Что ж, лучше поздно, чем никогда. Всё лето не доходили руки написать об одном маленьком путешествии, которое я с ещё одним товарищем предпринял аж три месяца назад – в начале мая. Посетил я места, которые географически расположены на самом севере Московской области. Как мне кажется, там и дух царит какой-то особый, уже почти не подмосковный, а северный. Речь идёт о Талдомском районе…

Вообще, этот район стоит того, чтобы по нему обстоятельно побродить или поколесить. Особенно, если вы интересуетесь наследием древности. Особенно – финно-угорской. Множество местных географических названий происходит из языка меря. Возможно, это свидетельствует о том, что здесь, в отличие от ряда других территорий, меря дольше сохранял свою идентичность, и, стало быть, от талдомских мерян нас отделяет меньший промежуток времени, чем, скажем, от тех, что жили в других районах Подмосковья…

Нам посчастливилось побывать в одном из мест, чьё имя перешло нам от меря, – это деревня Нушполы (в прошлом Нушпола, Нушбола). Название расшифровывают как «деревня на крапивной реке» (слово крапива по-мерянски звучало, по-видимому, сходно с марийским «нуж», а «бола», «пола» — традиционное окончание для названий множества финно-угорских деревень от Ветлуги и Оки, до Вологды и Онеги.

Деревня Нушполы расположена близ слияния рек Нушполки и Дубны. В топонимическом словаре Е. М. Поспелова приводится мнение, что Нушполка некогда называлась Нуша – она и есть та самая крапивная река, на которой располагается древнее поселение.

Деревня, как и большинство сейчас в Подмосковье, больше напоминает дачный посёлок. Старых домов совсем мало. Уж не знаю, стоит ли и писать эти два ритуальных предложения каждый раз. Однако было несколько домов с красивыми наличниками с богатой мерянско-языческой символикой: "утиные лапки", "громовые колёса"...

Если пойти по дороге, ведущей от Нушпол на восток, вскоре достигнете речки Дубны, а за ней большая водная гладь: болото, или заболоченные озёра. От Дубны их отделяет небольшая полоса земли, возможно, искусственно насыпанная. В этом месте очень приятно посидеть. Чудесная безмятежность помнится даже спустя 3 месяца ;-)

Сама речка Нушполка нынче довольно маленькая. И, как отметил мой спутник, крапивы нет по её берегам :)

Кроме того, у реки спрямили русло и создали целую систему канав и каналов, вероятно, с целью осушения болот. Вообще болота в округе знатные. В интернете встречал легенду о малярийной дороге, ведущей в Нушполы. Пройдя по ней, нельзя было не заболеть. Так ведь и полагается настоящим финно-уграм быть при озере и болоте (suo — болото, Suomi — Финляндия :) Несложно представить себе мерянское поселение, веками отделённое от уже обрусевших сородичей дремучим лесом и малярийными топями...


Ночевать нам довелось также среди болот и под пологом елей, но уже под самим райцентром, Талдомом.


Дальше путь лежал в Талдом, по дороге встретилась ещё одна мерянская русалочка — речка Куйминка (Куйма):

А также традиционный для Русского Севера дом-пятистенок в д. Дубровки:

Дальше начались всяческие обломы. Краеведческий музей в Талдоме оказался закрыт по причине майских праздников (несмотря на то, что по телефону перед этим его сотрудники заверили, что работать он будет). Сам город Талдом вполне себе похож на какой-нибудь другой райцентр, где-нибудь в Вологодской области. Насколько это гармонизирует с окружающей местностью, я, пожалуй, судить не возьмусь.


Кроме того, усталость, лень и редкость электричек не позволили мне посетить деревню Карачуново, что расположена в нескольких километрах севернее Талдома. Деревня интересна своим названием, восходящем к имени славянского языческого духа смерти — Карачуна. В общем, в этих местах ещё остался весьма широкий простор для дальнейших странствий. Будет очень здорово, если в следующий раз ко мне присоединится кто-нибудь из заинтересованных френдов...

Поиск

Журнал Родноверие