В январе 2018 года в Ухте стартовал партнёрский видео-проект «Пещерное святилище Тимана». Он нацелен на изучение одного из самых важных археологических памятников Коми – Эшмесской пещеры.

Эшмесская пещера – языческое святилище древних предков. Как свидетельствуют изыскания археологов, два столетия кряду, в X-XI веках нашей эры, в ней проводился уникальный ритуал общения с Верхним миром, олицетворённым в образе солнечного олене-лося. Сейчас большая часть «эшмесской» коллекции хранится в Ухтинском историко-краеведческом музее, а памятник относится к объектам исторического и культурного наследия федерального значения.

Свое название жертвенное место получило от одноимённой реки. По одной версии, начальная форма слова «Эшмес» произошла от «Öшмöс», то есть правый приток реки Белая Кедва. По другой – «ключ», «колодец», «исток», где öш – «поверхность», мöс -«источник», «исток».

О проекте

Цель нашего проекта – показать Эшмесскую пещеру и возможности её посещения. Для осуществления замысла собрались Музейное объединение Ухты, охотхозяйство «Белый Эшмес», студия кабельного телевидения «ГСП» и проект «Ухта3D».

Проект включает в себя видео- и фотосъёмку маршрута, достопримечательности, коллекции, подготовку документального киноочерка и виртуального тура. К реализации задуманного на первых порах приступили автор данного материала, операторы Олег Белькеев и Дмитрий Подрушняк.

На разведку

Перед поездкой ощущалось определённое беспокойство. Настораживали бездорожье и безлюдность таёжных просторов. И в то же время всем было интересно увидеть, казалось бы, такую недосягаемую, таинственную достопримечательность не где-то в заморских странах, а здесь у нас.

Утром 21 января на вездеходе, за рулём которого был водитель охотхозяйства, мы отправились по трассе Ухта-Сосногорск, затем повернули на Четласскую дорогу и добрались до поворота на старую Воинскую дорогу. Здесь сделали первую остановку. Был 10-й час утра. Мимо пронеслись два человека на снегоходах.

Всходило зимнее солнце. Удивляло, что отъехали всего-то пару десятков километров от Ухты, а как будто в другой мир попали. Небо чистое, солнце яркое, птицы радостно поют, дышится отлично, сотовой связи нет. Вот там и сняты были первые кадры.

Далее наш путь шёл по ухабистой снежной дороге, хотя, скорее, просеке. Километр за километром мы углублялись в дебри тайги. Сначала двигались по относительно ровной местности. Шофёр аккуратно держался проторенной колеи. Нашу группу мерно покачивало в кабине вездехода.

Когда миновали перекаты через речушку Сюзью, водитель «выдохнул». Ведь неделю назад, до заморозков, здесь застряли охотники.

После реки ландшафт поменялся. Машина брала одну возвышенность за другой. Начался Средний Тиман. В этой части кряж ниже, нежели в Ухте. Холмы поросли молодым ельником и кустами. Бывшие делянки постепенно зарастали лесом. Нашим взорам открывалась узорная панорама заснеженных лесов.

Миновали табличку «Чутьинский государственный природный заказник». Он был создан с целью охраны растений и животных, а также сохранения и изучения природного комплекса бассейна реки Сюзью, являющегося средой их обитания и воспроизводства.

К одиннадцати утра вдоль дороги появились электрические столбы. Невидаль!

За поворотом показался невысокий мужчина на лыжах, рядом бежала лайка. Остановились. Поздоровались. Оказалось, он работает сторожем на расположенной здесь лесной базе, принадлежащей одной из вологодских компаний.

Владельцы угодий приложили титанические усилия: прорубили просеку, протянули линию электропередач из села Кедвавом, доставили трансформаторную будку. Но что-то не заладилось, и электричество так и не подключили. Также обстояли дела и с галечниками вдоль дороги. Установили, засыпали, на том остановились.

К полудню мы весело въехали на территорию охотхозяйства «Белый Эшмес». Границу обозначил дом со шлагбаумом.

Вот здесь и стали мелькать следы на снегу. Они пересекали дорогу, манили вдаль. Тут и там взлетали глухари, тетерева и ещё какие-то птицы.

Через час на горизонте появились очертания развалин бывшей воинской части. Когда-то здесь служили около 150 солдат и офицеров. Работала котельная, пекарня, было и электричество. Сейчас о прежних благах цивилизации свидетельствует одинокая чёрная труба, да иронично возвышается над сугробами полоса препятствий.

Завернули налево и покатились по живописному сосновому бору. Водитель притормозил. Впереди витиеватый поворот, а за ним несёт свои воды река Белый Эшмес. Кадры получатся отличные. Оператор Олег ушёл вперёд, прошёл мостик и залёг с камерой в сугроб.

Красота! Эффектный вездеход (одни колёса чего стоят) форсирует незамерзающие воды… У-ух, дух захватывает!

А там и рукой подать до одноимённой базы. Едешь, природой любуешься. Сосенки одна к другой, места чудесные. Проехали по берегу ручья Кос-Эшмес. Из-за поворота появились бревенчатые дома, из труб которых приветливо клубился дымок.

Уже к двум часам наша группа прибыла к первому пункту назначения.

Встретил нас егерь Прокопий Рочев.

Гостевой дом превзошёл все ожидания. Думали, будем сидеть на пеньках, спать на деревянных полатях, а он оказался в лучших традициях гостеприимства. Просторный, уютный, как родная квартира, но только вместо батареи тёплая кирпичная побеленная печурка. И даже шкура медведя на полу. Здесь бы отдыхать всей семьёй!

Заночевали.

Утро следующего дня выдалось морозным. Термометр на хозяйском доме показал минус 25 градусов по Цельсию. А нам предстояла поездка к цели нашего путешествия – Эшмесской пещере.

К девяти часам съёмочная группа собралась у снегохода. Нас ждал экипированный, но безоружный водитель: «А кого бояться? Медведи-то спят, ну а стая волков была да ушла».

Закрепили камеру на стекле, и в путь длиной семь километров.

В этот раз мы двигались по причудливой местности. Просторная снежная равнина, окаймлённая невысокими холмами, поросшими елями, скальные обнажения, следы животных.

Сотрудник охотхозяйства рассказал, что долина сухая и не зарастает. Причина проста – на глубине около одного метра находится плотный галечный слой. Миллионы лет назад здесь несла свои воды древняя река.

Археолог, исследователь жертвенного места Александр Мурыгин писал, что местные жители называют эту долину Мёртвой.

Пещера

Внезапно водитель остановился: «Приехали!». Мы в изумлении вертим головами: «Куда приехали?». Мужчина смеётся: «К пещере». Вот она, мудрость предков. Вход в языческое святилище почти не виден. Он как будто спрятан от посторонних глаз. Неудивительно – он уцелел во времена борьбы с язычеством.

Дважды на памятник натыкались случайно: сначала охотник Павел Вокуев в 1924 году, затем солдаты срочной службы в 1980-м. Ничего удивительного. Исключительное расположение отмечает и А.Мурыгин: «В очень уединённом месте, вдали от основных речных магистралей». Тогда как прочие жертвенные места Печорского Приуралья создавались на высоких берегах рек либо на открытом пространстве тундры.

Преодолев снежный подъём, наша группа вошла внутрь небольшого грота. Просторный в начале и средней части, он постепенно переходил в узкую щель. Пол от входа под сильным уклоном поднимается вверх, затем выравнивается. Сводчатый потолок нависает карстовыми глыбами, сквозь которые местами пробиваются древесные корни и одинокая капель. Мшистые стены.

Что-то отстранённое, вне текущего времени, есть в этой пещере. Может быть, потому, что за «порогом» снег и ветрено, а здесь нет ни того, ни другого. Пограничная зона общения между реальным и ирреальным верхним и нижним мирами, сакральное место – так воспринимали данное пространство первобытные люди.

И, кажется, не только они…

Мы обнаружили в гроте двух деревянных истуканов, вырезанных современными посетителями по образу и подобию прежних, и дары – патроны, зажигалки, деньги… По словам водителя охотхозяйства, люди делают подношения «на удачу в охоте», и это «работает».

Инородность родного города

Отсняв необходимый материал, мы двинулись в обратный путь. Последний уютный вечер на базе, обсуждение увиденного, определение «точек» для съёмки по дороге в Ухту.

Возвращение в город заняло всего пять часов. Уже на Четласской дороге вновь «проснулись» телефоны, а на повороте к трассе наш «крупногабаритный» вездеход попал в объективы проезжающих мимо фотолюбителей. Какими «инородными» казались коробки многоэтажных домов, как тяжёл пропитанный выхлопными газами морозный воздух!

А ведь прошло каких-то три дня…

Путешествие к пещерному святилищу – лишь начало движения к намеченной цели. Впереди ещё много работы. Интервью, съёмки археологической коллекции, подготовка описаний, монтаж и многое другое.

Презентация результатов видео-проекта «Пещерное святилище Тимана» состоится этой весной в Историко-краеведческом музее, в эфире программы «ГСП» и на сайте проекта «Ухта3D».

Поиск

Журнал Родноверие