Вопреки расхожему мнению, зима – горячая пора для археологов. В ожидании нового полевого сезона специалисты подводят итоги уже проделанной работы и делятся своими удивительными открытиями. Научный семинар «Археология Подмосковья» в Институте археологии РАН традиционно собрал лучших экспертов. Корреспондент «Подмосковье сегодня» побывала на встрече и выяснила, где спрятан город ювелиров, как выглядело жилье образца первого тысячелетия до нашей эры и какой секрет скрывают 315 одинцовских курганов.

КОГДА КРАСАВИЦЕ 900

Почти случайно сделали интересную находку этим летом археологи под Ступином. Артефакт неожиданно обнаружился в кургане вятичей, который был разграблен еще в советское время.

– Мы были вынуждены сносить насыпь в ходе других исследований, – рассказывает директор Коломенского археологического центра Александр Сыроватко. – Всем было известно, что могильник уничтожался поколениями местных жителей. Но оказалось, что они не смогли ограбить курган целиком.

Специалисты обнаружили останки женщины, которая была похоронена в возрасте около 50 лет. Между собой археологи прозвали ее «забытая красавица». В ходе дальнейших раскопок выяснилось, что находке около 900 лет.

– В могильнике оказалось очень много органики, что было совершенно неожиданно для рыхлого песчаного слоя. Сохранились мочки ушей, остатки волос, фрагменты ткани, – вспоминает Сыроватко. – У нее на шее, очевидно, был завязан шарф или шнурок с бубенчиками на концах, на руках – браслет и перстни. Можем сказать, что барышня лежала ладонями вверх, потому что лицевые стороны перстней оказались внизу.

В числе других украшений были височные кольца, которые археологи датировали 1120–1150 годами. Поскольку парные предметы отличались друг от друга, специалисты предполагают, что свой наряд модница собирала в течение всей жизни.

Интересные результаты принес анализ, взятый из крестцовой части позвоночника. Оказалось, что у «красавицы» были... глисты.

– Она жила с широким лентецом. Длина этих ленточных червей может достигать нескольких метров, – говорит археолог. – Женщина могла приобрести его при поедании сырой речной рыбы. В основном этот гельминт любит хищников: щуку, судака. Встает вопрос о качестве жизни погребенной. Впрочем, умерла она, скорее всего, по другой причине.

ТАЙНЫЙ ГОРОД ЮВЕЛИРОВ

Последний полевой сезон оказался богат на сенсации для специалистов Коломенского археологического центра. В глухом лесу на берегу Оки они открыли неизвестное прежде поселение со следами хорошо налаженного ювелирного производства. Надежно укрепленное городище, получившее название «Чайка», датируется ранним железным веком (IX–VI века до н.э.).

– Городище удалено от русла Оки, спрятано в складках местности и окружено системой рвов, – отмечает Александр Сыроватко. – Эта территория давно обследована, но «Чайку» удалось найти только сейчас. Поверхность памятника усеяна выплесками металлов, ломом, кусками литейных форм.

Археологи привлекли к изучению находок сотрудников Института географии РАН. Эксперты провели металлографический анализ на электронном микроскопе и обнаружили, что в первом тысячелетии до нашей эры при производстве ювелирных украшений использовались чистые бронза, медь, железо, олово и оловянно-свинцовая бронза.

– Это говорит о том, что уровень знаний местного населения был выше, чем мы о нем изначально думали. Они умели составлять сплавы из чистых компонентов, а не просто использовали чужие заготовки, – резюмирует Сыроватко. – Ювелирное производство, видимо, стало финалом существования городища. По какой-то причине поселение было заброшено.

КВАРТИРА ЖЕЛЕЗНОГО ВЕКА

Как выглядели жилища, располагавшиеся на территории современного Подмосковья в середине первого тысячелетия до нашей эры? Ответ на этот вопрос знают археологи из Музея Москвы, которые вот уже 20 лет ведут раскопки на берегу Оки неподалеку от городского округа Озеры. Здесь они обнаружили поселение раннего железного века. На сегодня исследовано более 500 кв. м, но это лишь половина всей площади городища.

Главным предметом изучения стали остатки двух жилых построек, которые археологи прозвали «длинными домами». По своей сути это бараки, разделенные перегородками на теплые и холодные отсеки. К «комнатам» с очагами прилегали неотапливаемые тамбуры, выполнявшие роль прихожей.

– В жилых отсеках полы были насыпными. Они состоят из искусственной смеси, в состав которой входила измельченная известь, – утверждает Екатерина Тавлинцева из Музея Москвы. – Анализ почвенных образцов позволяет предположить, что на полах было какое-то покрытие: циновки, тростниковые маты, шкуры. Стены жилища выглядели как двойной плетень, заполненный внутри утепляющим материалом. При этом какую-либо обмазку не применяли.

Удалось также установить, что два отсека использовали в качестве мастерских. Одна специализировалась на изделиях из кости, в другой размещалось бронзовое литейное производство. Об этом свидетельствуют находки – заготовки из костей и обломки литейных трубочек, предназначенных для изготовления украшений.

Кроме того, исследователи пришли к выводу, что наши далекие предки были отлично знакомы с таким понятием, как ремонт.

– За время существования построек интерьер жилых отсеков неоднократно обновлялся. Периодически в помещении устраивали новый пол взамен старого. И так происходило не менее пяти раз, – считает Тавлинцева.

ПОХОРОНЫ ПОД ЗВОН ГОРШКОВ

Если в наши дни посуду бьют на свадьбах на счастье, то племена, населявшие территорию Одинцовского района в XI–XIII веках, делали это на похоронах. О столь необычной особенности погребального обряда археологам рассказали курганы, найденные к северу от Одинцова. В общей сложности документально зафиксировано 315 могильников, из которых к настоящему моменту изучено всего 60.

– Археологический комплекс находится в лесном массиве, что способствовало его сохранности, – объясняет сотрудник Звенигородского музея Александр Лазукин. – Исследование курганов начал археолог Александр Векслер еще в 1958 году. Мы изучили его отчеты и узнали много интересного.

Так, в районе деревни Подушкино в курганах высотой около двух метров найдены останки мужчины и женщины. В его захоронении обнаружили железное долото и два бронзовых кольца на поясе, в ее – височные кольца, браслет, перстни, золоченые бубенчики и сердоликовые бусины. Но у обоих в ногах лежали многочисленные осколки гончарных горшков с орнаментом.

Аналогичная картина и в других могильниках. Кроме того, во всех насыпях встречаются кости коровы.

– Векслер был уверен, что разбитая в большом количестве посуда при захоронении – это характерная деталь погребального обряда одинцовских курганов, – продолжает представитель Звенигородского музея. – Такие похороны с русским размахом.

ФЕОДАЛЬНАЯ УСАДЬБА

Берег реки Гнилуши в Раменском районе привлекал переселенцев еще в каменном веке. Об этом свидетельствуют 19 кремневых орудий периода мезолита, найденных здесь археологами. Но большинство артефактов все же принадлежит древнерусскому периоду и позднему Средневековью.

– Вероятно, поселение появилось еще в XII веке и сильно разрослось за последующие три столетия. Большинство находок связано с XV–XVI веками, – уточняет Николай Баранов из Института археологии РАН.

Объект получил название «селище Скрипино-1». Во время раскопок была обнаружена целая коллекция перстней и нательных крестов, а также монеты, оружие, снаряжение всадников и лошадей, многочисленные предметы быта и орудия труда: ключи, замки, ножи, топоры, жернова.

Загадкой, которую исследователи так и не смогли разгадать, стало скопление нескольких десятков колечек, слишком маленьких для того, чтобы носить их на пальцах. Ученые не смогли определить назначение предметов, равно как и датировать их.

Но, пожалуй, самой важной находкой стала псковская печать. В период феодальной раздробленности Руси князья использовали такие предметы на важных документах вместо подписи. Основываясь на этом артефакте, археологи делают осторожное предположение, что на берегу Гнилуши вполне могла размещаться феодальная усадьба.


– Поселение прекращает свое существование в первой половине XVI века, – считает Баранов. – Вероятно, это связано с регулярными подтоплениями. Люди ушли на более высокое и сухое место в соседнее село Шубино. Деревня Скрыпино (старое название Скрипина. – Прим. ред.) упоминается на карте 1774 года, но территория селища в это время уже пустовала и использовалась под распашку.

Поиск

Журнал Родноверие