Волхвы не боятся могучих владык,

А княжеский дар им не нужен;

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен.

(А.Пушкин "Песнь о вещем Олеге")

В 1900 году А.Д.Григорьев записал в пинежской деревне Першково от восьмидесятилетнего Тимофея Шибанова перегудку «О Терентии». Ольга Озаровская, услышавшая эту песню-старину в 1915 году от дочери Тимофея Шибанова, написала: «Для изображения действующих лиц Елена Олькина меняла тональность и тембр, поясняя “так уж поётся”. Это наводит на мысль, что когда-то былина о Госте Терентище на реке Пинеге могла исполняться несколькими лицами. Может быть, это остатки какого-то примитивного скоморошьего действа». (О.Озаровская «Пятиречье», Л., 1931).

В былине крестьянин Терентий приветствует «прохожих» людей:

Скоморохи, люди вЕжливые,

Скоморохи очЕсливые

Странное, казалось бы, обращение, с повтором в двух строчках одинаковых по смыслу слов, поскольку прилагательное очЕсливый имеет в древнерусском языке значение «вежливый», «учтивый».

Для знающих повтора нет: вЕжливыми на Русском Севере называли «ведунов», «знатоков» — наследников волхвов.

О родстве скоморохов с волхвами, рождении их на русской почве, не «захожести», как утверждали сторонники их иностранного происхождения, пишет А.Морозов: «Скоморохи – отреченная профессия. Их дело с самого начала объявлено бесовским и сатанинским. Из кого же как не из представителей отреченного культа могли вербоваться “охочие” люди! Эти люди во всяком случае должны быть не тверды во вновь принятой вере. Кто же захочет подвергнуть себя осуждению вечному? В то же время они были преданы старой обрядности, сохранившей для них всё своё значение. Потребность эта не была ещё истреблена в народе. Мысль о том, что скоморохи были преемниками профессионалов языческого культа, была однажды обронена в нашей церковно-исторической литературе, но осталась незамеченной. Её высказал Пономарёв в “Памятниках древнерусской церковно-учительной литературы” прямо указавший на исполнителей языческих обрядовых действ, сопровождавшихся плясками: “Очень может быть, что из них-то и выродились наши скоморохи, которые по мере того как языческие обряды разлагались и превращались в простые народные игры и развлечения, стали не больше как потешными и весёлыми людьми, как называл их народ, делавшими из своего веселья выгодное ремесло”. …По видимому, в народных представлениях долго сохранялись воспоминания о древнейших связях музыки и обрядового действа, “заветного”, колдовского знания и пляски – разновидности шаманства. Таким образом русские скоморохи по своему происхождению были как бы видоизменившиеся волхвы». («Скомоpохи на Севеpе», альманах «Севеp», Аpхангельск, 1946).

Новая идеология, отрицая старую, объявила её защитников врагами: «Волхови и чародеи то врази божии суть». Уцелевшие в религиозной войне волхвы и скоморохи спасались от расправ и в Заволочье — так называлась северная территория новгородских владений, расположенная в бассейне Северной Двины и Онеги, «за волоками», которые использовались для попадания в реки и озёра, текущие к Белому морю.

В 1137 году новгородский князь Святослав Ольгович издал Устав о порядке сборов десятины (десятой части) с доходов князя в пользу новгородской епархии. Благодаря этому документу до нас дошли названия 12 погостов-становищ Заволочья, призванных контролировать торговые речные пути. Все они находились, и находятся до сих пор, в местах слияния рек.

Выдержка из пункта 4 Устава: «Урадил есмь аз святеи Софии и написал Никола князь Новогородьскыи Святослав: …у Вихтуя сорочек, в Пинезе 3, в Кегреле 3, устье Емьце два». (Новгородская Первая летопись).

Современные названия упомянутых в Уставе деревень и сёл – Вихтово, Пинега, Кеврола, Емецк. Сорочек соответствует 218 граммам серебра. Два или три сорочка ежегодно платили в церковную казну крупные для того времени, давно существующие поселения. Сбор взимался лишь с выходцев из новгородских земель, инородцы платили дань мехами.

Село Емецк находится в устье Емцы. Попадавшие в Онежское озеро (бассейн Балтийского моря) новгородцы по рекам и озёрам добирались до реки Онеги беломорского бассейна. По короткому сухопутному волоку лодьи и грузы перетаскивались к верховьям Емцы, впадающей в Северную Двину. Переправившись с левого берега Двины на правый, путешественники попадали в реку Пукшеньгу, поднимались по ней вверх до озера Шайского (в конце XIX века длина – 24 версты, ширина до 10, ныне озеро «усохло». О «Шайском феномене»: http://rusnord.ru/dayly/37620-o-chem-preduprezhdaet-shayskiy-fenomen-v-arhangelskoy-oblasti-est-ischezayuschee-ozero.html ), перетаскивались по волоку в находящееся на водоразделе Двины и Пинеги озеро Скоморошье. С него начинался спуск по рекам и озёрам до Покшеньги, в месте впадения которой в Пинегу основано Кеврола, бывшая центром Пинежья до 1780 года.

По рекам Пукшеньге и Покшеньге пролегал древний маршрут, связывавший территорию Придвинья с пинежскими землями, а через них с Мезенью, Печорой, Югрой и Сибирью. По этому пути несли волхвы и скоморохи древние знания, обряды, умения, заговоры, былины, старины, песни.

Оплотом язычества стали пинежские земли. «Сура поганая» – и так называли их христианские миссионеры. Поганус в переводе с греческого — «идолопоклонник». В верховьях Пинеги жили «тоймичи поганые». Возможно, авторами названных терминов придумана и следующая присловка: «Сура – три версты от ада».

Село Сура, получившее название от имени реки, впадающей в Пинегу, упоминается в новгородских летописях под 1137 годом.

Кстати, в санскрите Сурья – «бог солнца». Исток реки Пинеги, как и возвышенность по которой он протекает, именуется Кайласа. Индуисты, буддисты, джайны и приверженцы бон считают «сердцем мира», «осью земли» гору Кайласа, находящуюся в Гималаях.

Вспомним и упомянутое выше озеро Шайское. Река Шайск течёт с гор Каракорума, впадая в Инд в Пакистане, заселённом в давние времена арьями (ариями).

«Всего лишь совпадения» — ответ официальной науки. Когда их много, они пандитами («учёный» на санскрите) не замечаются.

Звучит в неискажённом виде санскрит в названиях рек и озёр Русского Севера. (Примеры: http://rusnord.ru/culture/38027-esche-odna-tayna-pomorya-shveta-dvipa-severnaya-dvina.html )

При крайне скудных ассигнованиях, выделяемых на изыскания в советские годы, удалось обнаружить на Пинежье 23 археологических памятника. Понятно, что это лишь незначительная часть того, чем располагают тамошние земли. Но и открытые памятники впечатляют содержанием и древностью. В многослойных поселениях типа Явроньги-1 и Явроньги-2 археологическая культура представлена памятниками мезолита, неолита и эпохи раннего металла. Древние петроглифы обнаружены в известняковом гроте близ деревни Курги. К сожалению, в наши времена денег у государства на археологию не находится. По мнению вождей, олимпиада и мундиаль народу нужнее, чем подлинная история.

К ней и вернёмся.

В 1478 году ликвидирована Новгородская боярская республика, в Москву отправлен символ её независимости – вечевой колокол. Под власть московского князя перешло Заволочье. Другие пути нашлись для завоевания Сибири, иссяк поток переселенцев в северные земли, погрузились они в дремоту.

Наследники волхвов занимались привычными делами – людей и домашний скот лечили, требы исполняли. До наших дней дошли предания о северных колдунах. По-разному они именовались: берещик, ведун, вежливый, ворсушка, говедун, икотник, знаток, зотя, клетник, шоптун и т.д.

Скоморохи «походные» народ веселили музыкой, словом острым и метким потешали, былинами и сказками слезу да мысли высокие у слушателей вызывали.

О «весёлых людях» напоминает название Скоморошьего озера и предания с ним связанные: «Раньше говорили – скоморохи ходили. Шли они, скоморохи, куды, не знаю, куды переходили. Вот в это озеро разошлись. Обходить туда далеко – оно на пять километров – а посередине два мостка не так далеко. Ну, в общем метров пятьдесят будет. Раньше говорили – скоморохи скакали. Про скоморохов много есть, былины всякие. Скоморохи, старики говорили, шли с востока на запад. И эти мостки, где они перепрыгивали у Скоморошьего озера, так и называются “скоморохи”. Скажут – “скоморошин мост”... Они вот занимались рыбной ловлей, промыслом... Бродяги какие-то... Как артисты, как шарманщики... На дудках играли, только на самодельных дудках, из бересты. Летом из пучек делали свистки» (Записано в 1994 г. от Ермолиной А. А., 1926 г.р., д. Малое Кротово – АКФ 1994, т.3, № 39).

Напоминают о скоморохах и приведённые в писцовых книгах имена и деревенские прозвища, ставшие в XVIII- XIX веках фамилиями. Потомки их носителей живут в деревнях предков и поныне.

В Шотогорке несколько семей носили и носят фамилию Скомороховы. От Матрёны Скомороховой А.Д.Григорьев записал старину «Князь Дмитрий и его невеста Домна». Встречается это деревенское прозвище в писцовых и переписных книгах в деревнях Чешегоре и Пиринеми. Рядом с Чешегорой располагалась Скомороховская новина, у деревень Лохново и Чакола находились пожни Гусли.

После запрета в XVII веке государственной и церковной властями скоморошества, слово «скоморох» заменялось на близкие по смыслу: шут, весёлый, медвежатник, дурак, дудник. В писцовых книгах по Кеврольскому уезду за 1623, 1678 и 1709 годы встречаются названия деревень Шутовская и Дурахтинская, Дудинская приписана к деревням «на Поганой Суре» – такое название звучит даже в переписи 1709 года (СПБ ИИРАН. Ф. 10. Оп. 3. Д. 25. Л. 1-68).

Любопытны часто встречающиеся в топонимии местности, прилегающей к устью Покшеньги, названия с основой «шот».

Правый приток Покшеньги именуется Шотогоркой. В него впадают две реки – Нижняя и Верхняя Шеломянка, а также Виска, принимающая воды Шотогорских озёр. К югу от Шотогорки текут реки с индоевропейскими (славянскими) именами: Дунай, Северная, Западная, Восточная и Южная Рассоха. На значительном расстоянии от этих рек, на правом и левом берегах Пинеги находятся: деревня Шотово, гора Шотова, болото Шотское, деревня Шотогорка.

В саамском и финно-угорском языках, носители которых населяли эти земли до прихода русских и одновременно с ними, слов с основой «шот» обнаружить не удалось. Так же как и подобных топонимов в других северных землях.

В словаре древнего славянского языка А.В.Старчевского слово шоутъ означает «болтун», "пустомеля", «шут», «балагур». Но по правилам древнерусского языка звучало оно как «шут».

Возможно, в честь волхвов, или как их повсеместно именовали на севере — шоптунов, названы шотовы горы и болота? Начальное название могло иметь форму шоптунова (о), в процессе адаптации получили шоптова (о). Для удобства речения потеряли звук "п", получили шотово (а). Впрочем, для обоснования данной версии требуется дополнительная информация.

Интересную этимологию основы "шот" предлагает санскрит. Шодхана на этом языке означает: «очищающий», «средство очищения», «очищение», «испытание», «разъяснение», «оправдание».

После открытия на Урале Аркаима и страны городов Синштаты появилась версия о чуди как потомках ариев. На Русском Севере предания о чуди звучат повсюду. Саамы и финно-угры от родства с этим таинственным народом «открещиваются». В легендах их предки застали чудь, давно живущей на северных землях. От неё они получили названия крупных рек и озёр. Звучат они на санскрите в неискажённом временем виде.

Возможно, не были для русских чужими представители чуди? И на север наши предки просто вернулись, бежав от несправедливой жизни. Были тогда они ещё Благомирами, Благолюбами, Братиславами, Добросердами, Ратиборами, Святополками. Ушли из жизни РОДные древнерусские имена, заменились требующими перевода иноземными – греческими да иудейскими.

В переписи 1623 года по Кеврольскому уезду звучат ещё некоторые родные, дававшиеся в Новгороде скоморохам: Жданко Гуляев (из починка Глядень), Гуляйко Исаков (из деревни Раменской), Тренька Григорьев (из деревни Михайловская), Тренька Иванов (из деревни Юркино Печище), Ивашко Гуляев (из Якушевской).

Имя Гулей носит один из персонажей небывальщины, записанной А.Д.Григорьевым от М.Д.Кривополеновой. На севере гулеем зовут таракана. Кстати, можно задуматься и над происхождением фамилии, полученной Махонькой от мужа. «Кривым поленом» не всякого обзовут, основания для такого прозвища необходимы веские. Или весёлые.

Артистка и собирательница фольклора О.Э. Озоровская, совершившая в 1914-1927 годах несколько экспедиций на север, записала на Пинежье сказание о святом скоморохе, а также песни, в которых скоморох является главным героем или просто упоминается. В деревне Покшеньге записана припевка про «веселого скомороха».

В 1915 году ей повезло встретить Марию Кривополенову. Вот как она вспоминала об этом событии: «Утренний сон, когда в открытую дверь жаркой горницы тянет с повети холодок, так сладок. Послышалось, будто старческий голос поёт что-то, и приснился прекрасный сон о сказительнице былин. Да нет – не сон. У Прасковьюшки кто-то сидит и поёт. Срываюсь с постели и слушаю под дверью. Былина! Былина! Поглядываю: на лавочке крошечная сказочная старушонка поёт с увлечением “О Кострюке, сыне Демрюкове” поёт и прерывает горячими пояснениями и заливается счастливым смехом артиста, влюблённого в своё творчество» (О.Э.Озаровская 1915b: № 146).

В сентябре 1915 года Озаровская вывозит Кривополенову в Москву на гастроли. В журнале «Искры Воскресенья» от 11 октября 1915 года содержится отчёт о выступлении двух артисток: «Вернувшаяся из поездки по Северу О. Э. Озаровская привезла с собою в Москву сказательницу былин, старушку М. Д. Кривополенову, 26-го сентября в переполненном публикой Большом зале Политехнического музея М. Д. Кривополенова пела старинные былины скоморошины, заученные ею с голоса еще от своего столетнего деда, и покорила москвичей. Перед успехом маленькой сухенькой старушки в расписных валенках и пестром платочке померк успех даже О. Э. Озаровской, удачно с подлинным юмором передавшей несколько былей и сказок, записанных со слов северных сказочников».

В 1915-1916 годах «бабушка» выступала в Петрограде, Твери, на Украине, Кавказе, дав более 60 концертов. Публика принимала её с восторгом.

Архангельская писательница К.П.Гемп, побывавшая на одном выступлении, так отозвалась о нём: «Все зримо, каждый жест идет в ряд со словом. Голос ее поражал глубиной, силой и музыкальностью, было в нем что-то от органа. Это голос большой певицы. Интонации у нее тонкие, иногда только намек, но есть и выразительный акцент, и выдержанная, многозначительная пауза. При выступлениях поддерживала связь со слушателями, рукой им помахивала, широко улыбалась, нет-нет и какое-то словечко бросит мимоходом. Память у нее была удивительная. Обычно стародавнее, то есть былины и исторические песни, она пропевала, сохраняя всегда один текст, дословно, как запоминала „с давешних пор“». (К.П.Гемп «Сказ о Беломорье», М., 2004, с. 219-220).

Родилась сказительница в 1843 году в деревне, расположенной в давние времена на «бойком месте». Усть-Ёжугой она называлась, поскольку располагалась в устье речки, впадающей в Пинегу. Не миновать её путникам, идущим в Мезенские, Печорские, Югорские и Сибирские земли. По речке той они поднимались вверх, по волоку попадали в Зырянскую Ёжугу, текущую в Вашку, та впадала в Мезень. Затем Печора и т.д. На обратном пути вновь деревня Усть-Ёжуга. А там отдых, скоморохи, песни, сказки, былины.

В маленькой избушке жила бедная семья: мать, четверо детишек, да бабка со столетним дедом. Повидал Никифор Никитич Кабалин многое и многих. Пока в силе находился, на Белом море зверя морского бил. Оттуда мог и прозвище своё принести.

КабАльными на севере назывались морские промыслы, участники которых отрабатывали долги перед состоятельными купцами или монастырскими властями за полученные ранее на прокормление семей ссуды, а также за невыплаченные подати. КабАльными именовались и бесправные промышленники, в число которых попадали и баюнки – наследники скоморохов.

Из какого роду-племени был Никифор неизвестно. Может, из скоморохов. Знал он сотни былин, старин, песен, пословок, посмешек, плачей, присловок, четвертушек. Приняла это богатство внучка Машенька. С десяти лет побиралась она, замуж в Шотогорку за непутёвого бедняка отдана была, милостыню вновь по деревням просила. Платить за «кусоцьки» лишь песнями могла.

Ольга Озаровская обращаясь к ней сказала: «Да здравствуют скоморохи! Не забыть мне твоей, Марья Дмитриевна, скоморошей погудки. Помнишь и Кузьма с Демьяном ходили по Руси радостными скоморохами, разделяя встречных на добрых и злых. Кто полюбил скоморохов, тот полюбил святых».

События 1917 года перечеркнули жизненные планы многих людей. Вернулась на Пинегу народная сказительница, христорадничала на родной земле. В чужом дому умирала, перед смертью былину запела. Скончалась она 2 февраля 1924 года в деревне Веегоры, похоронена в деревне Чакола.

Другой певец Поморья, инок по жизни, Борис Шергин, знакомый с «бабушкой», написал: «Русский Север — это был последний дом, последнее жилище былины. С уходом Кривополеновой совершился закат былины и на Севере. И закат этот был великолепен». (Б.Шергин «Изящные мастера: поморские былины и сказания», М., 1990).

***

Несли по земле слово русское, земляков утешали и веселили скоморохи. Потому и не удалось побороть скоморошество как явление. Со стихией не справиться.

До сих пор не оценён вклад скоморохов в дело сохранения и развития русской национальной культуры. Авторами, соавторами, хранителями былин, стихов, песен, главными участниками театрализованных действ с элементами драмы, комедии, цирка, то есть предтечами писателей, поэтов, драматургов, театральных актёров, артистов цирка и эстрады были «весёлые» люди.

Долг платежом красен. Памятника достоин скоморох.

Под городом Боровском Калужской области в 2009 году открыт памятник скомороху с кинолентой на бронзовой ноге. Пусть и такой будет. Нужны другие, разные, в том числе в столичных градах и в провинциальных весях.

С огромной фигой в кармане русского народа можно сравнить скоморошество. Кстати, чем не идея для одного из памятников? Например, для Скоморошьего озера.

Обо всех сторонах русской цивилизации надо говорить честно, иначе флюсу уподобляется наша история. Несомненно, скоморохи — славная её часть.

На верхнем левом снимке – Мария Дмитриевна Кривополенова. Фото 1915 г.

На верхнем правом снимке – «Пинежская мадонна». Женщина из народа в северном наряде. Снимок http://sanatatur.ru/forum/viewtopic.php

На нижнем снимке – картина В.Ф. Стожарова «Село Шотова гора», 1963 г. с сайта художника http://www.stozharov.com/?id=59&lang

(Части 1 и 2: http://rusnord.ru/culture/38927-skomorohi-uhodyat-na-sever-chast-1.html и http://rusnord.ru/culture/38985-skomorohi-uhodyat-na-sever-chast-2.html )

Поиск

Журнал Родноверие