VII Международный фестиваль кузнечного искусства «Горнило Сварога» собрал в Перми 60 мастеров из Германии, Москвы, Белгорода, Калининграда, Екатеринбурга, Ижевска, Челябинска, городов Пермского края и, по подсчётам организаторов, около 25 000 посетителей.

Если заглянуть в базу данных genofond.ru, обнаружится, что третье место среди русских фамилий занимает фамилия Кузнецов. Всё потому, что кузнечное ремесло было распространено и развивалось со времён ранних славян. Без кузнецов не обходилось ни одно поселение Древней Руси. Мастера ковки снабжали землепашцев орудиями труда, изготавливали хозяйственные и бытовые инструменты, а воинов обеспечивали оружием. Кузнецы становились героями народных сказаний, а их дело воспринималось в народе почётным и таинственным.

В чём же таинство кузнечного дела? Как передаются традиции мастерства ковки сегодня? И если в современном мире оружие и инструменты производятся промышленным способом, сохраняется ли ценность ручного труда и в чём применяют своё искусство кузнецы XXI века?

Узнать об этом, увидев своими глазами, как работают мастера ковки, в прошлые выходные мог любой желающий. 12 и 13 июня на городской эспланаде Перми развернулась большая кузница Международного фестиваля «Горнило Сварога». Фестиваль был организован в седьмой раз, но впервые власти предоставили для его проведения просторную площадку в центре города.

Шестьдесят мастеров из разных городов России и зарубежья в течение двух дней обменивались профессиональным опытом, общались со зрителями, проводили мастер-классы, изготавливали кованые изделия в разных техниках и обучали тех, кто хотел сам взять в руки кувалду и испытать это ремесло.

За годы существования «Горнило Сварога» приобрёл свои традиции. Начинать фестиваль принято в духе старинных ремесленных обрядов — братчиной и символическим действом: руководитель форума кузнец Юрий Чирков ломает цепь и объявляет фестиваль открытым.

Юрий Васильевич Чирков, организатор фестиваля «Горнило Сварога»:

— То, что в этом году мы разместились на эспланаде, — это огромный рост для фестиваля. Нам помогает и администрация города Перми, и власти Пермского края. Проведение этого события для нашего профессионального сообщества означает удовлетворение амбиций и самовыражение. Значимость фестиваля в возрождении искусства, которое теряет свою силу среди молодёжи. У нас появились компьютеры, поэтому руками никто не работает. Мы приучаем молодёжь 7-14 лет к кузнечному искусству, чтобы они возродили и поддержали его в будущем. Мы работаем напрямую с Академией художеств. Молодёжь сейчас очень креативная, классная! Они нам готовят эскизы изделий — лепят из глины, а мы по ним ваяем.

В числе 40 кузнецов, приехавших в Пермь на фестиваль, были немецкие мастера Рюдигер Эйххольц (г. Дуйсбург) и Дитрих Вебер (г. Мёэрс), а также художник по металлу, мастер художественной ковки из Калининграда Эдуард Оганисян.

Рюдигер Эйххольц приехал в Пермь в седьмой раз. Его мастерская находится в Оттерсберге. Более 15 лет он участвует в организации молодёжных проектов и творческих объединений, таких как проекты для городов-побратимов Дуйсбурга и Перми — «Пересечение путей», «Гармония места», «Близнецы 2010», «Borderland» (Дуйсбург — Пермь), выставка «Искусство дураков» (г. Марсель), перформанс «Оставайтесь ранимыми» (г. Гамбург) и другие.

Дитрих Вебер участвует в фестивале «Горнило Сварога» второй год подряд. Художественной ковкой занимается более 25 лет, специализируется на реставрации музейных экспонатов, старинных скверов и парков Германии. Состоит в Ремесленной палате Дюссельдорфа.

Эдуард Оганисян начинал в Подмосковье, работая сварщиком, учился мастерству ковки в московской кузнице «Феррум-F» с азов. С 2003 года работает в Калининграде, где создал творческую мастерскую железного дизайна «ART-Fe», которая участвует в реконструкции исторических объектов Кёнигсберга (Калининграда), по крупицам воссоздавая традиции немецких мастеров ковки.

У каждого из мастеров-художников свой взгляд на кузнечное дело, особая специализация и разный опыт участия в подобного рода слётах по обмену профессиональными премудростями.


Эдуард Оганисян

Эдуард Оганисян, художник по металлу:

— Ковка — это всего лишь деформация металла, получение какой-то формы с помощью ударов, сжатия, перегибов. В процессе ковки человек выплёскивает своё внутреннее я, своё творчество посредством раскалённого металла. Каждый кузнец, овладев этим мастерством, выбирает направление, стиль работы. Например, я занимаюсь художественной ковкой. Никто этим не занимается, а мне интересно. В будущем хочу профилироваться как кузнец-миниатюрист. Сначала я делал объекты, уменьшая их с каждым разом вдвое. Максимально мелкие предметы я делал размером с ложку. Некоторые из них имеют сложную структуру для изготовления.

Сами кузнечные мастера достаточно разобщены. Поэтому фестиваль — это хорошо, он позволяет расширить сознание, познакомиться с людьми, узнать новые приёмы. Когда мы сюда приезжаем, делимся друг с другом опытом, умением. У нас в Калининграде проходят два подобных праздника: «Кузнечный пленэр», который устраивает раз в год Музей янтаря, и «Кузнечное воскресенье» — ежегодное событие, организованное Музеем мирового океана. Такие праздники и фестивали — это не только развлечение, но и познание. Когда человек приходит сюда, он видит, каким образом мастера создают вещи своими руками и с помощью чего — огня и кувалды. Так появляется творческий импульс, который подталкивает к созданию нового.

После некоторых усилий мы организовали Ассоциацию созидателей, гильдии кузнецов и художников по металлу города Калининграда и коммерческое предприятие, которое будет заниматься популяризацией художественной ковки, реставрационными работами. Будем поднимать художественный вкус жителей города, учить дизайнеров, как кованые изделия могут использоваться внутри интерьера. Этим сейчас мало кто занимается, потому что не выгодно финансово. Сделать десять секций забора занимает столько же времени, сколько уходит на создание маленького предмета интерьера. Только выгоды от секций забора гораздо больше. А мы создали свою гильдию, которая будет просвещать, популяризировать художественную ковку. У меня есть свой каталог, в котором насчитывается около 60 кованых предметов для интерьера.

Каждый кузнец имеет свой почерк. Его можно увидеть, прочувствовать, потому что каждый мастер бьёт по-своему и представляет предмет по-разному. Если пяти кузнецам поставить задачу сделать одну и ту же вещь, то получится пять непохожих вещей, и каждая будет особенной. Считаю, если дать человеку возможность выразить себя, то расцветут сады. По большому счёту, всегда всё упирается только в наличие средств.


Рюдигер Эйххольц

Рюдигер Эйххольц — кузнец, мастер художественной ковки, специалист по арт-терапии — рассказал, что приезжает в Пермь с 2009 года. На Международном фестивале «Европейские акценты в Перми» Рюдигер познакомился с пермскими ремесленниками. Так началось сотрудничество между немецкими и пермскими кузнецами именно в формате фестивалей. Они поставили себе задачу организовать международный проект, чтобы в нём были задействованы представители нескольких стран. С Юрием Чирковым, организатором и руководителем пермского фестиваля «Горнило Сварога», Рюдигер Эйххольц познакомился в том же 2009 году. До сих пор они сотрудничают и много общаются, несмотря на то что Рюдигер не говорит по-русски, а Юрий не знает немецкого языка.

Рюдигер Эйххольц:

— Общение между профессионалами из разных стран очень важно. В прошлом году я держал большую речь по поводу отношений городов-побратимов Дуйсбурга и Перми. И сейчас могу процитировать главу Перми Игоря Сапко, который сказал, что политические и экономические проблемы не должны влиять на нашу совместную деятельность. Мы можем своими силами и на своём уровне поддерживать международные связи, чтобы абстрагироваться от проблем санкций и других политических обстоятельств.

Дитрих Вебер принимает участие в этом проекте второй год. Он присоединился к мнению коллеги.

Дитрих Вебер:

— Такие события, встречи и возможности, какие открывает этот фестиваль, помогают сохранять искусство кузнечного ремесла и другие ремёсла, которые в современном мире вырождаются и умирают. Фестивали помогают сохранить это мастерство, продемонстрировать его людям и, может быть, передать следующим поколениям. А вторая причина, почему нужен фестиваль, — мы должны сохранять международное общение между профессиональными сообществами, абстрагируясь от политики.

Главное — своим примером показывать, что такое кузнечное мастерство, детям, юношам. Перед началом фестиваля «Горнило Сварога» мы проводили мастер-классы для подростков из Дворца детского творчества города Перми. У ребят была возможность не только посмотреть, как работают кузнецы, но и самим что-то выковать. Они делали симпатичные крючки — элемент интерьера, которые можно повесить в прихожей дома. Так вот. В руках этих ребят я не заметил ни одного мобильного телефона. Это говорит о том, что им было интересно, они были увлечены тем, чтобы самим изготовить вполне реальный предмет своими руками. Они делали наброски, придумывали дизайн для своих будущих изделий, которые хотели бы выковать.

Как рассказал Дитрих Вебер, во время фестиваля мастера могут продемонстрировать и специфику стиля ковки, характерную для той или иной страны. Например, по его мнению, в России на сегодняшний день типично украшение кованых изделий цветочными орнаментами, сложными рисунками. Для кованых изделий Германии, как и для других европейских странах, характерен минимализм, более чёткие линии. Мастера стараются придерживаться того стиля, который будет востребован.

Также интересен взгляд немецкого мастера на ковку как элемент городского ландшафта Перми.

Дитрих Вебер:

— Конечно, я замечаю некоторые кованые изделия на улицах Перми. Например, ограда бульвара на Комсомольском проспекте. Но изготовлены они были давно. Такие старинные кованые ограды выполнены очень качественно. Но для того, чтобы привлечь новое поколение к мастерству ковки, нужно работать с новыми формами. И вот этого вашему городу не хватает: должна существовать не только классика, но и современные стили. А для этого необходимо прикладывать усилия, работать. Было бы неплохо, если бы власти края и города содействовали каким-нибудь программам по развитию кузнечного ремесла. Одной рекламой не обойтись. В этой сфере есть свои проблемы. Например, нехватка квалифицированных рабочих. Государство могло бы решить эту проблему. Проведение мастер-классов — лишь один из способов, чтобы привлечь в кузнечное дело новых людей, дать им пережить это ремесло на чувственном уровне.


Рюдигер Эйххольц

Рюдигер Эйххольц:

— Добавлю, что лучшая реклама — это когда ты сам берёшь и делаешь, вживаешься в профессию. В Германии основное финансирование в сфере культуры идёт на поддержку театров, музеев, оркестров, филармоний. Но позволить себе посещать их могут только люди из высшего общества. Считаю, что каждое государство должно обращать внимание и на проекты для простых людей, чтобы они могли приобщаться к культуре через другие виды искусства.

Немецкие мастера говорили о своём опыте проведения выставок, перформансов, арт-событий, мастер-классов, выявляя тем самым в традиционно брутальном образе кузнеца новые грани. Например, Рюдигер Эйххольц регулярно проводит, в том числе и во время визитов в Пермь, занятия по арт-терапии для людей, имеющих инвалидность. А среди его проектов, осуществлённых в Германии, — выставка с примечательным названием «Оставайтесь ранимыми».

Дитрих Вебер:

— Изначально я собирался изучать искусство, был увлечён графическим дизайном, что больше связано со сферой чувств. Кузнечное ремесло — физически очень тяжёлая профессия, но и в этом виде деятельности всегда есть место воображению, выражению тонких эмоций. И мне удаётся всё это совмещать в своих работах.


Рюдигер Эйххольц

Рюдигер Эйххольц:

— Неважно, насколько тяжела эта работа. Когда кузнец придумывает новое изделие, он всегда вкладывает в это душу, отдаётся своей работе полностью. Поэтому можно сказать, что образ кузнеца объединяет силу и выносливость с возвышенными чувствами, со всем спектром человеческих эмоций.

Фестиваль не только позволил горожанам увидеть, как работают кузнецы, но и открыл нечто большее: мастер ковки предстаёт сегодня тонким, чувствительным художником, который не только куёт цепи и гнёт металл силой рук, но и врачует души людей своим умением разглядеть в раскалённой массе чугуна цветущее дерево или птицу.

Поиск

Журнал Родноверие