В Красном Яре действует необычный музей каменных изваяний. Он был создан четыре года назад на окраине села, на улице Крестьянской, 1, местным пчеловодом Сергеем Михайловичем Кульковым.

Помогли районная администрация и гранты от областного министерства сельского хозяйства по программе сельского туризма.

Невысокий деревянный плетень, за которым хорошо видно подворье с деревянными строениями и лежащими прямо на земле массивными кварцевами камнями и жерновами. На калитке табличка с надписью "Музей каменных изваяний россо-ариев".

Заходим вместе с хозяином, Сергеем Михайловичем, и нас встречают несколько живущих здесь собак.

"Жалко было топить щенков, — говорит Кульков. — Сколько смог — раздал, а остальные все здесь живут".

Раньше, когда музей еще не был открыт, через плетень то и дело перемахивали любопытные, чтобы рассмотреть собранные Кульковым древние валуны. Теперь в этом нужды нет: музей приглашает всех желающих, и вход сюда свободный.

"Лет девять назад мне захотелось оставить память о деревнях, где жили мои родители, — рассказывает Сергей Михайлович о том, как начинался музей. — Мама у меня из Сергиевского района, из села Ивановка, а отец — из Елховского, из деревни Черный Враг. Ни там, ни там уже никто не живет: умерли деревни. И мне захотелось поставить памятник им. Около Ивановки нашел огромные валуны весом по тонне, поставил их во дворе, начал обрабатывать. Болгарка — и та не берет, такая плотность. И все же я вырезал таблички для памятников и отвез их в поле, установив на заметных местах. А потом увидел по телевизору передачу с краеведом Евгением Бажановым — он показывал такие же камни и говорил, что они с древних славянских святилищ. Я связался с ним, он приехал и подтвердил, что мои камни священные, и показал следы обработки древних мастеров — я сам их сперва не заметил. Сначала я ему не поверил, но потом вместе с ним три года ездил в экспедиции, мы объехали всю область. И я действительно стал замечать, что на многих древних валунах повторяются одни и те же символы — арка, олицетворяющая солнце, стрелки, указывающие дорогу путникам, трезубец... Я и сам начал искать такие камни по окрестностям и привозить к себе. Часто находил их на вершинах холмов, рядом с дубами — славянскими священными деревьями. А больше всего их в Елховском районе — около Зеленой горы".

Сергей Михайлович показывает следы обработки кварцевых валунов нашими далекими предками. Вот сколы, следы от сверления, остатки металлических трубок, которые вставлялись в камни...

"Металл древний, — говорит Кульков, — он минерализовался, его даже магнит не берет. Каким образом он вгонялся в эти камни — загадка. Сегодня такой камень можно обработать только алмазным сверлом".

Загадочно и предназначение этих камней. Скорее всего, они играли ритуальную роль.

"Подобные камни я видел в Херсонесе, около Севастополя, — вспоминает Сергей Михайлович. — Там такие сегменты ставились друг на друга, и получались каменные колонны".

Английский Стоунхендж и наш Аркаим стали брендами, привлекающими тысячи туристов. Право же, музей, созданный красноярским любителем истории, имеет на это не меньше оснований.

Впрочем, и сегодня здесь наблюдается если не поток, то ручеек туристов — в том числе и зарубежных. Эти места настолько впечатлили чету французов, что они решили поселиться неподалеку, в селе Нижняя Солонцовка, чтобы иметь возможность чаще бывать здесь. А сегодня на Крестьянской улице ждут приезда других гостей из Франции, которые будут здесь жить три дня.

Помимо каменных изваяний, много чего еще может привлечь туристов. Прямо на земле разложены массивные каменные мельничные жернова XVIII-XIX веков, некоторые из них были подняты со дна реки. На одном из них можно увидеть название французской компании, которая была производителем жернова.

Поблизости — деревянный столб, сооруженный Кульковым по образцу древних. На одной стороне изображен знак коловрата, символизирующий вечное движение солнца, на другой — лик бога Перуна, а под ним — силуэт меча.

В бревенчатой избе с камышовой крышей устроен музей русского быта. Над входом — знак коловрата и знак рун, символизирующий, по словам Кулькова, нескончаемый путь. Вполне подходящий знак для туристов-путешественников, которые, кстати, могут и заночевать здесь же, на втором этаже музея-избы. Внутри — русская печь, сложенная по всем канонам славянских традиций, В этой печи, к слову, готовили обед для ребят из военно-патриотических клубов, у которых недавно здесь проходил сбор. У входа в избу и в ней самой можно увидеть разнообразную старинную утварь: деревянные колеса, ручную мельницу, чугунки, прялки, самовары, старинную плетеную торбу, с которой раньше ходили путники по дорогам, конскую упряжь, ярмо для быка. Тут же — стилизованные под старину дубовые кресла.

Можно увидеть в музее и артефакты времен Великой Отечественной войны. Сергей Михайлович привез их из-под Ржева, где шли кровопролитные бои и куда он ездил несколько раз для участия в поисковых работах. Поездки имели и личную подоплеку: среди погибших воинов был его родной дядя. Среди экспонатов — советские каски и немецкие каски, обработанные "Катюшами", штык от нашей винтовки, погнутый взрывной волной, котелок, пробитая пулями металлическая кружка, бутылка для "коктейля Молотова" — с помощью таких бойцы поджигали немецкие танки.

Рядом — гостевой дом с деревянными скамьями и столом. Здесь радушный хозяин угощает гостей медом и суряницей — древнеславянским медовым напитком, в который добавляется изюм и цветочная пыльца.

Рядом с музеем — необычное для наших мест сооружение: пирамида с пропорциями "золотого сечения", четко ориентированная по сторонам света. Предусмотрено заземление с помощью восьми металлических столбов, а в четырех местах зарыта медная проволока, которая собирает блуждающие токи.

Пирамида служит и местом отдыха, и выставочным павильоном. К примеру, здесь собраны редкие минералы, найденные в Ундорах, археологические находки — копья, наконечники древних воинов. Здесь же, внутри пирамиды, воплощен фразеологизм "рояль в кустах". Точнее, это пианино, но расположено оно действительно рядом с кустом, растущим внутри пирамиды. Помузицировать может любой желающий.

Впрочем, сам Кульков больше верит в целебную силу сооруженной им пчелолечебницы, что расположена рядом с пасекой. В небольшом деревянном домике — две полки. В них просверлены специальные дырочки, а внизу — пчелиный улей. Человек лежит на полке и вдыхает поднимающиеся оттуда ароматы меда, прополиса, маточного молочка.

Рядом можно увидеть устроенные хозяином борти, какими они были в старину. Известно, что бортный промысел у славян — один из самых древних.

Тут же небольшой водоем, где могут искупаться все желающие. Слышно кваканье лягушек, иногда они с плеском выпрыгивают. Лягушки — хороший знак: значит, вода чистая. Здесь же, в водоеме, Сергей Михайлович разводит карпов.

Люди собираются у Кулькова по разным поводам: свадьбы, сборы, праздники, организованные на основе древних обычаев. Последний прошел 29 июля, когда отмечался день Перуна. Были здесь и хороводы, и игры, и пляски, и соревновании по метанию ножей, и ярмарка ремесленников, и мастер-классы. Праздник шел допоздна, а желающие могли здесь же заночевать — кто в палатках, кто на сеновале, а кто на мансарде. Кстати, на площадке, где проходил праздник, есть таблички, где прописаны заповеди Перуна и Даждьбога. Их оставил погибший в прошлом году странник Петр Григорьевич Никитин, который много лет путешествовал по всему миру. Гостил он и у Кулькова, несколько дней жил внутри пирамиды. Многие из заповедей Перуна и Даждьбога напоминают христианские.

23 сентября здесь снова ждут гостей на большой праздник славянского Новолетия.

Планов у Сергея Михайловича много. Думает обустроить гостиницу в возведенных им и его помощниками деревянных башенках. А еще хочет построить 12-метровую ветряную мельницу, которая будет в рабочем состоянии. Она станет самым высоким зданием на этом чудо-подворье.

Поиск

Журнал Родноверие