Крупные человеческие сообщества исторически организованы как государства и цивилизации, и являются сложными социальными системами, которые отличают кооперативные макроэффекты, отсутствующие на индивидуальном уровне. Потому, например, Робинзон Крузо на острове не представлял собой сложной социальной системы.

В рамках авторского научного поиска основополагающим тезисом выдвигается представление, что человеческое сообщество, будучи самостоятельной целостной формой жизни, наследует все эволюционные законы развития, которые присущи и биологической жизни как таковой. Более того, такое представление социальных сообществ позволяет усмотреть дальнейшее видоизменение процесса эволюции жизни. За биологической изменчивостью с неизбежностью следует изменчивость социализирующая и затем — нравственная изменчивость. Наряду с антропогенезом и социогенезом, таким образом, следует видеть и предвосхищать следующую стадию эволюции жизни, а именно — сологенез.

Этой новаторской обществоведческой проблематике посвящена монография проф. В.Э.Багдасаряна и С.С.Сулакшина «Сложная социальная система в витальном подходе» (Москва: Научный эксперт, 2013).

Приводим ниже фрагмент 2.2 «Расово-генетическая компонента цивилизационогенеза» из раздела «Витальные факторы, воздействующие на сложную социальную систему», посвященный кровно-биологическому началу и его влиянию на развитие цивилизационных общностей.

ОБ АКТУАЛЬНОСТИ БИОЛОГО-ПОПУЛЯЦИОННЫХ ОСНОВАНИЙ ЦИВИЛИЗАЦИЙ И РИСКАХ РАСИЗМА

...Особенности социума неразрывно связаны с соответствующей природной средой. Но есть и второй основной параметр характеристики популяций — наследственность. Безусловно, биологически она проявляется на уровне индивидуума[58]. Но насколько значим фактор наследственности в отношении социального существования? Интересно проверить наличие такой связи. В случае если гипотеза подтвердится, это будет означать констатацию еще одного свойства биолого-популяционной аналогии социума. Казалось бы, очевидно, что если наследственность проявляется в отношении каждого отдельного человека (ребенок похож на родителей), то она должна проявиться и для их совокупности. Народы объединены общностью происхождения. А это означает их единство не только на социальном, но и на генном уровне. Однако данная тема оказалась табуирована по политическим причинам. Сказался негативный исторический опыт гипертрофированного использования фактора наследственности в политических целях.

С одной стороны, речь идет о теории биологического происхождения сословного иерархизма[59]. Высшие сословия, согласно ей, антропологически лучшие. Их положение в обществе определяется «благородной наследственностью». Для демократического и гуманистического направления мысли это категорически неприемлемо.

Еще одним следствием преувеличенной акцентировки данного фактора стала теория расизма. В соответствии с ней наследственность определяет степень социальной успешности человеческих общностей — рас. Поэтому есть высшие и низшие расы, более качественный и менее качественный человеческий материал. После разгрома фашизма в 1945 г. эта теория была выведена за скобки науки[60].

Но сама по себе проблема наследственности и специфичности свойств и характеристик сложных социальных систем не исчезла. Она некомфортна как потенциально рискогенная в плане политических выводов. Но не только эта научная тема входит в зону деликатности и при этом связывается с объективной потребностью в общественной нравственности и, одновременно, с научным познанием. Современная наука в разных случаях получает сигналы от общества об определенных ограничениях, касающихся предмета исследования, как в этом случае, методов исследования (бесчеловечные опыты, опыты на людях без их ведома запрещены), открытого оборота некоторой научной информации. Есть целая область секретной научной информации и исследований в сфере военных разработок. Ситуация с ограничениями в науке общеизвестна и вызвана объективной необходимостью. В рассматриваемом случае пределы научного проникновения и публичности результатов также должны поверяться на нравственность.

Обе концепции — биологического превосходства отдельных социальных групп и рас — ценностно неприемлемы. Но это не значит, что фактор наследственности не оказывает влияния на социальные процессы. Прежде всего, нужно видеть неизбежное расширение значения биологического наследования одновременно с социально-коммуникационным наследованием, с межпоколенческой коммуникацией. Как и в целом в мегаэволюции человечества биологическое эволюционирование все больше уступает место социальному, так и в сложных социальных системах значение социального выравнивания различий становится преобладающим.

Цивилизационные различия в ментальности, традициях, способах хозяйствования бесспорны. Грядущая конвергенция цивилизаций в том и заключается, что информационные и коммуникационные переносы опыта, знаний и образов жизни становятся все более значительными. Однако их нельзя форсиро вать, как это пытается делать Запад в настоящее время, поскольку это становится похоже на насильственную ассимиляцию, что, конечно, ведет к напряжению, сопротивлению и войнам. Но отрицать сближение в социальных коммуникациях локальных цивилизаций и иных стратифицируемых сообществ было бы неправильным. Важно соотнесение темпов. По авторским оценкам, полная конвергенция цивилизаций возможна в районе третьего тысячелетия.

Однако вопрос еще тоньше. Сопоставление между собой качеств и характеристик сообществ в обязательном порядке опирается на избранный критерий сравнения. Здесь существуют два подхода. В первом из них критерием сравнения выбирается наиболее адекватный одному какому-то типу развития сообщества. Например, западного. Этот критерий применяется для оценки других цивилизаций. Но это примерно так, как если бы успешность бытия жизни дельфинов сопоставлялась с успешностью бытия дождевых червей без каких-либо критериальных уточнений. В результате червям было бы предписано переселиться в воды моря.

Второй подход не терпит механистического универсализма в критериях развития. В этом подходе ценностными признаются сами различия, вариативность развития мира[61]. Второй подход основан на равном достоинстве человеческих сообществ при всех их различиях.

Таким образом, обе названные выше концепции о групповом превосходстве уязвимы в связи с уникритериальным видением природы социального развития. При универсализации критериев успешности в мировом масштабе возникает, соответственно, иерархия успешных и не успешных народов. Применение той же логики в рамках одного социума ведет к выстраиванию иерархии социальных групп. Однако критерии успешности аксиологически различны. То, что значимо для успеха одних народов, может быть несущественным для других. При вариативном подходе вместо категорий «лучший» — «худший» используется понятие «другой». Важно отметить, что критериальный универсализм чаще всего вызван игнорированием многоуровневости бытия сложной социальной системы. Меркантильный Запад навязывает свои представления о ценностях другим народам, для которых важны еще и духовные основания бытия.

Критериальный универсализм допустим, но совершенно иного рода. Он требует учета всех уровней бытия человека и сообщества в их совокупности. Его следует обозначить как категориально сущностный человеческий универсализм.

Биологически и генетически народы различны. Хотя генетика говорит и о все большей гетерогенности разных народов. Процессы скрещивания и миграции усиливают свое значение в современном мире. Однако различия находят определенное (причем не доминантное) отражение в социальной сфере.

Базовому для современной биологии понятию генетического кода в социуме соответствует понятие цивилизационного кода. Единственный универсальный критерий бытия народов — сама многоуровневость жизни. Нет такого этноса, который бы исторически (философские концепции могут быть различными) ориентировался на смерть. Сами пути повышения цивилизационной жизнеспособности не универсальны, они вариативны. Они задаются не только биолого-популяционными различиями и все более не ими, а социально вырабатываемыми, соотносящимися с мировым опытом и социально опосредованными. И если уж искать универсальный критерий для сопоставления популяций, то это отнюдь не конкурентоспособность, а нравственность.

ГРУППЫ КРОВИ И ЦИВИЛИЗАЦИОГЕНЕЗ: ОПЫТ КЛАСТЕРНОГО АНАЛИЗА

Одним из проявлений наследственности является, как известно, группа крови. Группа крови человека может определять некоторые важные показатели его здоровья. Была выявлена взаимосвязь между группой крови и риском развития некоторых заболеваний.

Имеют ли подобные предрасположенности отношение к социуму? Вопрос продолжает изучение связанности биологического, социального и духовного в сложной социальной системе. Наличие зависимости доказывается в случае установления устойчивых соотношений групп крови в рамках единых социальных общностей.

Предположение заключается в том, что собственная уникальная структура групп крови имеет место для цивилизационных общностей. Для проверки этого предположения был проведен кластерный анализ распределения групп крови по странам мира. Обнаружилось, что страны единых цивилизационных ареалов действительно группируются по группам крови (рис. 2.2.1–2.2.4)[62].

Рис. 2.2.1. Удельный вес лиц с первой группой крови по странам (группам стран) мира

Рис. 2.2.2. Удельный вес лиц со второй группой крови по странам (группам стран) мира

Рис. 2.2.3. Удельный вес лиц с третьей группой крови по странам (группам стран) мира

Рис. 2.2.4. Удельный вес лиц с четвертой группой крови по странам (группам стран) мира

Как единая общность по этому показателю выглядят страны западной цивилизации. Диапазон различий между ними в рамках всего спектра незначителен. При этом в одной группе находятся и европейцы, и североамериканцы, и даже австралийцы. Фактически идентичные показатели имеют жители Испании и европеоидное население Латинской Америки (Бразилия).

В западном кластере устойчиво отличаются показатели по всем группам крови трех стран — Финляндии, Венгрии и Эстонии Данное расхождение, казалось бы, противоречит выдвигаемой гипотезе. Но именно эти три страны, как известно, составляют исключение для Европы в плане языковой принадлежности.

Финны, венгры и эстонцы принадлежат к финно-угорской группе уральской языковой семьи и не относятся к индоевропейцам. Отличие этих народов от других европейских этносов, таким образом, не только не опровергает гипотезу, а наоборот, подтверждает роль биологической природы в формировании сложных социальных систем.

Характерно, что Венгрия и Финляндия оказались более близки друг к другу, чем к Эстонии. Но та, в свою очередь, обнаруживает тяготение к показателям России. Учитывая историю Эстонии, а также наличие в ней сегодня значительного русского компонента, это вполне объяснимо. Из приведенных данных также ясно, что по параметру крови Россия — не Европа и русские — не европейцы. Зато очевидна генетическая общность славянского мира. Поляки оказываются устойчиво, по всем группам крови, близки к русским. Но вместе с тем во всех социально и цивилизационно значимых сопоставлениях Польша ближе к Западу, чем Россия. В кластерной близости к России находятся также финно-угорские и тюркские страны, указывая на факт происходящего в Евразии активного кровосмешения.

Обнаружена устойчивая близость по структуре групп крови населения Японии и Южной Кореи. Это подтверждает тезис о целесообразности их рассмотрения в рамках единой дальневосточной цивилизационной системы. А вот Китай к этому кластеру отнесен быть не может. Наблюдается значительное расхождение в структуре групп крови объединяемых часто под единым маркером исламской цивилизации Турции и Саудовской Аравии, что отражает различие тюркского и арабского путей цивилизационогенеза.

Проверка предположения о наличии опосредованной связи между цивилизационогенезом и биолого-популяционным уровнем бытия человека была проведена также по имеющимся в литературе данным об удельном весе лиц с резус-отрицательной кровью (рис. 2.2.5)[63].

Рис. 2.2.5. Удельный вес лиц с резус-отрицательной кровью по странам мира

Наличие увязываемых с соответствующими цивилизациями кластеров вновь подтвердилось. Причем близость показателей стран одной группы даже более четко выражена, чем по группам крови. Запад, невзирая на обширные географические параметры западной цивилизации, и по этому показателю един. В его рамках опять обнаруживается особая иберо-американская группа. Существенно сблизились показатели Саудовской Аравии и Турции. Отличие от остальных европейских стран демонстрирует финно-угорская группа.

Россия и в этом случае не входит в западный кластер. Удельный вес лиц с резус-отрицательной кровью в ней меньше, чем в любой из стран Запада. Здесь также фиксируется ее наиболее близкое расположение на рассматриваемой шкале к славянским, финно-угорским и тюркским странам.

Рассмотрение соотношения цивилизационных ареалов с распределением групп крови населения проводилось по пяти показателям. Во всех случаях результат кластеризации практически совпадает. Это исключает возможность случайных совпадений.

Цивилизационогенез соотносится, таким образом, с биологопопуляционным генезисом. Другое дело, что он им не исчерпывается и со временем все более значимым становится социальный фактор эволюции.

ПРИМЕЧАНИЯ

[58] Биология. В 2 кн. / Под ред. В. Н. Ярыгина. М., 2007. Кн. 2. С. 6–7.

[59] Мельников О. А. Естественные сословия. Социально-генетическая психофизиоморфология, полиморфизм и функциональные подсистемы гомеостаза в социумах гоминид // masterint-21h.webzone.ru.

[60] Гюнтер Г. Избранные работы по расологии. М., 2005; Авдеев В. Расология. М., 2005.

[61] Якунин В.И., Багдасарян В.Э., Сулакшин С. С. Вариативность и цикличность глобального социального развития человечества. М.: Научный эксперт, 2009.

[62] URL: www.bloodbook.com/world-abo.html; www.anthro.palomar.edu/vary/vary_3.htm; www.vse-pro-geny.com/ru_Systema-hrup-krovi-ABO.html; Тюняев А. А. Группы крови. История возникновения современных групп крови // www.liveinternet.ru/users/wind_of_amnesy/post123783580/ // www.liveinternet.ru/users/wind_of_amnesy/post123784199/; Афонин А. А. Генетика групп крови. М., 2006; Д’Адамо П., Уитни К. 4 группы крови — 4 пути к здоровью. Минск, 2001; Тюняев А.А. К вопросу о корреляционной связи между этносом и группами крови // Organizmica. 2008. No 3 (15).

[63] URL: www.bloodbook.com/world-abo.html; www.anthro.palomar.edu/vary/vary_3.htm; www.vse-pro-geny.com/ru_Systema-hrup-krovi-ABO.html

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Поиск

Журнал Родноверие