Ребенок называет мир. Вопрос «как тебя зовут?» — из самых главных на свете. Потому что имя, что бы ни говорил на этот счет Шекспир, неотделимо от сути.

Ребенок называет мир. Вопрос «как тебя зовут?» — из самых главных на свете. Потому что имя, что бы ни говорил на этот счет Шекспир, неотделимо от сути. Аниса Измайлова, десятилетняя дочка нашего великого военного обозревателя Вячеслава Измайлова, обладает редкими для ребенка качествами — теми самыми, об отсутствии которых сожалел Пушкин, — она любопытна и не ленива. А еще — терпелива в жажде понять, талантлива в своей сосредоточенности. То, чем она занимается вместе с бабушкой, — воспитание ума. А вместе с ним воспитывается уважение к семье, стране, истории. Значит — к человеку. Эти записки — своего рода Анисины университеты. И кто знает, может, по этим ступеням понимания всходит будущий исторический писатель…

Меня зовут Аниса. Когда моя мама была маленькой, она очень любила книжку Виктора Драгунского «Денискины рассказы». Герой этих историй давно сам стал писателем, но для нас он всегда остается Дениской.

В память о моей маме мы с бабушкой и решили назвать эти записки «Анискины рассказы».

Родовые имена

Итак, меня зовут Аниса. Это имя одной из моих прабабушек. Она жила больше ста лет назад под городом Псковом на станции Дно. В семье было трое детей. Для отца с матерью они были самыми любимыми и дорогими. Всех их назвали именами, начинающимися с первой буквы алфавита: Аниса, Анна, Александр. Конечно, домашние звали их сокращенно — Оня, Нюра и Шура. Вот и меня дома зовут Оня. В каждой семье имена дают детям по-разному. Есть даже родовые имена. Это те, которые повторяются в одной семье из поколения в поколение. Например, в царском роду Романовых известны три Александра и два Николая. Среди русских царей было также четыре Ивана. Особенно помнят Ивана III, Ивана Калиту и Ивана Грозного, Четвертого.

В моем роду тоже несколько Иванов. Отец Анисы, Анны и Александра, Иван-кузнец, работал в кузнице на железной дороге. Прапрадед Иван Григорьевич был красным командиром во время Гражданской войны; прадед Иван Павлович погиб на Великой Отечественной войне. Можно считать, что имя Иван тоже наше родовое. Поэтому моего младшего брата зовут, как и дедушек, Иван.

«Природные» имена

А как вообще стали давать людям имена? Историки говорят, что древний человек сначала научился выделять предметы и явления окружающего мира и отождествлять себя с ними. Это названия деревьев, цветов, животных, птиц и рыб. Известны такие имена, как Дуб, Осина, Заяц, Бык, Ворона, Окунь и другие. Все, например, помнят, что в «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкин никак не называет царевну Лебедь. Я думаю, не случайно: в «Повести временных лет» рассказано, что среди основателей Киева были не только братья Кий, Щек и Хорив, но и сестра их Лыбедь. Так что Лебедь — это тоже древнее имя. А имя князя Гвидона произошло от старого слова «говядо», то есть «корова».

Многие из таких имен превратились позже в фамилии. Дятел стал Дятловым, Карась — Карасевым, Гусь — Гусевым… А это, кстати, фамилия моего прапрадедушки… Некоторые природные имена сохранились до наших дней. Лев, Ива, Лавр, Роза, Лилия и другие.

Имена-характеристики

Следующей ступенькой в жизни человека стало время, когда он выделил себя из мира природы, когда понял свое отличие от растений и диких животных. Имена стали маленькими характеристиками. Они помогали отличить одного человека от другого. Некоторые выражали отношение к ребенку. Другие выделяли особенности внешности. Третьи говорили об обстоятельствах рождения. Четвертые — о чертах характера. Это такие как: Ждан, Нечай, Бушуй, Некрас, Светлана, Смелко, Милица и др.

В «Повести временных лет» мы с бабушкой нашли имена Мала, Малуши, Добрыни, Вышаты, Гордятича, Блуда, Чудина. Все они говорят или о качестве характера, или о внешности человека. Вот и в моем классе есть девочки с именами-характеристиками. Это Злата и Милена.

Святцы и заимствования

Именование по героям христианских историй широко распространилось по всему миру. Появились специальные книги, святцы, где по дням и месяцам отмечались даты жизни и подвигов героев Библии и святых. Теперь ребенку давали имя того персонажа святцев, который записан в словаре недалеко от даты его рождения.

Конечно, каждый народ приспосабливал эти старинные имена к своему языку. Так, Иоанн стал Иваном, Яном, Жаном, Иоганном, Джоном и др. Елизавета — Лизаветой, Эльжбетой, Элизой, Алисой… Иулиана — Юлианой, Юлией, Ульяной и т.д.

По святцам давали и дают имена и в XX и в XXI веке. В нашем роду, например, так назвали мою третью прапрабабушку Февронию. Она родилась в июне, когда отмечают день святых Петра и Февронии. Мою прабабушку тоже назвали по святцам в память о царице Грузии, святой Тамаре. А вот мою маму так звать стали уже не по святцам, а в честь прабабушки.

Обычай давать имена по словарю укрепил традицию заимствования иностранных имен. Особенно с началом реформ Петра I. Из «окна в Европу» появились русские Евгении, Адели, Альберты, Эдуарды, Ангелины, Эльвины, Эльвиры и Эльмиры… Некоторые в сочетании с обыкновенными, давно известными отчествами звучали довольно смешно: Клеопатра Фоминишна, Анжелика Семеновна, Эсмеральда Ивановна и др. Иногда даже давно обрусевшие имена стали давать на иностранный манер. В детсадовской группе моего брата есть, кроме Маши, Мэри и Мари (по-английски и по-французски). Да и сам принцип заимствования отразился в таких именах, как Ксения (чужая) и Варвара (чужестранка). Имя Варвара, или Барбара, сохранило свое звучание, а вот Ксения становится то Аксиньей, то Оксаной.

Великая Отечественная война изменила принцип наименования. Он стал более человечным. Мою бабушку назвали Надеждой, потому что ее мама надеялась, что папа, Иван Павлович Гуров, вернется с войны. Наши знакомые назвали своих дочерей, родившихся в сороковые-роковые, Верой и Любовью, хоть эти имена были и в святцах.

А после войны имена давали часто по любимым героям книг и кинофильмов. Бабушкины друзья, Елена и Александр Никаноровы, например, назвали сына Григорием, как Печорина. Одну из бабушкиных студенток, Ларину по фамилии, назвали Татьяной, другие знакомые звали детей Руслан и Людмила, а бабушку моей знакомой Ульяны — Мальвиной, как девочку с голубыми волосами из сказки «Золотой ключик»…

Имя розы

Многие имена людей, так или иначе, связаны с миром природы. Даже в сказках есть такие, как Дубыня, Горыня; в былинах — Волк, Огненный Змей, князь Вольга, герои, превращавшиеся и в волка, и в птиц, и в насекомых…

Некоторые местности и даже животные получали человеческие имена, например: Малахов курган, Матвеев курган, река Лена. А звери из русских сказок? Я уже вспоминала о медведе, которого звали Михайло Потапыч, а лиса у нас — Патрикеевна. Мы все знаем и лису Алису и кота Базилио из сказки А. Толстого «Золотой ключик»; помним и хромого кота Василия из «Кошкиного дома» С. Маршака, и чеховскую собачку Каштанку, которую звали Теткой. Тесно связаны человеческие имена и с миром растений, особенно цветов. Здесь мы можем даже выделить несколько ниточек-связей. Первая — это названия имен героев древнегреческих и древнеримских мифов: Нарцисс, Гиацинт, Лавр, Кипрей, Венерин башмачок и др. Известны также растения, напоминающие мифы славян и даже библейские мифы. Например, «Перунов дуб» или традесканция «Ладья Моисея». Некоторые из этих названий до сих пор сохранились и как имена цветов, и как имена людей.

Вторая группа представляет как раз названия-имена. Трудно сказать, появилось ли сначала имя цветка или имя человека. Это Роза, Лилия, Лавр, Маргаритка…

Третья группа названий цветов отражает, как человек учится сравнивать свою жизнь и жизнь природы, находить общие черты и выделять основное. Это ноготок, тюльпан, чистотел, подорожник, водосбор, огонек и др.

Некоторым цветам стали давать имена людей. Эту группу составляют: Вероника, Иван-чай, Ванька-мокрый, Иван-да-Марья, Марьин корень и пр. И, наконец, имена людей стали давать сортам растений: алоэ вера, тимофеевка, гладиолус «Смит Уиллис»...

Поиск

Журнал Родноверие