Более полутора веков назад в Викуловском районе поселились самоходы — выходцы из Могилёвской и Гомельской губерний Белоруссии. С тех самых пор в таёжном краю бережно хранят традиции предков. Белорусский говор, народные песни многие семьи передают из поколения в поколение. Соблюдают здесь и старинные обряды. Особенно впечатляют те, что проводят на Рождество.

Пришли святки — запевай колядки

В сочельник мальчишки и девчонки, переодевшись в забавных персонажей, ходят по дворам. Поют колядки и щедровки. В селе Ермаки они разыгрывали весёлые сценки с козулей — рождественской бодулей, исполняли песенки на белорусский лад.

Ой в леску, в леску

На желтом песку,

Святый вечор добрым людям,

Пава летала, пирья раняла,

Святый вечор добрым людям.

Пава летала, пирья раняла,

Святый вечор добрым людям,

Пирья збирала, в рукавок клала,

Святый вечор добрым людям,

с рукавка брала, веночек пляла,

Святый вечор добрым людям.

Вяночек спляла, в таночек пайшла,

Святый вечор добрым людям…

- Песню эту узнали от наших бабушек, записали, выучили с ребятами. Чтобы жили и дальше, не пропали традиции, которые заведены нашими предками — белорусами, — говорит Надежда Вычужанина, культорганизатор Ермаковского Дома культуры, руководитель фольклорного коллектива «Россияночка». — Здесь так повелось: шестого января детвора по дворам колядует, а на старый Новый год — взрослые. Смех, песни на всю деревню слышны.

Надежда Ивановна уже не первый год знакомит мальчишек и девчонок с национальными традициями, учит белорусскому языку. После школы многие разъезжаются в города, но родной язык не забывают, участвуют в творческих конкурсах, призовые места занимают.

- Радуемся, конечно, за наших выпускников, — улыбается собеседница. — И продолжаем привлекать молодёжь в клуб. Кто, если не мы, заинтересует ребят народными праздниками, обычаями? Это наша работа. Стараемся делать её на совесть. Сначала с бабушками встречались, общались, слова песен записывали. Теперь детвору учим. У нас есть фольклорный ансамбль «Солнышко», раньше были «Зорачки». Родители охотно на занятия детишек приводят. Без их поддержки не обойтись!


У традиции колядования — языческие корни. По легенде в ночь с 24 на 25 декабря (по новому стилю — с 6 на 7 января) Солнце съедал злой и страшный Корочун — темное славянское божество.

В этом году колядовать ходили в основном младшие школьники — третий, четвёртый класс. Сценки разыгрывали так старательно, что хозяева от души смеялись — и подавали юным артистам гостинцы. Сало, пирожки, конфеты… Попробуй не угостить, когда такие колядки поют:

Пришла коляда накануне Рождества,

кто даст пирога, тому полон хлев скота,

овин с овсом, жеребца с хвостом!

Кто не даст пирога, тому куричья нога,

пест, да лопата, корова горбата.

Полный мешок наколядовали в этот день ребятишки. Да и было за что: традицию сохранили, добра, здоровья, хорошей жизни всем пожелали. Ещё и настроение подняли. А значит, год наступивший будет для приветливых хозяев удачным. Есть такая примета.

Как в давние времена

Раз в год, на Рождество, обычная сибирская деревушка становится «центром силы», точкой притяжения множества паломников. Спешат они в Осиновку, чтобы поклониться старинной иконе «Воскресение Христово». Местные жители называют её просто — «Свеча», как и сам обряд.

Люди преклоняют колени перед святыней, которая под духовные песнопения "плывёт" над головами.

Сохранился он от далёких предков-белорусов. Из года в год привлекает тех, кто верит: «Воскресение Христово» дарует благодать, мудрость, здоровье. Готовятся к обряду заранее: расчищают от снега стоянки для машин. Их в Осиновку 7 января приезжает немало. В этом году было около 150 автомобилей. Подсчитали из любопытства. Судя по номерам авто, приехали не только из Тюменской области, но и Омской, Свердловской, а также Ханты-Мансийского, Ямало-Ненецкого округов.

По словам селян, многие наведываются в Осиновку в Рождество не первый раз. Признаться, мы и сами уже здесь бывали. В 2013 году. Нынче не усидели дома: снова отправились в путь. Очень хотелось хотя бы ещё раз своими глазами увидеть это завораживающее действо — обряд переноса иконы. Живой, настоящий!

С утра пораньше 7 января дорога от избы, где стояла святыня, до той, куда её переносят, устилается соломой. «Чтобы икону не по голому нести», — подсказывают местные жители. У Надежды Ивановны свой вариант толкования: Иисус Христос в хлеву родился. А там обязательно сено есть. Сейчас уже многие моменты, связанные с обрядом, точно растолковать невозможно. Остаётся только догадываться об их значении.

В десять часов (и ни минутой позже!) мужчины выносят «Свечу» из дома, где она целый год стояла. Рядом — хозяйка с хлебом-солью. На дорожке из соломы — длинная очередь. Люди преклоняют колени перед святыней, которая под духовные песнопения «плывёт» над головами, словно облако. «Многая лета» раньше пели деревенские бабушки, теперь — «Россияночки». Этот коллектив известен не только в Викуловском районе. В репертуаре ансамбля в основном белорусские песни, всем известные и давно забытые.

У ворот принимающего дома «Воскресение Христово» встречают новые хозяева. После обмена хлебом-солью святыню бережно вносят в дом, устанавливают в «красном углу».

После этого выстраивается длинная очередь желающих зажечь свечку, помолиться за себя и своих близких у иконы. К ней обычно приносят дары.

- Раньше несли отрезы ткани, рушники — словом, кто что мог. Теперь чаще всего оставляют деньги, — рассказывает Надежда Вычужанина и добавляет: — А после обряда разбирают солому, на которой сидели. Люди верят в её чудодейственную силу. Кто целый пакет, а кто хотя бы пучок берёт с собой. У входа в дом положить либо унести в хлев, чтобы велась скотина.

- Икона помогает, оберегает избу в течение всего года, — продолжает. — Двери дома, где гостит «Свеча», должны быть открыты для тех, кто идёт к ней. Помолиться, свечку зажечь… Школьники на экскурсии приезжают группами, знакомятся с этой традицией. Бывают и в нашем музее. С интересом слушают истории о жизни самоходов.

В Осиновку, за чудом

Соцсети накануне будоражили слухи, будто в этом году обряд проведут здесь в последний раз. Икону в Ермаки отдадут.

- Ой, что вы! Нет, конечно! — удивляется таким предположениям Надежда Ивановна. — В далёкое будущее заглядывать не стану, но в ближайшие годы обряд, надеюсь, сохраним. Есть кому святыню передавать. Вот в этом году семья из села Иковское в Осиновку переехала. Дом купили. Обживаются.

- Осиновка уже не такая большая деревня, как прежде. Тринадцать дворов здесь сейчас. Правда, не в каждый дом готовы икону принять, — вздыхает. — Некоторых хозяев материальные траты пугают: гостей в сочельник принять, угостить нужно, свечи у иконы положить. Беседуем, убеждаем, что важно сохранить традицию.

Времена нынче непростые, но бывали и сложнее… Вспомнить хотя бы те, когда верить открыто запрещалось. Но к иконе всё равно приходили, и стар, и млад. В школе на линейке потом выясняли: кто из пионеров и комсомольцев свечки ставил?..

Бабушки рассказывали, что несколько раз борцы с верой хотели её отобрать и разбить, но селяне не давали осквернить святыню. Истинная вера в людских сердцах неистребима. Жители год за годом продолжали носить её тайком, молились, чтобы наступили хорошие времена. За всё время существования обряда был всего один перерыв, на время Великой Отечественной войны, с 1941-го по 1945-й. В это время икона хранилась в амбаре местной жительницы Марии Прокопцовой. «Свечу» вносили в дом, чтобы помолиться вместе за ушедших на фронт соседей и родных, и на две недели на Рождество. Когда война закончилась, обряд ношения иконы возродили.

Раньше проводили его только своей деревней. Но со временем всё больше и больше людей узнавали об этой традиции — и потянулись в Осиновку. За чудом… Пожалуй, всем нам оно нужно. Историй о том, кому и как помогла «Свеча», — множество. Верить в них или нет, каждый для себя решает сам.

- Я много слышала об этом обряде от знакомых, сюжет по телевидению видела, статьи разные читала. Рвалась сюда, хотела свечку у иконы поставить — не складывалось. Нынче удалось. Значит, время пришло, — рассуждает Татьяна, гостья из Ишима. — Рада, что смогла осуществить задуманное. Увидела всё своими глазами. На душе теперь светло как-то. Только ради этого чувства стоило приехать в Осиновку. Может, и жива ещё деревушка благодаря этой святыне?..

Икона ходит по домам

С прошлого Рождества «Свеча» стояла в доме Зои Юрковой.

- Привыкла к ней, расставаться не хочется. Хоть плачь… Всегда плачу, когда уносят икону из нашего дома, — вздыхает Зоя Петровна. — А приходит она ко мне уже в третий раз. До этого к маме моей приходила…

- Не расстраивайся, вернётся она скоро, — успокаивает Надежда Ивановна. — Теперь-то в деревне не сто домов, как прежде.

В сочельник, когда провожали икону, в доме Зои Петровны собралась родня, соседи пришли. Заглянули на огонёк и мы. Хозяйка угощала гостей традиционными белорусскими блюдами, ароматным пивом. В Викуловском районе потомки самоходов смогли сохранить язык, традиции, песни, обряды. Так уж сложилось, что именно в деревнях и сёлах очень трепетно к национальной культуре относятся.

А ещё не забыли здесь и старинный рецепт пива, который прадеды увезли с собой в тайгу. Пенный напиток на хмелю обязательно варят в русских печках. К слову, хмель специально в Осиновке выращивают.

- Сколько же лет носят икону в деревне? — допытываемся у собравшихся.

- Давно! — наперебой отвечают. — Вряд ли вам кто-то точную дату скажет.

Загадок, легенд, преданий, связанных с этой святыней, много. Отделить их от достоверных исторических фактов крайне сложно. Да и стоит ли? Легенды только добавляют очарования старинному обряду на Рождество, когда, как говорят в Осиновке, «икона ходит по домам».

Версий её появления в деревне, как и происхождения, — несколько. И каждая может оказаться достоверной. По одной из них, «Свечу» принесли с собой самоходы из Белоруссии. Переселялись они несколькими семьями и везли с собой домашние иконы, хозяйственный инвентарь и орудия труда, даже пчёл, семена зерновых культур, картофеля, льна. Могли они забрать в Сибирь и родовую святыню. Она духовно укрепляла общину в борьбе за выживание на новых землях, была заступницей.

По другой — икону привёз из уездного города Тары Омской области Иван Ковальков. Стояла она в Никольской церкви в Ермаках. В 30-е годы, когда храм разрушили, верующие спрятали то, что смогли. «Миколу Милостливого» (Николай Чудотворец на белорусский лад. — Прим. авт.) в лес унесли. Увы, кто-то выдал тайное место. Икону ярые атеисты разбили о берёзы. А вот «Свеча» уцелела: жители перепрятывал её не раз. Берегли…

- Говорят, было сделано две одинаковые иконы, — интригует Надежда Вычужанина. — Одну отвезли в Санкт-Петербург, другую — сюда, в Ермаки.

- Это тоже легенда или факт? — уточняем.

- Не скажу. Музеев в городе на Неве много. Как узнаешь, где именно икона могла бы храниться?.. — пожимает плечами. — Живёт в Питере наша односельчанка. Уехала много лет назад из деревни, но связи с малой родиной не теряет. Хотела пройти по музеям, выяснить что-либо. Удалось ли? Пока не сообщала. Жаль, раньше не повыспрашивали у бабушек эти детали. А теперь уже не у кого…

В 2016 году в Ермаки приезжала съёмочная группа из Беларуси. Снимали документальный фильм «Самоходы». В июне 2017-го в Минске состоялась его презентация, на которой побывали и ермаковцы.

С дальних веков и по сей день

«Воскресение Христово» (именно «Воскресение», не «Рождество») — небольшая икона, приблизительно 30x40 см. Чтобы удобнее было переносить святыню, селяне поместили её в голубой киот, напоминающий окно с распахнутыми настежь ставнями. На створках — картонные иконки, искусственные цветы.

Макет «Свечи» имеется и в музее в Ермаках. Этот экспонат показывают на различных фестивалях, знакомят гостей с особенностями культуры белорусов. Фольклорный коллектив «Россияночка» Ермаковского СДК и показывает сценический вариант обряда.

- Солому с собой возим, на колени встаём. Пусть люди знают о наших традициях, — говорит Надежда Вычужанина.

По её словам, в Беларуси чествование Свечей-икон, их торжественный перенос происходит ежегодно в день памяти святого или православного праздника, которому они посвящены.

- А наши Ермаки — копия Рогини, белорусской деревни. Надо же было найти в Сибири такое место! Выбрали его не случайно: здесь росла липа, а значит, можно было драть лыко и плести лапти, — улыбается. Уже много лет она вместе с такими же увлечёнными коллегами собирает всё, что связано с самоходами.

В Викуловском районе живут потомки выходцев из Рогини, Бушевки, Меркуловичей Могилёвской губернии. Они основали в Сибири несколько деревень: в 1884-м — Осиновку, в 1886-м — Ермаки, в 1900-м — Еловку.

- В 2016 году к нам приезжала съёмочная группа из Беларуси. Несколько дней жили в Ермаках, снимали документальный фильм «Самоходы». Мы в нём — главные герои, рассказываем о том, как наши прадеды строили в Сибири маленькую Беларусь. Шли они сюда в поисках лучшей доли и свободных земель. Чтобы пахать и сеять. Иметь возможность прокормить большую семью. Первыми здесь появились ходоки из Могилёвской губернии Евдоким Мельников и братья Прокопий и Кирилл Крупниковы. На том самом месте, где сейчас раскинулась деревня, они построили первые избушки. На следующий год привезли сюда уже двадцать семей, — устраивает для нас экскурс в историю Надежда Вычужанина.

Неугомонные краеведы записывают воспоминания, готовят творческие проекты, проводят экскурсии по музею. Занимает он небольшую комнатку в Доме культуры в Ермаках. Диву даёшься, как на этом пятачке уместилось столько предметов? Их хватит не на одну выставку! И сколько бы раз ни бывал в этом музее, снова и снова открываешь для себя что-то новое.

…Сегодня вряд ли найдутся те, кто сомневается в необходимости сохранять и продолжать культурные традиции нашего края. Сохранять не просто «музейно», для просмотра, но и претворять их в жизнь, чтобы суметь передать другим поколениям. Краеведам из Викуловского района это удаётся.

Поиск

Журнал Родноверие