Раскопки в Гнездовском археологическом комплексе, одном из самых известных на территории Древней Руси, напоминают сериал. Каждый год – новый сезон, каждый день – новая серия.

«Съемки» проходят трудно, но увлекательно. А главное, работа приносит свои плоды. Анализируя находки, специалисты делают интересные выводы о жизни наших предков и дают ответы на вопросы, которые долгие годы оставались открытыми.

Справка «РП»

История изучения Гнездовских курганов насчитывает более 130 лет. Значительную часть материалов удалось получить в результате работ смоленской археологической экспедиции МГУ, которую в 1949 году организовал уроженец земли Смоленской Даниил Авдусин.

Последние четыре года археологи занимаются раскопками небольшого участка городища, расположенного на левом берегу реки Свинец.

Несмотря на это, первая встреча руководителей экспедиции со смолянами состоялась лишь в августе этого года. В ходе полуторачасовой лекции археологи не только рассказали о своей работе, но и предоставили всем желающим возможность «в живую» увидеть исторические находки.

Счастье археолога – радость историка

- В гнездовском слое, как и в большинстве поселений 10-11 веков, очень трудно прослеживать остатки сооружений, — признается Тамара Пушкина, кандидат исторических наук, доцент, многолетний руководитель смоленской археологической экспедиции МГУ. — В результате многолетних раскопок на территории городища удалось обнаружить остатки сооружений в виде срубов и столбовой конструкции.

Однако главные находки обычно кроются… в мусорных ямах. Там можно найти все, что связано с жизнью древних людей: черепки разбитой посуды, бытовые предметы, украшения и вещи, имеющие отношение к различным ремеслам.

Археологи

Даже по осколкам эксперты могут определить примерное время изготовления посуды и сделать выводы о быте населения. Например, лепная керамика была распространена в первой половине 10 века, тогда ей еще не пришла на смену техника гончарного круга. Среди предметов, связанных с военным делом, наиболее часто встречаются различные наконечники для стрел и копий. Значит, населявшие эту местность люди не только активно занимались охотой, но и могли постоять за себя в бою.

Разноцветные бусы составляют большую часть «индивидуальных» находок. Все они импортные: изготовленные из сердолика и горного хрусталя были привезены из Византии и Кавказа, янтарные — из Прибалтики.

Особую ценность представляют арабские монеты – дирхемы, которыми богата земля археологического комплекса. Эта валюта была широко распространена в Руси в 9-10 веках. Отсюда вывод: Гнездовское поселение того времени имело огромное торговое значение. Это и не удивительно: оно расположилось на знаменитом пути «из варяг в греки».

Монеты использовались и как источник сырья для ювелирного дела. Древнее население отлично умело обрабатывать цветные металлы, делая из них различные украшения.

Славяне или скандинавы?

Кто же именно населял территорию древнего поселения? Над ответом на этот вопрос уже не первый год бьются лучшие историки. Ответ подсказывает археология.

- Раскопки дали возможность утверждать: население Гнездова по составу не было однородным, — отметила Тамара Анатольевна. — Постоянно в 10 веке здесь проживали славяне — выходцы из среднего Приднепровья. Небольшая группа переселились сюда и из Центральной Европы (современная Чехия и Словакия). Не менее значительная часть наших предков – скандинавы.

Археологи

А вот о связях новоприбывших со старожилами этих мест известно мало. Достоверно можно утверждать лишь то, что торговля была налажена хорошо: в поселении найдено немало заготовок типичных украшений, которое носили жительницы древнего Смоленска.

Многое рассказывают находки и о религиозной жизни населения. До конца 10 века процветало язычество. Разнообразные амулеты свидетельствуют о поклонении древним богам. Однако христианство не обошло стороной и этот клочок цивилизации: к более позднему времени относятся находки маленьких нательных крестиков. В этом году археологи обнаружили подвеску в виде уточки, которая должна была принести в дом благополучие и плодородие.

Дело техники

Археологию принято называть «наукой лопаты». Однако современные исследователи древностей, основную массу которых составляют студенты-практиканты истфака МГУ и гости из различных областей России, Белоруссии, Швеции, все чаще вооружаются совками, ножами и кисточками. А чтобы не упустить ни одного предмета, например, мелких бусин, всю землю исторического слоя промывают в мелком сите под сильным напором воды.

Процесс раскопок тщательно фиксируется: делается большое количество чертежей, фотографий, планов. Причина проста: археология уничтожает «предмет» своего изучения.

Метровую глубину культурного слоя за один год не осилить: работа это тщательная и кропотливая. За один сезон удается изучить не более 30 сантиметров, после чего раскопки «консервируют»: засыпают землей и накрывают дерном. Так произошло и в этом году: работа в комплексе планируют закончить следующим летом.

Все находки доставят в столицу, где их тщательно исследуют, занесут во всевозможные каталоги и затем разместят в историческом музее. Однако, как рассказала Тамара Анатольевна, некоторая часть будет возвращена в Смоленск.

Поиск

Журнал Родноверие