметок.

Таинственные святые дни перехода из одной половины года в другую сопровождались запретом работать:

Сегодня, девочки, Купала, а кто сделал что, пропало!

На Купалу, как и на противоположную, симметричную ей Коляду, случается разгул нечисти и избавлялись от неё разными способами заговаривали, чурались, закапывали и жгли:

Пойдём, девки, кругом жита, в нашем жите ведьма сидит!

Или:

Неси, Марья, ключи, замкнём ведьме зубы,

Которая ведьма коров закликает, молоко сбирает!

…Ой, чур, чур, ведьма! Ой, чур, чур, чуровница!

…Третью ведьму, что залом ломает, ту по пояс в землю…

…Как на горушке, на горе, …там горит огонь…у том огню жгли три змеи…

Ведьмы, змеи, несущие беды крестьянскому хозяйству, в городских условиях вредят по новому: Небо коптят, на Землю плюют, сор рассыпают, взятки берут, насилуют рекламой и т. д.

Я предлагаю, не изменяя структуры фольклорного текста дополнять его новым, современным содержанием. Потому что, исполняя «чистый» фольклор мы отрываемся от сегодняшней Яви, а используя в обрядах только «новодел», пусть даже отличного качества, мы не сохраняем Явь наших предков, задвигаем их самовыражение, которое достойно уважения, в Навь.

Проанализировав купальские песни и комментарии собирателей, замечаешь, что солнцеворот можно справить и без купальского костра. Если у вас нет возможности возжечь ритуальный огонь, вы можете выбросить, закопать или уничтожить любым другим способом накопившийся за полгода негатив, предварительно перенеся его на изживший себя предмет: старую обувь или одежду, сломанный телевизор, ручку без пасты. То есть главное в отмечании рубежей солнечного цикла — ритуал очищения. Перенос скверны на предмет и его уничтожение. На мой взгляд, это гуманнее сваливания грехов всего человечества на одну особь и распятие оной.

Осмысление сжигания чучела, как всеобщее очищение есть моё личное восприятие, впрочем, достаточно распространённое. Но необходимо понимать, что у этого ритуала есть подоплёка, то есть несколько уровней значимости. Тот, кто не чувствует тайного смысла этого действа, может поспрашивать Ведающих. Однако помните, есть вещи невыразимые словами, поэтому их речи невольно будут водить вас вокруг да около. К центру всё равно придётся прорываться самому, и чаще всего всю жизнь…

Но вернёмся к самому празднику. Всё таки, настоящая греющая душу Купала это всеобщий сбор, купность, это магия превращения количества в качество. Это время, когда, чем больше, тем лучше, причём всего. И, самое сильное очищение это, конечно, огонь и вода!

Из незаслуженно забытых современными язычниками купальских действ хочу отметить следующее. Во многих древнерусских описаниях купальских игрищ упоминается помимо плетения венков «опоясывание былием», то есть поясом из травы. Это архаичнейшая черта. Древний человек, выбирал для украшения тела и подпоясывания шкур наиболее подходящие, не ломкие растения, при носке они трепались, и появлялись волокна, которые позже научились свивать верёвкой, сплетать в пояса, а потом и прясть и ткать. Всем известна значимость пояса в русской народной культуре. Предлагаю в грядущую Купалу отметить это замечательное событие в истории человечества нашим исконным образом – препоясавшись травой.

Для традиционной Купалы необходимы: лес, вода, возвышенность. Интересно, что на санскрите «capa» — холм, возвышенность. Возможно, это слово тоже родственно слову «купала», (согласные корня те же), а уж славянское слово «капище», несомненно, произошло от него. При помощи суффикса «ищ» мы подчёркиваем величину (деньжищи, домище) или означаем место какого — либо проишествия (ристалище, пожарище, пепелище). Следовательно, капище – возвышенность, на которой происходит важное событие.

Купальские ритуалы являются непосредственным продолжением русалий, поэтому вначале, на пути к месту, исполняются так называемые «троицко – сёмицкие» (прости, Господи!), песни. А собственно Купальские песни поются у костра, причём мотив у них грустный, плачевой, а содержание озорное, весёлое, я бы даже сказала нахальное, такое, которое в другое время непозволительно:

…волки ..бурьян толочут, свёкра волочут.

Волчок карий, волоки скорей! На Ивана святого!

Или:

…жарко там дубьё горело, а в том жару свёкр мой! (крепко доставали, видимо).

Обращает на себя внимание тот факт, что в Купальской обрядности большую роль играют женщины. В некоторых местах (Белоруссия) даже костёр зажигали женщины:

Не девка огонь раскладала…Сам Бог огонь раскладал!

Это вовсе не упадок традиции, как может показаться на первый взгляд, а наоборот, достаточно ранняя черта народной культуры. Дело в том, что большинство славянских праздников, и Купала в том числе, имеют чётко выраженную аграрную направленность. А честь изобретения и внедрения мотыжного земледелия в быт охотников, собирателей и скотоводов принадлежит женщине. Только исчезновение крупной дичи привлекло мужчин в эту отрасль хозяйства, но они не стали, как их жёны, колупаться с тяпкой, а изобрели соху.

Давайте и мы уважим память наших терпеливых Праматерей, и будем привлекать ещё большее количество женщин в проведении Купальских обрядов.

Возвращаясь к названию праздника – Купала, я хочу обратить ваше внимание на языковую аналогию, почему- то ещё никем не замеченную: КУПОЛ – завершение, со – бор, сбор в одну, высшую точку всех сторон, апогей, макушка. Все эти определения идеально подходят к летнему солнцестоянию- «макушке лета», всеобщему сбору, апогею солнца, вряд ли это случайно. Слово «купол» латинское, первоначально, ещё до изобретения архитектурного купола, оно обозначало ёмкость для жидкости. И действительно, крыша куполом напоминает перевёрнутую купель, чашу, половину сферы. Вспомним, что же, до изобретения керамики, служило человечеству ёмкостью для воды. Ладонь, сложенная горстью (пальцы вкупе!) и, в подражание ей половина скорлупы яйца, ореха, верхняя часть, половина черепа или черепахи. А если перевернуть, получится холм, горка. А если насыпать внутрь гороха или зёрен, они не рассыплются розно, а будут вкупе. В этой волшебной половине можно унести огонь, принести воду. А если совместить зёрна, воду и огонь, получится новая реальность – каша. И её, судя по всему, придумала тоже женщина в этот момент ставшая Создателем равно Богам!

Но, чтобы были зерно, чаша и костёр, необходимо трудиться круглый год, и это опять возвращает нас к круговороту Солнца, к его половине – Купале, к очищающим водам и священным огням.

Поиск

Журнал Родноверие