Былинный сюжет о бое Ильи Муромца с собственным сыном (Подсокольничком, Сокольником и пр.) давно стал предметом внимания исследователей. Отмечался и его высокий патриотический пафос, и сходство с сюжетами о бое отца и сына у других народов (Рустам и Сухраб у иранцев, Гильдебранд и Хадубранд у германцев).

Однако не все черты этой былины получили, на наш взгляд, объяснение. Бросаются в глаза два обстоятельства: отсутствие всякой рефлексии по поводу сыноубийства (в отличие от иранского и германского сюжетов и при том, что рефлексия отнюдь не чужда былинному эпосу — см., напр., "Данило Ловчанин"), и необычный способ расправы с сыном-предателем. Илья раздирает Подсокольничка надвое, ухватив за одну ногу и наступив на другую. Никаким героем кроме Ильи, и ни к какому противнику, кроме Подсокольничка, такая расправа не применяется.

Вне былин мы встречаем подобный способ расправы, объектом которого становится дитя человека и нечеловеческого существа. В несказочной прозе (предания, былички) нечеловеческий родитель (родительница) подобного метиса при расставании с человеком разрывает ребенка за ноги надвое, бросая одну половину вслед человеку. Таким образом как бы вновь разделяется то, что было соединено вопреки законам Бога, Природы.

В эпической морали степные кочевники-"татары" являются не совсем человеческими существами. Так, "татарский" царь, отряжая посла в Киев, спрашивает соплеменников: "умеет ли кто говорить языком русским, человеческим?". В этом, впрочем, славяне были едины с другими оседлыми народами: готами, считавшими степняков-гуннов плодом соития ведьм и демонов, и византийцами, для которых "варвары-кочевники — звери (либо порождения "нечистых духов") с отдельными человеческими чертами" (В. В. Пузанов). Учитывая, что нравственные качества в былинах впрямую ставятся в зависимость от происхождения ("вежество рожоное", "невежа, неотецкий сын", "боярские роды все хвастливые" и пр.), плод греховного соития со степной нелюдью наделяется отвратительными чертами. Подсокольничек пытается убить спящего отца, в ряде вариантов убивает мать. Илья не казнит предателя в современном смысле слова, а устраняет воплощенное нарушение миропорядка, разрывает надвое то, что было соединено вопреки законам Бытия. В этом и состоит подвиг любимца былин, и смысл данного сюжета.

Поиск

Журнал Родноверие