23 марта воронежцы отметили Комоедицу.

В тот день в парке «Динамо» наблюдалось вполне обычное оживление, характерное для уик-энда. Люди пришли отдохнуть от тяжких трудовых будней и полюбоваться красотами природы. Так сказать, совместить приятное с полезным. Но помимо обычных людей, пришедших бесцельно пошататься по парку, там можно было встретить и тех, кто несколько выделялся из общей массы. Облачённые в расшитые рубахи, они напоминали обитателей Берендеева царства. Не того, что в Москве, а настоящего, о котором писал в своё время Островский. Больше всех меня впечатлил некто в овчинном полушубке, с охапкой дров и бородой. Приглядевшись, я понял, что это — уже знакомый мне Владимир Бычков, один из основателей славянского клуба «Велесов жребий». Эти ребята не любят заморских слов, типа «уик-энд» (да простят они меня за употребление оного в начале статьи), а занимаются возрождением традиций наших предков. Делая это на основании этнографических источников, что при нынешнем засилье всяких псевдославянских и псевдоязыческих новообразований — большой плюс.

Подобные «игрища» проводятся в парке «Динамо» уже далеко не в первой. 3 февраля участники клуба отпраздновали Громницу, а теперь вот собрались отмечать Комоедицу. И всё это в присутствии широкой аудитории (что автоматически превращает упомянутые праздники из этакого междусобойчика во вполне себе годное мероприятие городского масштаба).

Рада Гульц, одна из организаторов действа:

—Комоедица — языческий праздник, который наши предки связывали с днём весеннего равноденствия. В старину его отмечали две недели — до и после 20 марта. Первая неделя — это как раз то, что мы сегодня называем Масленицей. В это время люди чествовали и провожали богиню зимы Морену. Но с Масленицей также были связаны обряды поминовения предков. Блины ведь — это не только символ солнца, но и поминальная еда. В следующую седмицу, после того, как зиме сказали «До свидания», а чучело — сожгли, проводили уже светлые обряды. Например, обряды очищения от зимних болезней.

Кстати, организаторы постарались показать собравшимся самые интересные из этих обрядов, по большей части забытые. Но и мудрить с этим особо не стали, поскольку...

Владимир Бычков, организатор:

—Поскольку игрища древних славян уже сами по себе являлись обрядовыми. У славян никогда не было разделения между жизнью и традицией. Земледелец сеет и пашет — он уже общается с предками, с богами. Охотник идёт в лес — он сразу кладёт на пень краюху хлеба хозяину леса. То есть праздники были неотделимы от быта. Вся жизнь была пронизана этим мифом, этой магией. Все праздники сводились к тому, чтобы войти в резонанс с силами мироздания.

Что, собственно, и попытались сделать все пришедшие в парк.

Ещё Владимир добавил, что много веков назад православная церковь чуть подвинула Масленицу, чтобы та не мешала посту (отсюда, кстати, и название — во время этого поста пищу было принято употреблять с маслом). Вообще, раньше РПЦ очень любила всячески «модернизировать» и «оптимизировать» народные праздники, зачастую просто заменяя их церковными. Так Перун стал Ильёй-пророком, а Велес — святым Власием. Борьба с язычеством-с.

Я огляделся и отметил, что народ начал постепенно собираться. К этому моменту действие переместилось на уже знакомую многим присутствующим праздничную поляну. Подготовка шла полным ходом: кто таскал дрова, кто возился с кострищем, а кто лепил из снега крепость Морены. Почувствовав угрызения совести от того, что все «вкалывали», а я праздно шатался с фотоаппаратом, я решил принять участие в фортификационных работах.

Согласно традиции, праздник разделили на две части. Сначала звучали «заклички весны», потом чествовали Морену, а затем штурмовали её зимнюю крепость (ту самую, которую строил и я). Апогеем стал акт сжигания чучела зимы, а дальше последовали светлые обряды и игрища.

Но, к сожалению, вторую часть праздника я не застал — Морена основательно подморозила мои белы ноженьки. Но, несмотря на это, я остался доволен, как, впрочем, и все остальные.

Справка: Комоедица — праздник, связанный со встречей весны и посвящённый пробуждению медведя. В этот день лесных исполинов кормили первыми блинами, которые, как известно, комом. Отсюда и название.

Поиск

Журнал Родноверие