В Дагестане всегда относились почтительно к солнцу, огню и связанным с ними ритуалам.

В Дербенте еще в конце XVIII в. местные жители и приезжие из Индии поклонялись «огнедышащей горе». В некоторых аулах и сегодня клянутся солнцем и огнем. Символизировали их костры. В ауле Кули, например, они разжигались в первый вечер официального признания весны. Кулинцы накануне собирали топливо, а когда темнело, разжигали перед аулом огромный костер. Маленькие костры зажигались и у каждого дома. Молодежь обычно прыгала через них. Все это напоминает обряды масленицы в русских деревнях. Существует поверье, что если перепрыгивать через костер в первый день весны, то больной освободится от всех недугов, а у здорового осуществятся его желания.

Солнечные праздники существовали у всех дагестанских народов. У табасаранцев огненная феерия сопровождалась шествием по аулу мальчиков, которых обливали водой. У лезгин праздник солнца и огня назывался «Ярар». Последнее напоминает русское «Ярило».

В с. Цада существовал обычай: в декабре, в день зимнего солнцестояния, зажигать костерки «Хамир-хо» и «Барият». Такого же обычая придерживались и соседние аулы.

В древности у предков мекегинцев существовал культ солнца. Еще доныне бытует клятва светом и зерном.

Когда по аулу Бутри ведут невесту, на ее пути разжигают костры, разбрасывают зерно. Костры разжигают люди из дома жениха. У каждого костра невесту останавливают, требуют выкупа, повторяя: «Невесту согреть! Невесту согреть!»

Солнце и огонь везде были обязательными спутниками в свадебной процессии цахурцев. Впереди людей, отправляющихся на сговор о свадьбе, бежал мальчик с горящим факелом и куклой, изображающей солнце. В хивских аулах невесту вели в дом вместе с горящей лампой, и не тушили лампу до конца свадьбы.

Поиск

Журнал Родноверие