Все известия сходятся на том, что основным напитком славян был сваренный на воде и перебродивший мед — по-славянски "медъ", позднее называвшийся также "медовина". Уже в 448 году славяне, жившие в Венгрии, когда через их села проезжало посольство Феодосия II с ритором Приском, угощали императорских послов медом.

Что мед является основным напитком у славян, подтверждали позднее Масуди, Ибн Русте, Персидский географ и Гардизи, который сообщал также, что каждый хозяин у славян имел у себя в запасе по 100 деревянных посудин этого напитка. Из древних русских известий мы знаем, что мед пили на тризнах, что он был жертвенным напитком языческих демонов, а князь Владимир не только имел бочки с медом в княжеских погребах в Белгороде и Киеве, но даже, счастливо избегнув ловушки, подстроенной ему печенегами (996), наварил в ознаменование этого события 300 провар меда для угощения приглашенных им гостей.

Как и в соседних Литве и Германии, так и у славян появление медового напитка при наличии большого количества лесов, полных пчел, было вполне естественным. Мед варился на воде, а потом в течение примерно 14 дней бродил.

Наряду с медом с X века упоминается также и пиво — напиток, приготавливавшийся из ячменя или овса. Так, например, пиво упоминается грамоте Оттона от 949 года среди предметов, входящих в дань, собиравшуюся со славян, и в современной славянской легенде о св. Вацлаве, когда Болеслав предлагает брату "пиво". Возможно, к этому напитку относится название "олъ", "оловина", которое либо было перенято из немецкого языка, либо являлось древним индоевропейским наименованием. Зато бесспорно славянским является название "квасъ", засвидетельствованное на Руси уже во времена Владимира.

Употребление хмеля при варке пива засвидетельствовано у славян, сначала у чехов, а с XI века и на Руси. Древнеславянское слово "хмель" считается заимствованным от финнов или тюрко-татар. В отличие от него термин "сладъ" (солод) является древнеславянским.

Приготовление кумыса из кобыльего молока и употребление его в качестве напитка у славян не засвидетельствовано; о нем упоминает только Ибн Русте, когда пишет о правителях одного славянского племени на Руси.

Вино было завезено к славянам скорее всего из Италии, через Дунай, при посредстве германцев, так как общеславянский термин "вино" — латинского происхождения, а торговля вином упоминается в Германии с I в. до н.э. Славяне познакомились с вином и, вероятно, пили его уже в первой половине I тысячелетия н.э., однако изготовление вина в западных и восточных славянских землях засвидетельствовано лишь в XI и XII веках, когда в чешских (с 1057 года) и польских (с XII века) грамотах упоминается впервые "Vineal" и "Vinitores". Только на юг от Дуная, что вполне естественно, нам известны у славян виноградники, возделывавшиеся еще до IX века.

Пили славяне, как и другие окружающие их народы — скифы, кельты, пруссы и германцы, — много, особенно на праздничных пирах, древнее славянское название которых "пиръ" происходит от слова "пити". Особенно большими пиршествами были погребальные, так называемые тризны, на которых славяне пили уже сверх всякой меры. Уже Ибн Фадлан упоминает, что русы пьют днем и ночью, а иногда даже умирают с кубком в руках, а князь Владимир подтверждает то же в следующих словах: "Руси есть веселие пити, не можем без этого быти".

О том, как пили славяне, и о характере славянских пиршеств мы знаем мало, меньше, чем традиции сохранили нам о пирах германских. Известно лишь, что когда славяне пили вино, то при этом пели, стараясь друг друга перещеголять — "кто устроит лучший пир", и что кубки или рога (турьи, бычьи) переходили из рук в руки до тех пор, пока гости были в состоянии пить. У полабских славян гости при этом что-то выкрикивали и произносили какие-то заклинания, обращенные как к доброму, так и к злому богам. Ряд подобных упоминаний "о наполнении бесовской чаши" во время языческих празднеств встречается и в русских церковных поучениях, и если, согласно древней легенде X века, св. Вацлав поднял на пиру чашу в честь св. Михаила, то это ни что иное, как отголосок древних здравиц в честь языческих демонов, место которых занял теперь архангел. То же самое представляет собой и пение тропарей в древней Руси, а также опустошение чаши после каждого гимна.

Поиск

Журнал Родноверие