Кому из нас хоть иногда не хочется окунуться в сказку? Ведь неслучайно книги и экранизации в жанре фэнтези так популярны, и отнюдь не потому, что все мы сплошь инфантильны. Просто, как сказал Джордж Мартин, названный литературными критиками «американским Толкином», «сказки, как старые друзья, их надо навещать время от времени».

Только вот странно получается: каждый, наверное, третий из нас посвящен в тайны народов Средиземья, а среднестатистический современный ребёнок на вопрос «Кто летает на метле?» с готовностью ответит «Гарри Поттер», даже не вспомнив о Бабе-Яге. Отчего чуть ли не с начальной школы мы знакомы с Гераклом и его двенадцатью подвигами, а о персонажах славянской мифологии, чаще всего, не знаем ничего?

В мастерской новгородского художника-керамиста Веры Коневой всё по-другому. Здесь царят славянские мифы и сказки, воплощенные в глине.

— Еще в школьные годы мне открылся удивительный мир Древней Руси, — говорит Вера Павловна. – У нас была замечательная учительница истории, влюбленная в предмет, и эту любовь она передавала нам. Наверное, потому я позже заинтересовалась скульптурой малых форм, так как её корни уходят в глубокую древность.

Чурич, Воструха, Шишимора, Переплут … – про каждую свою работу Вера Конева рассказывает легенду. Только не надо думать, что мастер вылепливает свои выдумки – чтобы воссоздавать мир славянской мифологии, многие годы Вера Конева изучала историю, археологию, «копалась» в музейных архивах.

Значительная часть её работ – это копии археологических находок: например, амулет матери-Лосихи (V век), чтимой северными славянами, которые тогда о лошадях еще и слыхом не слыхивали, или фигурка Вострухи (1230-е годы) – предшественника всех домовых, получившего прозвище от выражения «держать ухо вострО» (на заглавном фото).

К орнаментам на своих изделиях Вера Павловна тоже относится щепетильно. По её словам, каждый орнамент – это как узелковое письмо: «можно набрать с одной эпохи, с другой – может и красиво получиться, а «прочитать» смысл уже невозможно».

Глиной мастер занимается так давно, что даже и не вспомнит, когда этот ласковый на ощупь материал впервые попал к ней в руки. Больше всего Вера Павловна любит местную серо-зеленую глину, которую для неё копает зять.

— Голубая глина, которая продается в магазинах для лепки, быстро сохнет в руках и слишком жирная, а вот наша серо-зеленая – мягкая, благодарная. Мять глину нельзя – только гладить.

Вера Конева лепит исключительно руками – без гончарного круга и штамповки – и на газете. «Газета – однослойная, в отличие от любого тетрадного, например, листа. Отлепить от неё глину гораздо проще», — поясняет мастер.

И для маленьких ёмкостей, и для больших ваз она использует жгутовый способ лепки. Как говорят её ученики, «всё начинается с колбасок»: сначала мастер делает основание из кусочка глины, потом катает между ладоней жгут («колбаску»), соединяет его в колечко и наращивает этим колечком стенки сосуда, дальше – следующий жгут и так далее, одновременно формирует форму – «пузатую», вытянутую и т.п.

Чтобы глиняное изделие блестело, его перед обжигом чистят шкуркой, а затем натирают влажной тряпочкой. А участки, где хочется более яркого блеска, Вера Павловна, начищает зубной щеткой. Блестящую керамику делали кавказские мастера – только их изделия выглядят неживыми, как из металла, а у Веры Коневой глина дышит.

Главный секрет мастера – в обжиге. Естественный цвет обожженной глины – терракот, в изделиях же Веры Коневой один цвет переходит в другой – при этом она не использует никакой краски. Опытным путем мастер пришла к способу древнеславянского обжига, который называет томленым лощением.

— Этот обжиг забыт, я много искала, делала всевозможные опыты. А оказалось всё настолько легко! Да и как иначе, ведь так северные славяне обжигали еще в каменном веке.

Наши пращуры-углежоги называли этот способ обжига «синюшка» и пользовались им аж до XVII века. «Словами процесс объяснить невозможно, — говорит мастер. — Здесь важно, как обработать поверхность перед обжигом, как положить изделие, какие-то участки закрыть, а дальше я манипулирую цветами при помощи обжига».

Обжиг сначала делается в печи при температуре 850 градусов – когда Вера Павловна вытаскивает клещами специальные лотки с изделиями, простоявшими в печи всю ночь, глина «горит», раскаленная до прозрачности. Дальше мастер помещает свои работы в металлические кубы, где вырабатывает дёготь, и начинает колдовать над цветом. Изделия, которые обжигались одновременно, могут быть разных цветов и оттенков.

Для своих изделий Вера Павловна использует не только мифологические сюжеты, но и песенные, и шуточные: «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина», «Седина в бороду, бес в ребро», «Ох и страшен бабий гнев»…

Но больше всего мастера вдохновляют всё-таки славянские мифы:

— Под странным пестрым одеянием сказки кроется история и религия народов и наций.

Взять, к примеру, кубышку – вот откуда взялось выражение «деньги в кубышку класть», которое мы используем до сих пор? На самом деле кубышка – это не что-то абстрактное, это маленький пузатый горшочек, который наши предки наполняли мелкими монетами и закрывали пробочкой в виде головы домового. Монетки отсюда брать было нельзя, ведь это не копилка. Это амулет для того, чтоб в доме водились деньги.

Или Чурич. «Чур меня» — произносим мы неосознанно, опасаясь чего-то неприятного, могущего нанести вред. Так вот «Чур», ласково «Чурич» — от старославянского «чурочка» – деревянный старичок. Чурич мог так оплести нечисть хитростью, что она добровольно шла за ним на свою погибель.

Переплут – от переплутовать, обхитрить – это корень с человеческим лицом, любимец "деловых людей". Шишимора – матушка, хозяюшка – жена домового, гнала плохих людей из дому и заставляла своего муженька-домового лучше исполнять свои обязанности.

Кого только не «встретишь» в мастерской Веры Коневой! А рассказывает она о них, «словно реченька журчит», прямо завораживает – как будто бабушка гладит по голове и сказку говорит.

Недаром больше 20 лет Вера Павловна преподавала керамику в школе, последние 5 лет – в творческом центре «Визит». С возрастом это стало даваться не так легко, и теперь мастер работает дома, где дети сделали ей мастерскую.

– Конечно, я скучаю по школе, но зато высвободилось больше времени для творчества, и я стала больше придумывать нового.

Вера Конева по-прежнему занимается с учениками – только теперь индивидуально: как с детьми, так и со взрослыми. По словам мастера, многие просто оторваться от глины не могут – время за лепкой летит незаметно, и такие шедевры делают!

Помимо керамики, Вера Павловна работает с деревом — расписывает тарели и кубки. При этом мастер использует структуру дерева – если дерево с трещиной, наплывом, вплетает эти «дефекты» в картины, как фантазия предложит.

Расписные тарели, картины из глины, скульптуру малых форм и другие произведения Веры Коневой можно увидеть в кремлёвской библиотеке на её выставке «Моя Древняя Русь», которая продлится до 20 октября. Поспешите!




Видео

[видео]

Часть 1

Календарь и Коло жизни человека

Лекция школы "Русская Традиция" от ноября 2009 года

[видео]

Часть 1

Язычество и шаманизм

Поиск

Журнал Родноверие