В ночь с 6-го на 7-е июля в России, а также Украине, Белоруссии, Польше, балтийских странах, Финляндии отметят, возможно, самый языческий из всех известных сегодня в России праздников — ночь накануне Ивана Купала, которая утром 7 числа уже перейдет в церковный день Иоанна Крестителя, Иванов день. О современном язычестве, о происхождении праздника и о том, почему он потерял свое первоначальное соответствие летнему солнцестоянию в конце июня рассказывает эксперт Республиканского центра русского фольклора в Москве Варвара Добровольская.

- Как воспринимается этот праздник и ночь накануне Ивана Купалы в современной России, насколько его знают? Есть ли регионы или группы людей, общества, где он действительно важен? Или все сводится к пикнику с выпивкой и купанием голышом?

- В современной России Иван Купала относится к той категории праздников, о которых знают, наверное, все. Отмечать — нет, конечно, не отмечают. С Иваном Купалой, наверное, сложнее, чем со всеми остальными праздниками, потому что у людей в голове этот день соединяется с днем летнего солнцестояния.

- Официально в Русской православной церкви 7 июля — Иванов день, то есть день Иоанна Крестителя. Верно ли, что название происходит от языческого божества — Купалы, или же речь идет о крещении в воде, то есть о купании?

- По старому стилю он приходился на 24 июня, в народном сознании совпадал с днем летнего солнцеворота и считался симметричным празднику Рождества. В церковной традиции он совпал с днем Иоанна Крестителя. Новый стиль передвинул его на 13 дней. Вообще уже непонятно, с чем он связан. Всякие деревенские дома культуры, сельские организации, всякие ансамбли, которые при домах культуры, ужасно любят Ивана Купалу. Потому что это очень красиво, для этого не нужен зал, которого чаще всего нет, а вот можно выйти на улицу и как бы сымитировать некое действие так, как мы себе этот праздник где-то представляем: чуть-чуть Гоголя, чуть-чуть каких-то методических указаний, и вот вместе это все очень красиво. Много венков, дети в белых рубахах с распущенными волосами, поскольку обнажение не совсем в культурной традиции, поют песни и венки бросают в воду.

- Например, на Западе сейчас наблюдается рост числа людей, которые считают себя современными язычниками. Наблюдается очень большой интерес ко всему, что связано с дохристианской Европой. А в России можно говорить о подобной тенденции?

- Можно, причем в отдельных регионах язычество становится даже доминирующей религией. Например, поволжские угро-финны — марийцы, чуваши — возвращаются к своим корням. Все-таки русское православие — это очень специфическая вещь, это все-таки двоеверие, хотим мы это признавать или не хотим. Человек, который ходит в церковь, ничуть не меньше, чем Божьего гнева, боится черной кошки. В России суеверность сейчас все больше и больше возрастает, и если считать, что эти суеверия имеют языческие корни, то, да, Россия начинает тяготеть, в общем, к язычеству. Люди называют себя христианами, православными, при этом то, что они делают, это, в общем, язычество в чистом виде.

- С ночью накануне Ивана Купалы связано очень много обрядов — с водой, с огнем, с растительным миром. Почему именно в эту ночью их так много, почему так много мифов, преданий, сказок связаны с Ивановым днем?

- Если представить себе годовой цикл как некий круг, то на вершине этого круга будет Рождество, а ровно под ним будет Иван Купала. Это симметричные праздники разгула природных стихий. Для них характерно определенное количество магических обрядов, которые стимулируют продуцирующую способность природы, и человек как бы помогает своими действиями природе увеличивать эти силы. И появляется целый комплекс действий, которые производятся как на Рождество, так и на Ивана Купалу. Это прежде всего, конечно, действия, связанные с водой, которая придает силы — всяческие обливания, купания, для очень многих областей России именно Иванов день является днем начала купания.

Перед Ивановым днем есть день, который называется Аграфена-купальница. В этот день и плавно переходящую ночь этого дня, то есть ночь на Ивана Купалу, девушки купались, иногда умывались росой, иногда эту росу собирали, и она использовалась для увеличения надоев молока. Считалось, что вода вообще приобретает святость в этот день, так же как на крещение. Считалось, что если на Ивана Купалу колодец почистишь, то вода в нем становится целебной.

И второй комплекс действий, связанных с огнем. Костры, которые жгли. У нас в основном знают, что на Ивана Купалу через костер прыгали. Это не самая важная функция купальского костра. Через него действительно прыгали, но с помощью этих костров определяли ведьм. С одной стороны, считается, что если какая-то из женщин в деревне не пришла к купальскому костру, то она точно ведьма, потому что боится купальского огня, который обладает очистительной силой. С другой стоны, в других областях, поскольку фольклор все-таки вариативен, наоборот, все женщины сидели по домам, а вот ведьма должна к этому костру прийти, потому что он ее тянет к себе. Кроме того, в этом костре сжигали старые вещи, которые не подлежали в обычных случаях уничтожению. Например, веники старые. Потому что они наделялись определенной магической силой, считалось, что уничтожать их нельзя. Люди собирали эти веники и в купальский костер их кидали.

- Вы сами верите в важность обрядов и верований, связанных с ночью накануне Ивана Купалы?

- Я живу по принципу Нильса Бора: подкова никому не помогает, но она помогает даже тем, кто в нее не верит. Наши предки зачем-то это все делали. Другое дело, что они это делали правильно, а мы это дело если и делаем, то делаем очень избирательно.

Поиск

Журнал Родноверие