О МАТЕРЬ МАКОШЬ! О ВЕЛИКАЯ БОГИНЯ

СОПРЯДАЮЩАЯ НИТИ СУДЕБ

УСЛЫШЬ НАС ДЕТЕЙ ТВОИХ ВЗЫВАЮЩИХ К ТЕБЕ!

ГОЙ-МА! СЛАВА!

ХВАЛА ТЕБЕ О ВЕЛИКАЯ МАТЬ ВСЕГО СУЩЕГО

НЕБЕСНАЯ ПРЯХА ПОКУТНЫЕ НИТИ ПРЯДУЩАЯ

ДОЛЕ ДА НЕДОЛЕ ВЕЛЯЩАЯ

СУД ПРАВЫЙ ВСЯКУ ЖИВОТУ ЧИНЯЩАЯ

НАЧАЛО ВСЯКОГО ДЕЛА

С ЗАВЕРШЕНИЕМ ЕГО ЕДИНЯЩАЯ!

ГОЙ-МА! СЛАВА!

О ПРЕМУДРАЯ МАТЬ УРОЖАЯ

СЛАВЬСЯ СНОПЬЯ ВЛАДЫЧИЦА

ЯКО ЗЕМЛЯ СЫРАЯ САМА ПЛОДОРОДНАЯ

О ВЕЛИКАЯ МАТЬ ЧАДОРОДНАЯ

РОЖАНИЦА ВСЕРОДЯЩАЯ

ЖИВЕ ДА МАРЕ ВЕЛЯЩАЯ!

ГОЙ-МА! СЛАВА!

О ЖЕНСКАЯ ПОКРОВИТЕЛЬНИЦА

ТЫ НАУЧИЛА ПРАМАТЕРЕЙ НАШИХ

ПРЯСТЬ ПРЯЖУ ДА ТКАТЬ ПОЛОТНО

КАК ТЫ САМА НИТИ СУДЕБ СВИВАЕШЬ

ВСЯКОЙ ПОКУТОЮ УПРАВЛЯЕШЬ

ТАКО ЖЕ ДАЖДИ НАМ

ПУТИ-ДОРОГИ СВОИ ЗЕМНЫЕ

СОПРЯГАТЬ С НЕБЕСНЫМИ

ПУТЬ СВОЙ ЗЕМНОЙ

ЛАДОМ ВСЕМИРЬЯ ПРАВЯ!

СЛАВА МАТЕРИ МАКОШИ!

ГОЙ-МА! СЛАВА! СЛАВА! СЛАВА!

1. МАТУШКА МАКОШЬ – ПРЯХА НЕБЕСНАЯ

Матушка Макошь (Мокошь) – Великая Мать-Прародительница и Старшая Рожаница, Пряха Небесная, прядущая Покутные Нити (Нити Судеб) всего сущего, Которой помогают две Богини-Потворницы: Доля и Недоля (Среча и Несреча, Живена и Морена). Согласно славянским сказам, спрядённые Ими нити образуют на чудесном Полотне Судеб Всемирья дивные узоры, истинное значение которых трудно разгадать даже мудрейшим из людей…

2. МАТУШКА МАКОШЬ – МАТЬ СЫРА-ЗЕМЛЯ

Мать Сыра-Земля – Божественная Супруга Отца-Неба, дольняя твердь мира Яви. Земля – Живая и Родная. Она – даёт урожай, кормит и поит всех, живущих на Ней. Она почиталась нашими предками как величайшая святыня. За Неё наши предки проливали свою кровь, Её именем – клялись. Покровительствует Ей – Богиня Макошь.

3. ЗНАКИ МАТУШКИ МАКОШИ

Оные суть: чиры в виде треугольников вершиной вниз, квадратов и ромбов (чаще – поставленные на угол) – знаки Женского Лона. С точкой (точками) внутри – чир «Засеянное Поле». А тако же – женская фигурка с поднятыми руками, в которых: Велесов Рог (Рог Изобилия) и Птица. Рядом могут изображаться: Богини-Потворницы Доля (справа, с поднятой правой рукой) и Недоля (слева, с поднятой левой рукой), Сноп Колосьев (воплощение Урожая), Небесная Корова Земун (Мать Велеса, Кормилица Божская), Волшебная Прялка и т.д.

МА – священный слог Матушки Макоши для радетельного «прогуживания».

Колослава для радений: ГОЙ МА КОШЕ СВА!

Ключевые слова: Вода, Волшба (особенно женская), Доля (и Недоля), Здрава, Земля, Исцеление, Лоно, Мать, Плодородие (и Чадородие), Покута (Судьба), Пряха, Птица, Родина, Рожаница.

4. МАТУШКА МАКОШЬ КОЛОГОДНАЯ

Во Кологоде пора Матушки Макоши – златая осень (Макошь – Матушка Осенина).

Удел Макоши Вешней (Матери Сырой Земли) – месяц цветень/апрель.

Удел Макоши-Осенины (Владычицы Судеб) – месяц листопад/октябрь.

Главнейшие Кологодные Святодни, посвящённые Матушке Макоши, суть:

1. Вешнее Макошье (День Земли) – 9 травеня/мая месяца. Чтится Макошь – Мать Сыра-Земля.

2. Спожинки/Госпожинки (Праздник Окончания Жатвы) – 15 серпеня/августа месяца. Чтится Макошь – Матушка Жнива.

3. День Рода и Рожаниц (Осенины) – 8 вересеня/сентября месяца. Чтится Макошь – Матушка Осенина.

4. Осеннее Макошье (Земля и Вода «засыпают» до будущей весны) – 28 листопада/октября месяца. Чтится Макошь – Небесная Пряха, Владычица Судеб.

Подробнее о Святоднях сих скажем далее.

5. ВЕШНЕЕ МАКОШЬЕ (ДЕНЬ ЗЕМЛИ)

Вешнее Макошье (День Земли) – Святодень, когда пробудившаяся после зимнего сна Мать Сыра-Земля чествуется как «именинница». Считается, что в этот день Земля «отдыхает», поэтому её нельзя пахать, копать, боронить, в неё нельзя втыкать колья и метать ножи. Особливо чтутся во день сей Велес и Макошь – Земные Заступники. Волхвы выходят в поле, ложатся на траву – слушают Землю.

«Православные» христиане отмечали 9 травеня/мая месяца Николу Вешнего (Николу Тёплого). В народе говорили: «Нет за мужика поборника – супротив Николы (Велеса)», «Никола на море спасает, Никола мужику воз подымает», «В Николу как дождь – будет хлеб и рожь», «Егорий коров запасает, а Николай – коней», «Не хвались на Юрьев день посевом, а хвались на Николин день травою».

6. СПОЖИНКИ/ГОСПОЖИНКИ

Спожинки/Госпожинки – Праздник Окончания Жатвы. В этот день благодарят Даждьбога Трисветлого и Мать Сыру-Землю за урожай, приносят требы Макоши (Матери Урожая) и заплетают на поле из последних колосьев «бороду» Велесу.

«Православные» христиане отмечали 15 серпеня/августа месяца Успение Пресвятой Богородицы. В народе говорили: «Успенский пост спожинками разрешается», «Успение кончает дожинки». Женщины, окончив жатву, катались по стерне и приговаривали: «Жнивка-жнивка, отдай мою силку – на пест, на колотило, на кривое веретено!» – возвращая себе при помощи этого заклинания отданную ими Земле (ниве, жниве) силу.

7. ДЕНЬ РОДА И РОЖАНИЦ (ОСЕНИНЫ)

День Рода и Рожаниц (Осенины) – Праздник Рода (сородичей) и семьи, убранного урожая и домашнего благополучия. Время подведения итогов. Встреча осени – чествование Макоши как Матушки Осенины. В этот день приносят требы Роду Все-Держителю (Все-Богу) и Роду Небесному (Предкам), а тако же прославляют Род Земной (всех сородичей, по Прави живущих): «Богу (Роду) вовек слава, а нам хвала по делам».

«Православные» христиане отмечали 8 вересеня/сентября месяца Рождество Богородицы. Осенины праздновались, как правило, у воды и непременно с овсяным хлебом. В народе говорили: «Если погода на Малую Пречистую (то есть на Рождество Богородицы) хорошая – осень будет хорошая».

8. ОСЕННЕЕ МАКОШЬЕ

Осеннее Макошье – Святодень, когда Мать Сыра-Земля и Государыня Вода «засыпают» до будущей весны. О сию пору им приносят требы и просят у Них прощения за «всё, чем досадили» им в завершающемся году. Тако же Святодень сей посвящён Матери Макоши – Пряхе Небесной, Владычице Судеб, Держательнице Покутных Нитей (Нитей Судеб) всего сущего. В этот день жрицы Макоши расчёсывают Кудели Судеб – распрямляют спутавшиеся нити, а тако же предрекают будущее. Для этого в чару с заговорённой водой бросают дощечки с изображёнными на них чирами и смотрят: как легли чиры? По ним и прорекают Судьбу.

«Православные» христиане отмечали сразу две даты, посвящённые Параскеве Пятнице, именуемой в народе Земляной и Водяной Матушкой, Покровительницей браков и Целительницей болезней (особенно происходящих от колдовства): 14 листопада/октября месяца – день Параскевы Грязнихи, Параскевы Порошихи или Параскевы Трепальницы (лён трепали), и 28 листопада/октября месяца – день Параскевы Пятницы или Параскевы Льняницы. В деревнях о сию пору начинали мять и трепать лён, готовя его для пряжи. Девки и бабы выносили вытрепанный лён на показ, устраивая «Льняные смотрины».

9. ОСОБЛИВАЯ ОБРЯДНОСТЬ

На Вешнее Макошье – приносят требы пробуждающимся после зимнего сна Земле и Воде. Выносят и оставляют с особливыми наговорами в поле хлеб и яйца; умываются чистой водой, набранной из священных источников; приложив ухо, слушают Землю.

На Спожинки/Госпожинки – благодарят Макошь Жниву за богатый урожай. Женщины катаются по стерне, собирая силу.

На День Рода и Рожаниц (Осенины) – к священным источникам приносят овсяные хлеба, просят у Макоши оберега на домашнее хозяйство.

На Осеннее Макошье – приносят требы Земле и Воде, просят у них прощения за все возможные оскорбления, нанесённые им за минувшее лето. На священное дерево, посвящённое Великой Матери, навязывают особливые наузы с прошениями и наговорами. Жрицы Макоши творят Мокриды: расчёсывают гребнями кудель («распутывают» Покутные Нити), предварительно омыв кудель «молчальной» (то есть набранной в молчании – без каких-либо наговоров) водой. Жрец либо волхв три раза подряд спрашивает у них: «Что деете?» Они отвечают: «Рукодельице, батюшка!» Затем: «Лён-конопель треплем – Красной Макоши на передничек!» И, наконец: «Мокриды творим!» Затем жрицы благословляют всех собравшихся, обходя коло посолонь и кропя водой с кудели. Все в ответ кланяются, благодарят Макошь за Дары Её, после чего устраивают братчинный пир горой…

Слава Роду!

Писано Велеславом – волхвом Русско-Славянской Родноверческой Общины «РОДОЛЮБИЕ» на Родной Земле 18 листопада-месяца (октября) лета 4413 от Основания Словенска Великого (лета 2004 от н.х.л.) – во славу Родных Богов!

Поиск

Журнал Родноверие