Почему в Японии множество топонимов, связанных с татарами?

Вице-президент АН РТ Рафаэль Хакимов вновь возвращается к теме изучения технологии изготовления самурайских мечей под названием tatara, существующей в Японии. В Стране восходящего солнца появление этой технологии однозначно связывают с татарами, которые привезли ее в VII веке через Корею. В середине октября Институт истории им. Марджани, который возглавляет автор «БИЗНЕС Online», организует научную конференцию в Токио, и тогда, возможно, появятся новые сведения о татарском следе в Японии.

ТОПОНИМЫ

Желтые реки текут к бесконечности

Где то созрели унылые льды

Рухнули скалы младыя беспечности

Воплями буйно летящей орды

Созданы сломаны снова столетия

Тянется жуткий плакучий пустырь

Речь низвелась к хрипоте междуметия

Мечется гладный-озябший упырь.

Там в нищете в неизвестности каменной

Спелого ветра не зная черты

Области огненной кротости пламенной

Сердцем тоскующим тянешься ты.

Давид Бурлюк. Грусть. Ор. 62

В одной из предыдущих статей я писал о поездке в Японию для изучения технологии изготовления самурайских мечей под названием tatara. В Японии появление этой технологии однозначно связывают с татарами, которые привезли ее в VII веке через Корею. В имени tatara окончание «а» можно отнести к особенностям японского языка. Впрочем, существует другая версия. Известный монголовед Евгений Кычанов этимологию этнонима «татар» объясняет следующим образом: «В чжурчжэньском языке был глагол tatambi — «располагаться лагерем». Причастие настоящего времени от этого глагола tatara — «располагающиеся лагерем, стойбищем», на наш взгляд, может служить одной из рабочих гипотез для объяснения имени «татары». Маловероятно, чтобы самоназвание возникало по такому признаку, как «стойбище», но этноним «татар» с окончанием «а» вполне мог появиться под влиянием предков чжурчжэней — тунгусов, китайцы их называли мохэ. Язык чжурчжэней относится к тунгусо-маньчжурской группе, и татары, жившие на востоке нынешней Монголии, контактировали с предками маньчжуров. Государство мохэйцев под названием Бохай (впоследствии Маньчжурия) граничило с Кореей, а там и рукой подать до Японии.

В объяснении Кычанова интересна не сама этимология, а только окончание в имени tatara, которое его связывает с маньчжурами. Вообще, версий происхождения этнонима «татар» существует великое множество, но за давностью происхождения татар трудно однозначно доказать какую-либо версию, да и, честно говоря, нет в этом необходимости. Практически все летописцы пытались найти объяснение происхождению такой страшной силы, как татары. Европейцы сразу это увязали с понятными им сюжетами о подземном мире «Тартар». Те, кто видел татар своими глазами, относились к легендам более трезво. Францисканец Иоанн де Плано Карпини писал: «В восточных краях есть некая страна... Монгал. В старину в этой стране было четыре народа: один из них назывался йека-монгал, то есть великие монгалы; второй — су-монгал, то есть водные монгалы; сами же они именовали себя тартарами по названию некоей реки, которая протекает через их землю и называется Тартар». Другой францисканец поясняет: «Моал [по-тартарски] — земля, монголы — означает [имя] жителей земли. Однако сами [они] называют себя тартары от [названия] большой и стремительной реки, которая пересекает их землю и называется Татар. Ибо тата на их языке означает [по-латыни] «тащить», а тартар — «тянущий». Подобная версия гуляла по всей Европе. В так называемом «Пандеховом пророческом сказании» 1259 года (сербская рукопись) приводится эта же этимология имени татар: «Тар'та река есть велия. Прему граду тому, име еи наричеть се Тар'та. Темь же хальдеисци езыци наричють се Тар'тарие. Два мьча и вьторымь изидуть на землю. Дващи бо имь изити на землю гневомь. Кумане нигдере не будуть и погибнуть. Руси вльчьки повиють и разидуть ее, люту Казань примуть, истають акы воскь от лица ог'ну». Разные ученые пытались идентифицировать эту реку, но безуспешно. В этих летописях интересна не этимология, а понимание летописцами места жительства татар — там, где восходит солнце, и на севере за непроходимыми горами, и на юге рядом с Китаем и Персией. Тут они не ошибались.

«КРОМЕ ТАТАР БОЛЬШЕ ВЛИЯТЬ НЕКОМУ»

Истина проходит через три стадии: сначала ее высмеивают, потом ей яростно сопротивляются и, наконец, принимают как очевидное.

Артур Шопенгауэр

Появление новой технологии tatara в Японии несложно датировать по археологическим находкам, но сам факт, на первый взгляд, выглядит слишком неправдоподобным. Где сегодня татары и где Япония! Даже наличие Татарского пролива у Сахалина не добавляет аргументов, ведь в российских книгах пишут, будто пролив «Татарским» назвали по ошибке. Тем не менее самурайские мечи, заменившие китайские прямые мечи, явно похожи на татарские сабли, они не были продолжением японских традиций. Конница с соответствующими доспехами и техникой боя характерна именно для татар, одновременно выросли курганы, не характерные для японцев. Одним словом, появилась степная культура среди гор, вулканов, лесов, островов, болот и моря. Для китайцев, повлиявших на культуру Японии, все это было чуждо. Кроме татар больше влиять некому. Но как?

Из известных в те времена степных народов можно выделить наряду с татарами киданей и монгол. Что касается киданей, их государство Ляо появилось только в Х веке. Монголы появились в Монголии между Х и ХII веками. До того там жили татары. В записках о монголах, составленных южносунским дипломатом Сюй Тином в 1237 году, сказано: «Государство черных татар называется Великой Монголией. В пустыне имеется гора Мэнгушань, а в татарском языке серебро называется мэнгу. Чжурчжэни называли свое государство «Великой золотой династией», а потому и татары называют свое государство «Великой серебряной династией». Кидане и монголы не только позже татар появляются в Монголии, но к тому же они не были кузнецами. Зато возвышение тюрков связано именно с изобретением новой технологии выплавки металла, причем не вообще металла, а высококачественного, такого же, как дамасская сталь. В Минусинской котловине, Хакассии, на Алтае появились многочисленные горны. Тюрки с новым оружием сумели разгромить своих господ жужаней, спуститься с гор на степной простор и в VI веке создать Тюркский каганат. Об этом сохранилось множество преданий.

Вот что рассказывает Ибн Баттута о разговорах в образованной среде города Бухары в первой половине XIV века: «Чингис-хан был кузнецом в земле Хата. Он был щедр душой, силен и прекрасно сложен. Вокруг себя он собирал людей и кормил их. Постепенно у них появилась группа людей, которая избрала его своим предводителем, и он захватил свою страну». Другой летописец Рашид ад-Дин повествует о времени появления тюрок на политической арене: «Когда среди тех гор и лесов этот народ размножился и пространство занимаемой им земли стало тесным и недостаточным, то они, не имея другого выхода, расплавили горный склон, состоявший из железной руды, и вышли из той теснины на простор степи».

Отголосок этой легенды слышал Марко Поло и другие послы Европы и Ближнего Востока. В Европе это истолковали превратно, будто народ Гога и Магога, запертый Александром Македонским за огромной стеной из бронзы и смолы, расплавил горы и двинулся завоевывать восточные и западные страны. В Европе повторяли слова якобитского патриарха XII века Михаила Сирийца: «Земля, где пребывают тюрки, которые есть Гог и Магог, находится на северо-востоке. И не только из пророческого слова мы узнали это, но также из того, что видели и слышали мы и наши предки. [Там] они собирались, вышли оттуда и постоянно выходят. [Они жили от] края востока, или от того места, где восходит солнце, до предела северного, поблизости к стороне западной, в большом протяжении ее долготы [т. е. далеко на северо-запад]. В ширину же — до северного конца обитаемой [земли]. Об этой земле говорится, что она окружена непроходимыми горами. И только в двух местах имеется в них подобие ворот, через которые выходят те, кто там, и входят те, кто желает. Одни [ворота] — в восточной стороне, далеко на восток от Персии, а другие — на севере, в пределах иберских [на Кавказе]. Там есть и строения, укрепленные [крепости]. Ворота [в Иберии], о которых мы говорили, построены по приказанию македонца Александра Великого, чтобы обманом народы, которые там, не вышли. И ныне эти ворота находятся во владении иберов. Они выходили оттуда, из числа этого народа тюрок, из той внутренней земли, в которой они жили за горами, называемыми грудями земли». Мифологизация происхождения татар (из подземного Тартара), увязка этой легенды с библейскими сюжетами вызывала страх и нерешительность у европейцев перед лицом татарского нашествия.


В Японии загадочным образом сохранилась технология выплавки стали tatara

«ЗА ЛЕГЕНДАМИ КРОЕТСЯ РЕАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ»

За легендами кроется реальная история о добыче железа, разработке технологии плавки высококачественной стали, что стало поворотным событием в истории тюрок. К сожалению, наши историки не умеют выделить главное в прошлых событиях, т. е. то, что возвышало народ и что приводило его в упадок. Владение технологией выплавки высококачественного металла и в наши дни дает любой стране громадное преимущество. Это же очевидно, но историки описывают грандиозные сражения, в которых с каждой стороны участвуют многочисленные армии, не объясняя, откуда взялось оружие в таком количестве, где были источники сырья, какова была технология ковки металла, ведь для снабжения 100 — 200 — 300-тысячной армии нужна была целая металлургическая промышленность. На вопросы отвечают примерно так: в обозе ехали кузнецы, занимавшиеся ремонтом и ковкой оружия. Откуда металл у кузнецов? Откуда сырье?

С ситуацией на Алтае в период возвышения Тюркского каганата более или менее ясно, ведь сохранилось много каменных стел с хроникой на тюркской рунике. Но нет ясности с контактами татар с жителями японских островов. И здесь приходится делать только предположения. По сведениям Рашид ад-Дина, до времени возвышения Чингизхана татарских государств было шесть. Один из татарских юртов локализуется вокруг озера Буир-нор на востоке нынешней Монголии. Именно этих татар в свое время разгромил и якобы истребил Чингизхан. Остальные татары участвовали как союзники.

Буир-нор располагается рядом с горами Хингана. Для нас в качестве ориентира более известна река Халхин-Гол. Она берет начало на западных склонах Большого Хингана и впадает в озеро Буир-нор. Большой Хинган связывает высокое монгольское нагорье с низменностями западной Манчжурии. Видимо, путь татар в Японию нужно искать в той стороне. На Малом Хингане — продолжении восточного отрога Большого Хингана — есть месторождения железной руды и, что очень важно, горы покрыты лиственными лесами, там влажный климат. Технология tatara требует большого количества угля лиственных деревьев, а с тем, чтобы производство не прекращалось, нужно постоянное воспроизводство леса, что возможно только при влажном климате. Недостаток координации научных исследований не позволяет сказать что-то большее, нежели делать предположения.

Будучи на конференции в Лейдене в мае этого года, я пытался что-то разузнать у лучшего специалиста по степной культуре члена-корреспондента Российской академии наук Николая Крадина. Он из Владивостока, и их ученые много занимались торговыми связями Дальнего Востока с Хоккайдо и, в частности, историей государства Бохай. Если бы удалось найти торговые пути по Амуру (протекающему вдоль Малого Хингана) до японских островов, сюжет был бы весьма выигрышным. Но у ученых Дальневосточного отделения РАН не оказалось никаких сведений о проникновении татар в Японию. К тому же, по японским сведениям, татары высадились с Корейского полуострова и не на остров Хоккайдо, а на территорию нынешней префектуры Симанэ. Впрочем, японские историки говорят об этом предположительно. Корейские ученые на письма пока не отвечают, видимо, тоже отсутствуют сведения. Тема, похоже, зашла в тупик.

ТОПОНИМЫ УКАЗЫВАЮТ НА ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ПРЕБЫВАНИЯ ТАТАР В ЯПОНИИ

Грубая, простая, примитивная сила настойчивости есть некоронованная королева мира воли.

Генри Форд

С московским профессором Владимиром Курбатовым, автором популярных книг по топонимике, я переписывался по интернету. Его работа «Тайные маршруты славян» и другие построены на анализе появления названия городов, сел, рек и т. д. на разных территориях, что открывает новые источники для историков. Для исследования ему часто попадались названия населенных пунктов и рек с тюркским звучанием. Ему нужно было содействие в их интерпретации. Этим летом он заехал в Казань со своей новой книгой, и мы разговорились о научных планах. У топонимов и гидронимов есть одно замечательное свойство — они не знают административных границ, однажды где-то зацепившись, остаются там на века. Конечно, многие из них в результате административных реформ потерялись, тем не менее их осталось достаточно, чтобы говорить даже о статистике. По ним можно судить, куда какие народы двигались с примерной датой расселения.

В разговоре о татарских названиях в разных концах света я упомянул и Японию, где загадочным образом сохранилась технология выплавки стали tatara, в названиях боевых единоборств встречается это же слово tatara, в языке сохранились фразы, типа «татарская поступь». На что Курбатов заметил, что в Японии много топонимов, связанных с татарами. Через недельку он мне прислал карту со своими пометками. Оказалось, на о. Хонсю между городами Аоморе и Хатинохе расположены гора Tatara yama (гора) и Tatara san. К северу от Токио есть болотистый островок Tatara numa (болото), севернее города Убе примостилось озерцо Tatara saki, в западной части о. Рюкю — Tatara shima (остров) и река Tatara gawa. Кроме того, на полуострове Ното есть селение Kazan shi, у мыса Сата — холмистая местность Kazan, и в составе архипелага Нампо в Восточно-Китайском море имеется группа островов Kazan retto. Очевидна не случайность появления таких названий и в таком количестве, иначе говоря, татары в Японии оставили заметный след.


Карта из Библиотеки Конгресса США

Топонимы не только указывают на длительность пребывания татар в Японии, но их нельзя навязать, они отражают самоназвание, т. е. напрямую связаны с этнонимом. Существуют теории об изобретении этнонима «татар» китайцами, которые всех некитайцев называли татарами, т. е. варварами, или есть концепция о монголах, которые якобы всех немонгол называли татарами и посылали впереди всей армии, вследствие чего войско Чингизхана стали называть татарским, а Евразию — Татарией. Существуют даже теории об изобретении этнонима «татар» идеологами нациостроительства, вроде Шигабутдина Марджани, якобы подменившего исконное имя «булгар» на искусственное «татар».

Написаны горы литературы о том, что китайские, восточные и европейские летописцы ошибочно называли народы татарами, или о том, что в китайской канцелярии было предписано в донесениях исправлять самоназвание «монгол» на «татар» или, в крайнем случае, «монголо-татар» (мэн-да), будто китайцы, столетиями жившие с татарами бок о бок, выстроившие Великую стену против них, не могли отличить татар от монгол. Кто-кто, а китайцы хорошо различали этнос «татары» от династии «Монгол».

КАК ПАСТУХ МОГ СОЗДАТЬ ВЕЛИКУЮ ИМПЕРИЮ?

Взгляните на карту мира, и в разных ее концах обнаружатся топонимы и гидронимы, связанные с этнонимом «татар», никем не навязанные, а сохранившиеся до сих пор в названиях местности, гор, озер, рек, ручьев, горных вершин, населенных пунктов, поскольку там оставили след настоящие татары, которые сами себя считали татарами. Их не один и не два, а десятки в самых разных странах: Пакистан, Афганистан, Турция, Иран, Средняя Азия, Азербайджан, страны Восточной Европы, включая Боснию, Сербию, Македонию, где есть целые административные единицы, горные хребты, долины. Их давно могли бы заменить на более подходящие названия решением администрации, но они остались как часть их истории. Как можно навязать топоним tatara в Японии? Я не знаю. Слишком много схем выработано в научной литературе, которые стали железобетонно классическими, защищены десятки диссертаций с фантазиями о том, почему татары не татары, почему монголы не татары и кто такие татаро-монголы. Их трудно победить...

Можно было бы не писать о «кухне» исторических исследований, о далекой и древней Японии в то время, как мы далеко не все знаем о своем родном Татарстане. Можно было бы заняться более конкретными делами. Но... деятельность Татарстана выходят далеко за пределы административных границ, и мы должны выработать другое мышление — планетарное — с тем, чтобы понимать, как вести экономическую экспансию. История позволяет иначе взглянуть на свое место в этом мире. К тому же деловые партнеры, в частности японские, инвесторы интересуются историей татар.

Одновременно эта тема откроет нам глаза на кочевую культуру как высокоразвитую цивилизацию. Вдумайтесь, татары уже в те времена имели флот, достаточный, чтобы перевозить на японские острова конницу. Татары VII и последующих веков не просто кочевники, скачущие на лошадях по степи, они и кузнецы, даже больше — металлурги, землепашцы («белые татары») и флотоводцы. Без такого исторического опыта не состоялась бы Монгольская империя. Обычно рассказы о Чингизхане сводят к его способности объединить монгольские племена, разгромить татар всех до единого и начать завоевательные походы. Спрашивается, как пастух мог создать великую империю? Степные пастбища — не тот ресурс, который позволяет строить государство. Степь хороша как пространство для свободного передвижения материальных ресурсов, а сами ресурсы строятся не благодаря сочной траве. Технология преимущества состояла в особой сборке коня, седла со стременами, легкой кривой сабле, луке, позволяющем стрелять прямо с коня, быстро собираемой и разбираемой юрте. Великолепная организация и управление этим хозяйством и стало тем, что предопределило мощь татарских государств. Конечно же, все это было бы невозможно без металлургической базы на Алтае и, возможно, еще где-то, о чем пока мы не имеем сведений.

В середине октября Институт истории им. Марджани организует научную конференцию в Токио и префектуре Симоне вместе с японскими партнерами, и тогда, возможно, появятся новые сведения о татарском следе в Японии. Поиск продолжается. Мы еще долго будем удивляться истинным масштабам татарской истории.

Перешагни, перескочи,

Перелети, пере- что хочешь —

Но вырвись: камнем из пращи,

Звездой, сорвавшейся в ночи...

Сам затерял — теперь ищи...

Бог знает, что себе бормочешь,

Ища пенсне или ключи.

Владислав Ходасевич. Весна 1921

Поиск

Журнал Родноверие