Вот уже несколько лет на уроки мастерства Александра Евдокова собираются и стар и млад. Гончарное искусство объединило несколько поколений жителей маленького городка на севере Волгоградской области

За свою жизнь Александр успел потрудиться электриком, сталеваром, монтажником, слесарем, но никогда не выпускал из рук карандаш, краски и кисть – с детства любил рисовать. В начале 90-х его, на тот момент простого заводского слесаря, пригласили поработать в художественной мастерской.

– Я работал с профессионалами, мастерами своего дела, членами Союза художников России Александром Нияндиным и Сергеем Серовым. Благодаря им познакомился с азами изготовления фарфора, фаянса, чернения, молочения, изразцов, – вспоминает Александр Иванович.







В родной Елани мастер нашел и нужный материал для лепки горшков. Облазив все окрестности, он обнаружил глины коричневую, серую и даже редкую синюю. Известно: без печи горшка не получится, глине ведь для прочности обжиг нужен. Сыскалась и такая в чьем-то соседском хозяйстве. Но была у Евдокова еще заветная мечта – открыть студию, куда могли бы приходить земляки и учиться там народным ремеслам.

– И такая студия у нас появилась, – говорит мастер. – Мы ее назвали «Сварог», что со старославянского переводится как Бог-кузнец.

Дело пошло на лад. Местные власти, проникнувшись рвением «сварожцев», помогли им купить хорошую печь с программным управлением для обжига на 60 литров.

– Мечта любого гончара! – прищелкивает языком Александр Евдоков. – А еще большой радостью и долгожданным приобретением стал гончарный японский круг за 37 тысяч. О нашей студии прослышали даже в Москве, заказы стали поступать.

– У нас раньше в селах было много умелых гончаров, – рассказывает 16-летняя Ксения Должикова, ученица Евдокова. – Александр Иванович нашел одного старейшего мастера, которого в шутку прозвали дедушка Горшок! Он поделился с нами своими секретами, показал места, где раньше мастера брали глину. Многие ребята занимаются у Евдокова уже несколько лет.

– Мы не только делаем керамику, но также изучаем «преданья старины глубокой»: что за горшки, почему именно такой формы, откуда их замысловатые названия: канопка, каце, ендова, гусятница, крынка, – говорит Игорь Коломиец. – Это очень интересно. Технологии используем разные: чернение методом молочения, покрываем изделия глазурованными красками, а внутри пчелиным воском. В такой обработке посуда холодильник может заменить. В ней продукты даже летом не портятся.

Прознав про такое чудо, заинтересовались горшками «сварожскими» и местные старожилы. Бабушки да дедушки к гончарному кругу вместе со своими внуками встали. Александр Иванович этому только рад. А на вопрос разновозрастных учеников «что взять для занятия в студию?» всякий раз отвечает одно и то же: «Только горячее желание мастерить».

Поиск

Журнал Родноверие