Рязанская исследовательница сравнила балтские названия у российской Рязани с локализацией археологических культур на Оке. Результат — ошеломительный.

«Литва некрещеная»

Сразу за Рязанью, у реки Оки есть интересная местность, где много названий с окончаниями -ус и -ас. Главным образом, это озера.

На этот регион обращал внимание еще известный московский лингвист Владимир Топоров: у российского писателя Куприна есть рассказ «Мелюзга», в котором действие происходит здесь же, в деревне Курша, жителей которой в окрестности называют «курша головатая, литва некрещеная».

Рязанская исследовательница языковед Юлия Гордова утверждает, что этим балтским названиям около Рязани — по крайней мере 3 тыс. лет.

Это мнение отражено и в написанном ею академическом «Топонимическом атласе Рязанской области», вышедшем в прошлом году в московском Институте языкознания.

В этом она следует за другим московским ученым-лингвистом Юрием Откупщиковым, который на Средней Оке находил множество балтизмов.

Наследие бронзового века

Юлия Гордова пишет, что районы в Среднем Поочье, где концентрируются названия с окончаниями -ус и -ас, соотносятся с очагами древней фатьяновскай культуры, существовавшей во II-м тысячелетии до н.э., поэтому эти названия естественно объяснять из балтских языков.

Особенно важно, что окрестности деревни Курша (где концентрируются все те названия на -ус и -ас) точно соотносятся с локализацией памятников археологической культуры того же времени и того же происхождения — шагарскай.

Киструс и другие

Именно здесь — предположительно балтийские названия Киструс, Кердус, Чармус, Ибердус, Чарус, Ерус, Кидус, Мильчус и др.

Особенно из этого ряда бросается в глаза название озера Киструс. Откупщиков связывал название Киструс с лит. kaistrus «горячий, пылкий» — тем более что недалеко от Киструса течет речка с названием-калькой «Горячка».

А за полтысячи километров восточнее Киструса течет на Брянщине речушка Кистёр — а там вокруг особое концентрация балтских названий.

Что унюхали «родноверы»

Интересно, что с совсем недавнего времени эта местность привлекла внимание славяно-русских фантазёров- «родноверов».

Те прежде слонялись-слонялись по подмосковным местам со своими «гой-еси» — а когда, наконец, решили разжиться землей, чтобы не зависеть от разрешений местных властей, то… притянулись как раз на то левобережье Оки, откуда близехонько ко всем тем озер с балтскими именами.

Неиначе какими-никакими практиками развили чуткость, но привлекло их к действительно живому очагу. Действовать они там, конечно, будут не по правде, но уже то, что привлекло, обращает на себя внимание.

Поиск

Журнал Родноверие