В X веке в Киевскую Русь прибыл посол византийского императора Никифора Фоки, знатный патриций Калокир. Судя по оставленным этим вельможей записям, он был поражен порядками, царившими при дворе киевского правителя. Великий князь Святослав Игоревич, жизнь которого находилась под постоянной угрозой из-за бесконечной войны с древлянами, доверил свою защиту женщинам. Его окружали молодые статные девы, вооруженные мечами и луками. Все время, пока длились переговоры с византийским послом, воительницы оставались рядом с князем; следовали они за ним и во время военных походов. Греческие хронисты отмечали наличие женщин в войске легендарного князя Святослава, которые бьются с не меньшей яростью, чем мужчины.

Византийский писатель Лев Диакон, повествуя про войну греков и Святослава, писал, что, когда после битвы при Доростоле греки снимали доспехи с погибших русских дружинников, они видели, что женщины наравне с мужчинами сражались в битве против византийцев. Исследователь славянской традиции Александр Белов считает: «Были ли допущены женщины к оружию? Безусловно, допущены были: богатырши-поляницы, к примеру. Когда мы рассматриваем воинов Святослава поскелетно в известнейшей битве, когда он «Иду на вы» говорит, то в раскопках, судя по тазовым костям, мы наблюдаем большое количество женщин в войске самого яркого славянского князя. Вот это-то как возможно?»

На карте Карла V, датируемой 16-м веком, между Волгой и Доном (район Азовского моря, Татарии, ниже Волго-Донского волока) написано «AMAXONYM», это и есть страна амазонок. А вот что пишет историк Мавро Орбини (16-17 века) в весьма любопытной главе «Об амазонках — славных воинах славянских», помещённой в одну из его книг: «К светлости славы рода Славянского прилагается храбрость жён сего народа. А более всего — АМАЗОН, которые были жёнами сарматов славян; жилища их были при реке Волге». Согласно историку, «амазоняны» прошли всю Малую Азию, «под иго взяли Армению, Галатию, Сирию, Киликию, Перейду», принимали участие в Троянской войне «и пребывали тверды в державстве своём даже до времён Александра Великого». Есть упоминание об амазонках и в русской «Повести временных лет», только тут их называют «мазовняне». В этом древнерусском тексте идёт речь и о том, что амазонки постоянно не живут с мужчинами, а встречаются лишь с целью появления потомства, причём мальчиков убивают, а воспитывают только девочек. Вот этот отрывок: «И мазовняне же мужа не имут… но единою летом к вешним днём оземьствени будут, и сочтаются со окрестных… Аще родится отроча, погубятъ, аще ли девическъ полъ, то воздовать и прилежно въепитаютъ».

Конечно, можно приводить сколь угодно много самых различных письменных упоминаний об амазонках, однако при большом желании их все можно объяснить кочующим от народа к народу мифом о женщинах-воительницах. Неудивительно, что рассказ Геродота об амазонках высмеивал ещё древнегреческий географ и историк Страбон (64/63 до н.э. — 23/24 н.э.), он писал: «Кто поверит, что когда-то могла существовать армия женщин, созданная без участия мужчин, и такая слаженная, что совершала набеги на земли соседних народов. Рассказать такое — всё равно что заявить, будто в те времена мужья играли роль жён, а жены — мужей…». Подобный скептицизм можно искоренить только вполне материальными доказательствами и они, к счастью, есть! Думаю, что останки амазонок в курганах находили уже давно, но одни курганы ещё в древности были разграблены, в других скелеты были значительно повреждены, не всегда находились специалисты, способные отличить сильно фрагментированные женские останки от мужских. Тем более в курганах находили оружие, что сразу наводило на мысль о мужском захоронении.

Амазонки были как среди скифов, так и среди сарматов. Их захоронения обнаружены на территории России и на Украине. Пожалуй, одно из первых захоронений амазонок было обнаружено при вскрытии кургана в Воронежской области в начале 90-х годов 20-го века. Это было захоронение скифского периода, в нём находился женский скелет, рядом с которым лежали дротики и колчан со стрелами. В могиле археологи нашли и бусы. Сначала учёные, конечно, не поверили в находку захоронения амазонки, они предположили, что в кургане первоначально были погребены мужчина и женщина. По их мнению, мужской скелет мог быть выброшен или перенесён при разграблении могильника. Однако в таком случае в захоронении наверняка бы остались фрагменты мужского скелета, но московским антропологам обнаружить их не удалось, получалось, что в кургане была погребена именно женщина, и оружие принадлежало ей.

В 1995 году учёные нашли в Краснодарском крае ещё два захоронения амазонок, рядом со скелетами лежали колчаны со стрелами, кинжалы для рукопашной схватки. Одна из захороненных, по оценке антропологов, была 14-летней девушкой, её кости ног выдавали в ней умелую наездницу — они были искривлены из-за постоянной езды верхом. В 1998 году археологи нашли сразу шесть захоронений амазонок в Воронежской области (Острогорский район). Газета «Московский Комсомолец» так писала о данном открытии: «Как установили специалисты института, это были женщины 20-25 лет (средняя продолжительность жизни человека в то время составляла 30-40 лет), среднего роста и современного телосложения. В их могилах помимо оружия нашли золотые серьги, детали веретена, костяной гребень с изображением гепарда и практически в каждой гробнице — бронзовое или серебряное зеркало».

В 90-х годах 20-го века археологи проводили раскопки курганов в Поволжье, а в 2005 году в этом районе работала международная экспедиция. Хотя во многих курганах были погребены мужчины, встречались и женские захоронения, причём в них лежали добротное оружие и ценные, в том числе и золотые, погребальные дары. Исследование женских останков показало, что при жизни они много ездили верхом. В результате археологических раскопок оказалось, что из всех изученных в нижнем течение реки Волги курганов пятая часть принадлежала женщинам-воительницам. А к 2006 году курганы с захоронениями амазонок были обнаружены археологами и на Дону. Доктор исторических наук В. Гуляев рассказал об этих находках следующее: «Наша экспедиция установила (благодаря постоянному присутствию антропологов), что в шести из 59 исследованных курганов у сел Терновое и Колбино были похоронены вооружённые молодые женщины из знатных семейств. Рядом с ними — обычный набор оружия: пара дротиков, копьё, лук и стрелы с бронзовыми и железными наконечниками.

Затем дорогие ювелирные украшения греческого производства и предметы чисто женского обихода — бронзовые зеркала, серьги, бусы, пряслица из глины и свинца». Сейчас вполне можно сказать, что в 30 км от Ростова-на-Дону невдалеке от развалин античного города Танаис найдены захоронения целого отряда амазонок. В одном из таких захоронений был обнаружен скелет молодой девушки, рядом с которым лежали щит и короткий меч. Кости ног девушки были искривлены, что свидетельствовало о постоянной езде верхом. И подобных захоронений здесь найдено немало.

Старший научный сотрудник археологического музея-заповедника «Танаис» Валерий Чеснок уверен, что амазонки жили на территории современной России, ведь на древних картах реку Дон нередко называли рекой амазонок. Любопытно, что по историческим меркам женщины-воительницы существовали на Руси совсем недавно, всего несколько столетий назад. Известно, что в 1641 году во время известного Азовского сидения в битве с турками помимо воинов мужчин участвовали и казачки-наездницы. Они прекрасно стреляли из лука и наносили туркам значительный урон. Говорит исследователь Андрей Синельников: «Амазонки изображали отступление, и когда за ними бросались в погоню, они на ходу поворачивались, из лука догоняющих убивали. Этого никто не умел делать. Вот это амазонки».

Название «амазонки» пришло в русский язык недавно. Похоже, раньше на Руси их называли поляницами. В исторических документах сведения о них ученые собирают по крупицам, а вот в былинах и сказах описано немало легендарных воительниц. Златогорка, Усоньша-богатырша, Настасья Микулишна. Кем были эти вооруженные мечами и луками дамы, если не русскими амазонками? Сразиться с ними один на один решались немногие богатыри…

Как повествует одна из былин Киевского цикла, дважды уходил от сражения с поляницей Савишной богатырь Илья Муромец. Не сказочный персонаж, а реальное историческое лицо. Но на третий раз настигла дева-воительница витязя. В чистом поле бились они не на жизнь, а на смерть. Сильнее поляницы оказался Илья. Сдалась Савишна на милость победителю. Когда опустила дева свой меч, сняла шлем, увидел Илья Муромец, как хороша она собой. Полюбил он соперницу-поляницу. Но даже после свадьбы, как рассказывает былина, Савишна «не любила ни ткать, ни прясть, а любила по широким лугам скакать на коне кавуреньком аль на буреньком».

Расходятся специалисты в этимологии названия русских амазонок (произносится как «поляница», так и «полоница», и «поленица»). Как мы уже писали, историк-славянист, кандидат исторических наук Марина Крымова считает, что «слово «поляница» – это не от слова «палица», снаряд для ратоборства. Поляница – от слова «палить, жечь».

А вот исследователь Андрей Синельников уверен: «У нас есть целые былинные циклы о полоницах, «полоницы» от слова «полон» – взять в плен. Полоница – от слова «поле», выйдем в поле, померимся силушкой. Мы прекрасно знаем, что у Ильи Муромца жена была из полониц, то есть из женщин-богатырей, которая в поле его и победила. Это огромный славянский цикл». Исторические сведения о них приходится собирать буквально по крупицам. Однако в свете последних находок в Поволжье и на Дону учёным явно предстоит пересмотреть нашу древнюю историю и роль в ней славянских женщин.

Поиск

Журнал Родноверие