Куда летят гуси-лебеди, кто такая Баба-яга и другие тайны волшебного мира сказок.

Мир русских народных сказок – особенный. В нем путь, который совершает герой, выходя из дома, – это символ человеческой жизни, а блуждание по дремучему лесу есть не что иное, как духовное странствие, в результате которого человек, как правило, постигает мудрость и становится взрослым. Куда летят гуси-лебеди, унося из родительского дома непослушных детей? И почему в большинстве сказок герой встречает на своем пути избушку Бабы-яги? Эти вопросы интересны, но не каждый на них сможет ответить. Мы нашли ключики от дверей волшебного мира сказок. Берите их, дорогой читатель.

Куда летят гуси-лебеди

Наверняка нет такого человека, который бы не знал этой сказки. Сюжет её знаком с детства каждому: сестрица, заботам которой поручен братец, заигралась, и мальчика унесли в неизведанные края гуси-лебеди. Таким образом, все события строятся на том, что героям необходимо найти друг друга и вернуться в родительский дом.

Казалось бы, очень простая сказка, которую читают всем детям, чтобы они слушались взрослых и не нарушали запретов. Но в ней скрыто гораздо больше, чем просто свод правил, посланных старшим поколением младшему. И это становится очевидным, когда мы, читатели, начинаем понимать суть изображаемых предметов и явлений сказочной действительности.

Исследователи фольклора говорят, что славяне делили мир на обыкновенный и иной, населенный душами предков. Древний человек глубоко почитал своих прародителей, так как те обладали сакральными знаниями об устройстве всего окружающего мира. Именно поэтому, чтобы вступить во взрослую жизнь, молодые люди должны были пройти определенные испытания, которые давались им предками и носили обрядовый характер.+

Подобная идея проигрывается в большинстве волшебных сказок русского народа. Так, в сказке «Гуси-лебеди» дети проходят такой обряд, попадая в иной мир к Бабе-яге.

За темные леса, зеленые луга и широкие реки уносят младшего братца от забывчивой сестрицы в мир духов волшебные птицы гуси-лебеди. Но птицы эти – не обычные пернатые, а человеческие души, которые издавна представлялись славянам в образе птиц. Они летают по небу, курсируя между миром живых и миром мертвых. Их белоснежный цвет символизирует невинность, прозрение и новое начало, которое должно наступить в жизни человека. Кроме того, образ этих птиц связан с водой как со сферой, разделяющей жизнь и смерть. Также считается, что лебедь может символизировать течение этой воды.

Сестрица Машенька добирается вслед за братцем немного другим путем: через поле и речку. О том, что она попадает в потусторонний мир, свидетельствуют некоторые факты. На своем пути девочка встречает молочную реку с кисельными берегами, которая является ничем иным, как Млечным путем на небесном склоне. То есть Машенька, подбегая к такой реке, в понимании славян, оказывается непосредственно в мире небесном, но никак не земном. Также мы знаем, что молоко означает первоначало и жизненные истоки. А это указывает на то, что девочка вступает в новый жизненный этап. Кисель же у древних славян являлся необходимым блюдом на поминках. Отсюда и получается, что, с одной стороны, река в этой сказке символизирует перерождение, а с другой – указывает на близость царства мертвых.

Находит своего братца Машенька в избушке Бабы-яги (персонажа неоднозначного, о роли которого в жизни славян мы поговорим чуть позже). Старуха прядет кудель и передает эту работу нежданной гостье. Что тут происходит? Этот эпизод с куделью явно символизирует идею прядения и прекращение жизни. Но Машенька, воспользовавшись помощью мышки, которая взялась за её работу, берёт своего братца и благополучно сбегает с ним из царства мертвых, тем самым проходя испытания, которые ей были даны предками.

О том, что герои сказки все-таки возвращаются в мир живых, мы понимаем, опираясь на описание тех действий, которые они совершают. Так, прятание сестрицы и братца в печи означает их перерождение (материнский символ), а о том, что дети усвоили ценный урок и стали умнее, говорит тот факт, что они съели яблоко – символ мудрости.

Кто такая Баба-яга

Культ предков в сознании древних славян был очень сильным. Он определял весь жизненный уклад человека. Кто бы мог подумать, но многовековая мудрость поколений была сосредоточена в образе Бабы-яги! Это сегодня ею пугают капризных мальчиков и девочек, а тогда Баба-яга была хранительницей домашнего очага, рода, традиций, детей и домашнего хозяйства («яга» означает «огонь»).

Именно к ней приходит в сказках путник, заблудившийся в дремучем лесу. Именно она дает ему задания, по выполнении которых герой обретает ум и счастье.

«Бабой» или «бабкой» называли в деревне лекарку-знахарку, старшую по возрасту и опыту женщину. Ее почитали, но в жертву на съедение детей не приносили. Баба-яга не ела детей, а «перепекала» их. Дело в том, что, если ребенок рождался недоношенным, его нужно было «доносить». Инкубаторов, как известно, тогда не было. Недоношенный ребенок отдавался знахарке, чтобы та совершила над ним обряд. Обмазывая ребенка специальным тестом, бабка клала его на хлебную лопату и засовывала такой «пирожок» в протопленную, но не горящую печь. Печь в этом обряде символизировала женское лоно – ребенок проходил через повторное рождение и обретал здоровое тело.

С образом Бабы-яги связано бесчисленное количество интересных фактов. Многие наверняка задавались вопросом, почему она всегда летает в ступе. Объяснение этому можно найти, вновь обратившись к традициям древних. Известно, что во время свадебного обряда бабка-повитуха толкла воду в ступе. Подобное действие символизировало проникновение мужского начала в женское. А вода использовалась, потому что именно в ней зарождается любая новая жизнь.

Из сказок мы знаем, что Баба-яга жила одна, обособленно в лесу или на болоте, то есть на границе сознания, и стерегла, по поверию древних, вход в иной мир. Ее избушка – гроб. Она сама – усопший предок. Поэтому ее дом без окон и без дверей, а нос в потолок врос – то есть уперся в крышку гроба. Баба-яга лохматая, а косы в те времена расплетали только умершим женщинам. Живые не видят мёртвых, а мёртвые не видят живых, поэтому бабушка узнавала о прибытии путника по запаху: «Чу! Русским духом пахнет!»

После того, как избушка поворачивалась к лесу задом, а к Ивану передом, Баба-яга топила баню для путника, кормила его и укладывала спать. Для чего? Когда гость мылся в бане, он совершал обряд омовения. Угощаясь пищей, данной ему Бабой-ягой, он исполнял ритуал, который давал ему способность видеть и говорить в царстве мертвых. Ну а спать герой укладывался для того, чтобы попасть в мир предков и пройти там испытания.

К слову скажем, что курьи ножки у избушки – это отнюдь не куриные ножки. Вообще к курице они не имеют никакого отношения. Мы уже говорили, что избушка Яги – это гроб. А гробы (домовины) славяне не закапывали в землю, а ставили на высокие пни, корни которых напоминали куриные лапы. Домовины были обращены в противоположную от поселения сторону, то есть к лесу, поэтому Иван-Дурак кричал: «Избушка, избушка! Повернись ко мне передом, а к лесу – задом!» Кстати, чтобы пни избушки не гнили, их окуривали дымом, возможно, поэтому слово «курий» означает «курный», «окуренный».

Изнаночный мир русских народных сказок скрывает в себе множество тайн мироздания. Наше прошлое определяет вектор будущего. Но с течением времени между ними возникает глубокая пропасть. Мир русских сказок не такой плоский и простой, как нам кажется, а образы, которые возникают в нем, не всегда несут в себе опасность. Вещие птицы, дремучие леса, скатерти-самобранки и молочные реки, прекрасные царевны и добрые молодцы – все эти образы сплетаются в очаровательную песню древней Руси, о которой когда-то писал Иван Бунин, будучи в Париже и тоскуя по родине.

Поиск

Журнал Родноверие