Директор Института археологии РАН Николай Макаров — об уникальной находке из древнего городища Клещин, которому грозит коттеджная застройка.

Экспедиция Института археологии РАН при обследовании древнего городища Клещин в Ярославской области обнаружила уникальную подвеску X–XI веков с личным знаком одного из Рюриковичей. О значимости находки корреспонденту «Известий» рассказал руководитель экспедиции, директор Института археологии РАН Николай Макаров.

— Как вы нашли подвеску?

— Мы не проводили раскопок, а нашли ее при визуальном осмотре ям и обнажений, которые были на территории поселения Клещин. Она представляет собой кусочек сплава размером три на полтора сантиметра на основе белого металла, серебра и меди. У подвески есть ушко: судя по всему, такого рода вещи носили на шее. На украшении изображен боковой зубец трезубца с растительным орнаментом и край центрального зубца с округлым завитком. Дело в том, что мы нашли не целую подвеску, а половинку. Скорее всего, изделие было поломано после того как перестало использоваться. Обычай ношения этих вещей был краток, в середине XI века они уже не использовались.

Всего известно около 50 таких подвесок. Ученые долго ломали голову над назначением этих вещей, но еще в середине 1930-х классик отечественной нумизматики Алексей Орешников выдвинул версию, что это — официальные знаки княжеских чиновников. Версия Орешникова сегодня безоговорочно принята всеми историками. Так что подвеска — это знак княжеских представителей, который носился для предъявления населению, подтверждая полномочия людей, с которыми народ имел дело.

Эта подвеска имеет огромное значение не только для археологии, но и для понимания истории Руси. Ведь это первый значок княжеских чиновников X — начала XI века. Эта находка означает, что вот здесь, в городище Клещин, в X веке уже была государственность.

— То есть находка помогает изменить карту Древней Руси?

— Да! Главная новость в том, что центры княжеской власти, княжеского управления уже в конце X — начале XI века существовали и на северо-восточных русских землях. До этого такие вещи мы встречали только в Подднепровье: районах Киева, Чернигова, Переяславля, а также на северо-западе России — в районе Новгорода, Старой Ладоги. Находка подвески на северо-восточных русских землях показывает, что они тоже довольно рано были интегрированы в систему княжеской власти. Получается, что громадная территория имела одну политическую систему. Такого рода археологические свидетельства бесценны.

— Значит ли это, что теперь городище Клещин станет чем-то вроде Древнего Новгорода?

— Эта находка, безусловно, изменила статус Клещина. Ни в Ростове, ни в Суздале подобного рода вещи найдены не были. О Клещине сейчас известно крайне мало. Если мы еще какое-то время покопаем, возможно, докопаемся до сенсации.

— Общественники говорят, что Клещин собираются застраивать коттеджами.

— К сожалению, это правда. На границе с местом, где ведутся наши работы, строится коттеджный поселок, и пока ситуация не решена. Еще в прошлом году мы написали письмо в Минкультуры. Надо сказать, что ведомство отреагировало быстро и жестко, их усилиями застройка была остановлена на год. Но, к сожалению, сейчас застройщики опять перешли в активную фазу. Невзирая на запреты.

— Строят прямо на древнем городище?

— Не на самом городище, а на посаде. Поселение делится на два части: укрепленную и неукрепленную. Укрепленная называется городище, оно защищено валами. Но есть и неукрепленная часть — так называемый посад, который валами не защищен. Считается, что он имеет меньшую ценность. Однако именно на посаде мы нашли эту подвеску. Сейчас на этой территории построен первый коттедж, проложена дорога. Фактически, идет уничтожение памятника археологии.

— Давно ведутся раскопки Клещина?

— С этого года. Собственно, строительство коттеджей и стало основной причиной, почему мы приехали именно сюда. В России много археологических памятников, но мало археологов и денег. Поэтому нужно выбирать. Выбрали это место, потому что понимали: если сейчас не обследуем, через 2 года на этом месте будут стоять ряды коттеджей. И больше мы не сможем исследовать Клещин никогда.

Наступление застройки на территории, густо насыщенные историческими памятниками, надо как-то остановить. Необходимо сохранить Клещин, как мы храним Бородинское поле, как сохраняем Архангельское, Радонеж. Это археологические ландшафты, в которых стоят валы городов, связанных и с Юрием Долгоруким, и с Александром Невским. И, кстати, сюда приезжает довольно много людей. Поэтому проложить археологическую тропу и показывать место в рамках археологического туризма не составило бы труда.

— Что интересует в Клещине туристов?

— Во-первых, Клещин — центр периферии. Это место показывает, как далеко продвинулась Русь. Во-вторых, здесь полностью сохранен средневековый рельеф: валы, террасы поселения, места ворот. Они хорошо видны даже невооруженным глазом, их уже сейчас можно показывать. К примеру, в Новгороде, чтобы что-то показать, нужно снять 5 м культурного слоя. А здесь этого делать не требуется.

— Что еще вы здесь находили?

— Плети с рукоятью в виде головы птицы — это атрибут воинской жизни, фрагменты весов, а также дирхем — восточную серебряную монету IX–X века. Деньги с Востока были ходовым товаром на Руси: их принимали на вес, как серебро.

Нам очень хочется продолжить работу. В этом году в наших планах определить границы культурного слоя и завершить съемку. Раскопки планируются и на будущий год. Надеемся, что городище к этому времени не застроят.

Поиск

Журнал Родноверие