Завораживающую картину из жизни раннего средневековья можно было наблюдать в выходные в Петропавловской крепости, где проходил ставший традиционным фестиваль «Легенды норвежских викингов».

Он собрал более 300 реконструкторов из различных клубов России и Белоруссии. Приехали и норвежцы из Осло: представители очень известного в Норвегии клуба «Грасида».

Кстати, бои на фестивале идут почти настоящие. Разве что мечи не заточены и жестко действует правило «лежачего не бьют». Если упал боец на землю – это знак, что его больше не трогать. Травмы в таких сражениях бывают, но все-таки редко. Потому что к выходу на ристалище долго и упорно готовятся и до боя надо дорасти. Новичкам там не место. Да и к тяжелым доспехам надо привыкнуть.

– Воинское облачение времен викингов еще относительно легкое. При реконструкции эпохи позднего средневековья приходится надевать на себя до 50 килограммов железа. У викинга шлем весит 3,5 – 5 килограммов, кольчуга (в зависимости от габаритов воина) еще от 8 до 15 килограммов, меч, копье, топор: каждый вид оружия в среднем 1,5 килограмма. Но вес этот равномерно распределяется по телу, так что ничего, справляемся, – уверяет плечистый русский дружинник времен Ярослава Мудрого (а в обычной жизни – Дмитрий Коровкин, координатор проекта «Военные летописи», занимающийся реконструкцией почти 30 лет).

Дмитрий прибыл на фестиваль со всей семьей. Пока глава дома упражняется в ратном деле, его супруга Ольга кашеварит (на костре подвешен котелок). Кстати, во время фестивалей участники стараются и в быту по возможности соблюдать обычаи времени, в которое погружаются на несколько дней. Так что никакой картошки (ее же при викингах не было). Да и спят в палатках, которые раскинули прямо на Петропавловке, не в современных спальниках, а накрывшись лоскутными одеялами да шкурами. Сын Дмитрия – десятилетний Леша то помогает матери, то бежит к отцу. Ему все интересно. Его с пяти лет уже берут на выездные фестивали. Так что со временем и он будет выходить на ристалище.

Если поговорить с реконструкторами, то убедишься: многие из них сначала просто приходили смотреть, а потом и сами становились не зрителями, а участниками. Например, Анна Вейнгер.

– Сначала приходила на фестиваль с друзьями, и вот теперь сама стала участницей. Одежду мастерила сама: люблю шить. Платье – льняное, носочки – вязаные иглой. Да, именно иглой. Игла была прародительницей крючка. Вязка получалась плотная, вещи – теплые. Верхняя одежда скреплена фибулами. Все, как было в IX – XI веках, – поясняет она.

Как всегда, огромной популярностью пользовалась кузница. Ведь поучаствовать в ковке меча хотели многие. И не только представители сильного пола. Кому-то было больше по душе гончарное производство и изготовление куколок-оберегов того далекого времени.

А кто-то решил узнать о будущем, обратившись к гадалке-шаманке, которая предсказывала с помощью рун. Корреспонденты «Вечёрки» тоже не удержались и спросили гадалку (оказалось, что ее зовут Велеслава) о судьбе издания.

– Перед вами – новые пути, газету ждет развитие, которое будет совмещаться с активным творческим процессом. Судьба к вам очень благосклонна, – резюмировала Велеслава.

Поиск

Журнал Родноверие