РОСА (далее будет развернутая цитата из статьи А.Г. Боброва, которая и сподвигла меня на написание этого поста) почиталась священной, «о чем свидетельствуют приведенные В.И.Далем выражения: «Росою, да через серебро умыться — бела будешь», «Все мы растем под красным солнышком, на Божьей росе», «Без росы и трава не растет» и т. д.13 В русских говорах зафиксированы употребления слова «роса» «в сочетаниях, связанных с календарными обрядами, приметами и поверьями и выражающих веру в то, что роса обладает чудесной целебной силой (поэтому по ней бегают, валяются, стараются поить коров, лошадей, чтобы сохранить или дать им силу, красивый вид и т. п.)».14

В славянских заговорах в начальной части текста, известной как«чудесное одевание», встречается мотив «умывания росою» (наряду с «утиранием» светом, звездами или зарею),15 да и вообще роса часто упоминается как субстанция магическая по происхождению или назначению («прибавленная» св. Егорием или «выпущенная» его матерью; собранная Богородицей; она «падает» на яблоню в райском саду; на нее переходят болезни; по ней ходит Богородица и едет Егорий; ею Христос поливает змей; ее «сбивают» три калеки;«слизывает» солнце и т. д.).16

Роса, использовавшаяся в лечебных целях, отождествлялась,очевидно, с «живой водой» русских былин и волшебных сказок.17 Об этом свидетельствует, например, способ «излечения» былинного героя Михайла Ивановича Потыка: «Михайла Потык сын Иванович он на четырех костях поплыл во зеленый луг, приплывал он ко сыру дубу. Прилетала птичка райская, садилась на тот на сырой дуб, пела она песни царские: «Кто в эту пору-времечко помоется росою с этой шелковой травы, тот здрав будет». Михаила Потык сын Иванович умывался росою с этой шелковой травы: заростились его раночки кровавые, стал он, молодец, здрав по-прежнему».18 ….

«Иванова роса» в народной традиции считалась целебной: ее использовали,«чтобы прогнать всякую болесть», например, промывали глаза и лечились от угрей и прыщей на лице; в купальскую ночь «собирали в посудину» или в крынки для молока; водили скатертью по росистой траве и затем выжимали ее.36 В календарной мифологии купальского цикла также известен мотив «отбирания ведьмами молока» при помощи сбора отождествляемой с молоком росы (ночью в канун Купалы).37 Б.А. Рыбаков справедливо отмечал: «Множество деталей обряда убеждает в том, что это празднество Купалы было связано не только с солнцем, в честь которого зажигались от «живого огня» знаменитые купальские костры, но и с росой, являющейся ежедневным орошением колосящихся в это время хлебов. В купальскую ночь черпают росу, умываются росой и даже таскают с магической целью скатерти по росе».38

Встречаются и прямые свидетельства о купании / катании по«Ивановской росе». Описывая купальский праздник «на Карпатских горах, Судетах и Корнопошах на пространстве нескольких сот верст», И.П. Сахаров замечает о его участниках: «После перепрыгивания через костры огней, купаются в росе», а «литовцо-руссы», по его словам, называют этот день праздником росы («на росу» они и отправляются рано утром в день Ивана Купалы).39 Об именовании праздника Ивана Купалы «росою» в западнорусских губерниях свидетельствует и В.И. Даль;40 отмечено купание в росе в этот день также у гуцулов41 и в районах контакта восточнославянского и финского населения.42 …

Причиной, побудившей как митрополита Илариона, так и летописного греческого «философа», разъясняя древним русичам смысл центрального христианского таинства, вспомнить пример из Ветхого Завета и соотнесли росу с крещением, было особое отношение язычников к этой приходящей свыше «небесной влаге». Подобно тому, как Иван Купала является своего рода «двойником» Иоанна Крестителя, купание в «живой воде» — праздничной первой утренней росе. еще не освещенной лучами солнца, в определенном смысле служит аналогом христианскому крещению и потому связано в народной традиции именно с днем церковного почитания Иоанна Крестителя.49″ [1]

Особое отношение к росе в славянской традиции, подобному «святой воде» христианских культов, подтверждается и другими источниками. См. например, статью СД.ЭС «Роса» (Далее, «Р.»):

..»На Рус. Севере в Иванов день делали особый веник, предназначенный для лечения больных. Его бросали на какое-то время в поле или в огород, чтобы он обросился, поскольку «ивановская роса» считается целебной ( К СК2000/5:140). Переселенцы из Витебской губ., живущие в Сибири, в ночь перед Ивановым днем выстилали вышитые рушники на Иванову росу; утром выжимали влагу и использовали ее для лечения глаз.

Р. могла использоваться в качестве «святой воды» для нейтрализации «нечистоты» опасных предметов и вещей.»[2]

Как видите, словосочетание «святая вода» все же точнее отражает суть, нежели чем «живая», например. Из-за дополнительного значения «придания волшебной силы предметам/очищения их».

В общем, мои практические рекомендации:

1. Катание по росе до восхода солнца в купальский период;

2. Умывание росой;

3. Собирание росы (как классическим методом — на простыни/полотенца с последующим их выжиманием, так и методами, принятыми в европ. спагирии http://www.spagyria.ru/Mutus_Liber3.htm);

4. «Оброшение» — выставление предметов под купальскую росу, чтобы придать им святую силу/очистить от злого начала.

[1] Бобров А.Г. «Катание по росе» как языческое таинство //Традиционные модели в фольклоре, литературе, искусстве. http://ec-dejavu.ru/d/Dew.html

В честь Н.М. Герасимовой. — СПб. — Изд-во «Европейский дом», 2002.

[2] Славянские древности. Этнолингвистический словарь под ред. Н.И.Толстого. Т. 1-5. М

Поиск

Журнал Родноверие