ВМесяц Волка, сразу после Корочуна – самой долгой ночи в Годовом Коло вновьначинает прибывать день. Божич Коляда – Солнце Красное едет по синему Небу, мечетна Землю стрелы златые… Хоть и далеко ещё до победы над лютой Мареной-Зимой, ноглавное уже свершилось: Солнце повернуло на лето. А значит, придёт время – ирастают снега, забурлит вода в реках, будут люди русские славить Весну песнейзвонкой, забавами молодецкими да плясками буйными…

Гой, Коляда-государь! Гой,Коляда-добродарь! Слава!

ПраздникКоляды (отмечаемый 25 стужня \ декабря, через несколько дней после зимнегосолнцестояния – когда день уже «на воробьиный скок» прибыл) – один из важнейшихсвятодней Кологода. С кануна Коляды начинаются зимние святки – периодпразднеств и гуляний, длящийся целых две недели и завершающийся Водокресом (6сеченя \ января). Святки делятся на две части: Святые Вечера (длящиеся доЩедреца – 31 стужня \ декабря) и Страшные (Ворожные) Вечера (с 1 сеченя \января до Водокреса). О сию пору совершаются многочисленные обряды, ходят погородам и сёлам ряженые, пирует да веселится народ… О том, как праздновализимние святки в старину и о том, как это делают современные родноверы –хранители Традиции Пращуров, и пойдёт наш рассказ.

В праздник зимнего Солнцеворота вчесть Солнца возжигают священные костры, приносят жертвы… В обрядовых песнях народнаяТрадиция донесла до нас память о древнем ритуале славления Богов:

«За горою крутою, за рекою быстрою

Стоят леса дремучие, огни горят горючие

Вокруг огня люди стоят,

Люди стоят, колядуют…»[1]

«За рекою за быстрою

Леса стоят дремучие,

Огни горят великие,

Вокруг огней скамьи стоят,

Скамьи стоят дубовые,

На тех скамьях добры молодцы,

Добры молодцы, красны девицы

Поют песни — колядушки,

В средине них старик сидит,

Точит он свой булатный нож,

Котел кипит горючий,

Возле котла козел стоит,

Хотят козла зарезати»[2]

НаКоляду в старину творился обряд обновления Огня: все Огни в селении тушились, ипри помощи трения добывался Новый (иначе – Живой). Новым Огнём зажигалиобрядовый костёр (в котором было принято сжигать старые вещи – для очищения ототжившего свой срок), а после Огонь разносился по домашним очагам. В это жевремя катали с горы горящее колесо – символ набирающего силу Солнца:

«Колесо, гори-катись,

Со Весной Краснойвернись!»[3]

В канун Коляды (вечером 24 стужня \ декабря)начинается святочное ряжение. Ряженые (называемые в народе также славцами, нарятчиками, окрутниками, кудесниками, колядовщиками и т.п.), одев личины, ходят по домам, поютособые обрядовые песни (колядки),веселят люд потешными представлениями (в коих нередко бывает скрыт глубокийсмысл) и собирают подарки[4].Колядное хождение может продолжаться все две недели святок; в старину окрутникиобязательно обходили все дома в селении. Немногие люди сейчас знают изначальнуюсуть этого обычая; для большинства колядование – просто традиционноеразвлечение и не более того… А дело здесь вот в чём: ряженые являются своегорода «представителями» обитателей Иного Мира: об этом свидетельствуют и ихмаски («старик», «старуха», «мертвец», «чёрт», «кикимора») и исполняемые имиобрядовые песни. К примеру, в некоторых белорусских колядках колядовщики прямозаявляют, что их «прислали Деды по блины». «Дедами» же, как известно, называли(и называют) умерших Предков… Есть, правда, и другие группы личин, которые неимеют отношения к Тому Свету: это маски животных («коза», «медведь», «гусь»,«бык»), инородцев («цыган», «еврей»,«арап») и представителей чуждых для деревенских жителей профессий («шерстобит»,«коновал», «солдат»). Личины животных, по мнению учёных, связаны стотемистическими представлениями и культом плодородия, а две последние группымасок, судя по всему, появились поздно и в древнеславянской культуреотсутствовали. Все эти разнородные личины объединяет одно: они изображают существ, чужих (конечно, в разной степени) для обитателей поселения, гдепроисходит колядование. К слову сказать, в традиционных народных представленияхинородцев нередко считали колдунами, связанными с потусторонним миром… Ряженые не просто веселят народ, они выполняютважные задачи. Во-первых – собирают дары для обитателей Иного Мира (в древностичасть наколядованного, по-видимому, приносилась в жертву, а часть – поедаласьколядовщиками на поминальной трапезе, разделяемой с Предками). Во-вторых,благословляют хозяев, желая всяческих благ в новом году, и совершают обряды,цель которых – обеспечить плодородие, богатство и удачу. Пожалуй, наиболееизвестный из подобных обрядов – «зерносып»: посыпание зерном на счастье,сопровождаемое обрядовой песней[5].Например, такой:

Сею, вею,повеваю,

Я пшеницейпосыпаю,

С Новым годомпоздравляю!

Сею, вею,повеваю,

Овёс, ячменьпосыпаю,

Счастья,радости желаю!

Чтобы в полеуродило,

Чтобы в хлевуудвоило,

Чтобы деткиподрастали,

Чтобы девоквзамуж взяли![6]

Темже хозяевам, которые скупятся на подарки, колядовщики угрожают и желаютразнообразных бед, а вдобавок, нередко ещё и вредят хозяйству: бьют горшки иокна, разрушают забор, уносят и разбивают ворота дома… А ведь, согласнонародному поверью, как встретишь Новый Год, так его и проведёшь!

Зимние святки – время поминовенияПращуров. В эти дни души умерших Предков посещают свои семьи, и нужно почтитьРодителей, принеся им требу. Для этого на праздничный стол ставят лишнюю миску,в которую откладывают по ложке от каждого блюда. На ночь эту миску оставляют настоле, а после хозяин дома уносит её на улицу под деревья, бросает в огонь илитопит в воде. Первый поминальный обряд (в канун Коляды) в старину совершался такимобразом: после семейной молитвы глава семьи зажигал свечу и прилеплял её кодному из хлебов, лежавших на столе[7]. Затем– уходил во двор, приносил вязанку соломы или сена[8],застилал им передний угол и прилавок, расстилал чистую скатерть или полотенце ина приготовленное место (в красном углу) ставил зажиночный или обжиночный (тоесть, сжатый первым или последним) необмолоченный сноп, называемый «дедом». Послеэтого вся семья опять становилась на молитву, а затем уже начиналась трапеза,на которой обязательно присутствовали обрядовые поминальные блюда (блины,кисель, кутья). Ели, как и положено на поминках, в молчании[9]… Вспоминаютна зимних святках и о тех умерших, которых некому помянуть – для них выставляютблины в слуховое окно. Чтобы почтить Предков совершаются и другие обряды: водворах жгут костры[10] (длясогрева душ мёртвых), зажигают свечи на могилах родичей… Проводы Пращуровобратно в Иной Мир обычно совершаются в конце святок[11].

Особо следует рассказать о ритуальномснопе («деде», «дидухе», «коляднике» и т.п.), который ставится в красном углу. Существуютразные мнения касательно его значения. Юрий Петрович Миролюбов в своей книге«Сакральное Руси» утверждает, что зажиночный (сжатый первым) сноп являетсяизображением Божества: «Начиная жатвуобычно с ячменя или жита, юрьевцы зажинали Первый Сноп и называли его Пращуром,ставя в красном углу под иконами. По Спожинах Сноп этот относили на чердак, гдеон и оставался, укрытый вышитой скатеркой, до Рождества. В Канун еготоржественно вносили в хату, на чистую половину, ставили в углу, под иконами иназывали, входя в эту комнату: «Поздоровь, Боже, Пращуре!» В других местах егоназывали Дедом, Прадедом и Зажинец, Спожинец и т.д., но основное его значениеДеда Вселенной остаётся везде, если даже его открыто и не говорят. Всякий разлюди подразумевают, что Первый Сноп — дар Богу или что он — изображениеБога-Отца (…) Пращур был непременным свидетелем свадьбы, его сажали в красномуглу с широкой цветной лентой наискось как «Болярина», а посажённые отец сматерью, входя в избу, кланялись иконам, крестились трижды и говорили,обращаясь к Снопу: «Буди здрав, Пращуре!» Из этого видно, что Первый Сноп былкак бы изображением, иконой Бога, Деда Вселенной, Сварога»[12]. В «ВелесовойКниге» сказано: «Влес ведь учил праотцевнаших землю пахать и злаки сеять и жать, снопы свивая, в полях страдных, иставить Сноп у огнища и почитать его как Божественного Отца»[13]. Согласно другойверсии, колядный сноп является вместилищем духа – покровителя урожая: по народнымповерьям, дух поля прячется от жнецов в последнем (обжиночном) снопе. Возможно,ритуальный сноп – это символ (и \ или, опять же, вместилище души) Предка: наэто указывает его название («дед») и присутствие на поминальной трапезе в канунпраздника. Впрочем, «дух поля» и «дух Предка» – понятия отнюдь не взаимоисключающие[14]… Обеприведённых трактовки снопа (как изображения Божества \ дара Божеству ивместилища духа \ символа Предка) такжене исключают друг друга: вполне возможно, они просто относятся к разным ритуальным предметам. Дело в том, что в традиционной культуре первые плодыобычно приносились в жертву, а жертва иногда могла изображать Божество,которому она предназначалась[15].Соответственно, вполне логична интерпретация зажиночного (первого) снопа именнокак жертвы Богу (и, в то же время, его изображения). Последний же (обжиночный) сноп,считался местом обитания «духа поля», а потому его значение в обрядовойпрактике – совершенно иное, нежели у первого… Так или иначе, по истечении определённоговремени, «колядник» ритуально сжигали. Делалось это на второй день святок (26стужня \ декабря), на третий день или же на Новый Год (1 сеченя \ января).Палили «деда» до восхода солнца на воротах, на улице перед ними или в саду. Внароде верили, что дым от ритуального снопа способствует плодоношению деревьев,защищает их от мороза и вредителей. Через Огонь прыгали, чтобы быть здоровыми вновом году, а детей проносили сквозь дым на руках. Зёрна от «колядника»сохраняли и высевали весной; кроме того, по свидетельству Ю.П. Миролюбова: «На Новый Год несли колоски из Пращура скотине,курам, животным, чтобы и они попробовали зерна Пращура, чтобы хорошо родились,были здравы и благополучны. (…) Из выдернутой из него соломинки зажигали огоньна «Зворожины»[16](…) В «колобрагу», род пива, приготовлявшегося к Рождеству, бросали тоже соломинкуиз Пращура, и та в ней плавала все время брожения, оставаясь в ней и в самыйканун, когда брагу пили. Из зерна Пращура делали снадобье для лечения мокнущеголишая на лице: брали зерно, шли к кузнецу, где тот, разжегши кусок железа,прикладывал его к зерну. Из последнего текла темная, пахнущая горелым,маслянистая и дегтеобразная жидкость. Этой жидкостью мазали лишай и обычно онисчезал. Пращуровым зерном кормили петуха ночью, беря его с насеста и внося вдом под крещенье, на Рождество. Зерно считали, сколько склюет, по числу судилио «чете или «начете», добре и зле»[17]. Нередков обряде сжигания «деда» сноп заменялся соломой[18] или сеном (также называемых «дедом»), котороев канун Коляды лежало на столе и в доме[19]. Внекоторых сёлах жгли один общий костёр из соломы[20], внём сжигали личины, использовавшиеся ряжеными[21], асами окрутники прыгали через Огонь (для очищения после контакта с Иным Миром). Намой взгляд, наиболее вероятное значение ритуального сожжения «деда» – проводыдуши Предка-покровителя урожая обратно на Тот Свет. Впрочем, возможна и другаяинтерпретация – принесение в жертву первого снопа…

Во время зимних святок совершаются иобережные обряды. В старину перед поминальной трапезой в навечерие Коляды главасемейства со свежеиспечённым хлебом, мёдом и маком, а сын (или кто-либо ещё изчленов семьи) с горящей свечой трижды посолонь (по часовой стрелке) обходилидом и весь двор. В хлеву скот осыпали диким маком и окуривали дымом волшебных трав, а в порог втыкали топор. Широкоизвестное рисование крестов на дверях (на Крещение) также является одной изразновидностей защитной волшбы; следует отметить, что крест как оберегающийсимвол (равносторонний крест – знак Огня и Солнца) был известен нашим Предкамзадолго до появления христианства… Святки также являются временем прорицаниябудущего: в славянской Традиции известно множество самых разнообразных видовгаданий – подблюдные[22], покутье, по Огню и т.д. и т.п. Некоторые из них (например, подблюдные) являютсясугубо святочными и в другое время не устраиваются…

И, наконец, несколько слов об оченьважной вещи. Согласно древним верованиям, во время зимних святок границы междуМирами тонки и легко преодолимы. Именно поэтому на святки в наш мир приходятдуши Пращуров и даже Боги:

«Застилай столы, клади пироги

Застилай столы все тесовые

Клади пироги пшеничные

Придут к тебе гости любые,

Гости любые – сам Господь с неба,

Сам Господь с неба с тремя братьями:

Первый братец – красно Солнышко,

Второй братец – светел Месяц,

Третий братец – дробный дождичек!»[23]

Поэтой же причине святки – время разгула нечисти и время гаданий. По традиционнымпредставлениям, в конце каждого года Мироздание становится старым, немощным иприближается к черте Хаоса. Оттого и истончаются границы между Мирами… ЗимнийСолнцеворот – начало обновления Вселенной, восстановления Порядка,продолжающегося в течение всех двух недель святок и завершающегося Водокресом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1) Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. СПб.: Наука, 1993.

2) БогумилМурин. Основы современного колядования. Обнинск: ОГИЦ Полиграфия, 2005.

3) Велеслав Черкасов. Коло Года. Источник: www.plamyasvargi.narod.ru

4) ВелимирСперанский. Русское язычество и шаманизм. М.: Институт ОбщегуманитарныхИсследований, 2006.

5) Вишневська Марія. Дiдух символiзує новий рiк.Источник:

7) МиролюбовЮ.П. Сакральное Руси. Собрание сочинений. Т. I. – М.: изд-во АДЕ «Золотой Век», 1996 г.

8) СветлоярСельницин. Избранный Словникъ (Слова ко Богам и ко Силам на многие действа).

9) Словарьязыческой мифологии славян. Источник: www.pagan.ru

10) ЧеховськийIгор.Звичай «палити дiда-дiдуха». Источник: www.2000.cv.ua

11) ЭлиадеМирча. Очерки сравнительного религиоведения. М.: Ладомир, 1999.

СНОСКИ

[1] Цит. по: Богумил Мурин. Основысовременного колядования. Обнинск: ОГИЦ Полиграфия, 2005.

[2] Цит. по: Светлояр Сельницин. Избранный Словникъ (Словако Богам и ко Силам на многие действа).

[3] Цит. по: Светлояр Сельницин. Избранный Словникъ (Словако Богам и ко Силам на многие действа).

[4] Следует отметить, чтоиногда славцы не рядились и колядовали просто в праздничной одежде (сразличными украшениями). Не имели обыкновения одевать личины на святкидети-колядовщики; могли колядовать без масок и взрослые. Тем не менее, сутьобычая от этого, по всей видимости, не меняется.

[5] «Зерносып» совершался наНовый Год (1 сеченя \ января). Возможно, в более древние времена это делалосьна Коляду.

[6] Цит. по: Богумил Мурин. Основы современного колядования.Обнинск: ОГИЦ Полиграфия, 2005.

[7] Свечу не тушили – онагорела всю ночь.

[8] Солому эту потом нередкосжигали или же убирали в такое место, где не ходят ни люди не скот – этоделается из-за её связи с миром мёртвых. Таким же образом было принятопоступать с соломой, оставшейся после обмывания покойника.

[9] Эта поминальная трапезаназывается «бедной кутьёй». Кроме неё, в славянской Традиции известны «богатаякутья» – на Щедрец и (в ряде мест) «крещенская (или «голодная») кутья» – внавечерие Водокреса.

[10] Известный исследовательнародной Традиции С.В. Максимов описывает этот обряд таким образом:"Способы поминовения усопших родителей чрезвычайно разнообразны, и один изних называется "греть родителей". Практикуется он во многих местах(между прочим, в Тамбовской и Орловской губерниях) и состоит в том, что впервый день рождества среди дворов сваливается и зажигается воз соломы, в тойслепой уверенности, что умершие в это время встают из могил и приходят греться.Все домашние при этом обряде стоят кругом в глубоком молчании и сосредоточенноммолитвенном настроении. Зато в других местах около этих костров, взявшись заруки весело кружатся как в хороводе на радунице"

[11] На Восточной Украинесуществует обычай «прогонять кутью» в навечерие Водокреса. После поминальнойтрапезы хозяин дома стучит палицей в стену со словами: «Геть, кутя, з покуття,А ти, узвар, іди на базар». По-видимому, это – иносказательное обращение кдушам Предков с целью отправить их обратно на Тот Свет. Иногда проводы Предковсовершались раньше – подробнее смотри описание обряда «паления деда».Предположительно, более ранние проводы – следствие искажения Традиции: обычайсжигания соломы, по свидетельствам этнографов, украинские крестьяне объяснялитак: «бо з тої соломи родяться дідухи-земледухи». Возможно, последние несколькостолетий крестьяне просто невоспринимали «паление деда» (снопа \ соломы) и сжигание личин как обрядпроводов жителей Иного Мира и потому совершали эти обряды до конца святок.

[12] Цит. по: Миролюбов Ю.П.Сакральное Руси. Собрание сочинений. Т.I. — М.: изд-во АДЕ «Золотой Век», 1996.

[13]Цит. по: Влесова Книга / перевод Слатина Н.В. –М.-О.: Русская Правда, 2003.

[14] Мирча Элиаде в своейработе «Очерки сравнительного религиоведения» пишет о святках у германцев: «Всвятки (…) из последнего снопа, сжатого в прошлом году, делают изображениемужчины, женщины, петуха, козы или другого животного. Знаменательно, что этиживотные, которыми принято олицетворять «силу» растительности, олицетворяют и духовумерших – вплоть до того, что в некоторый момент становится невозможнымразличить, символизирует ли животное души тех, кого уже нет, или воплощаетсобой силы земли и растительности».

[15] В случае с зажиночнымснопом дело, предположительно, обстоит следующим образом: он воспринимался какжертва Божеству и, одновременно, символ \ атрибут Бога, дарующего урожай.Символ и изображение Божества – близкие понятия (и через то и через другое может идти обращение к Богу), поэтомупостепенно снопу стали придавать человекоподобные черты (одевали в праздничнуюодежду) – ведь Боги славян обычно изображались в антропоморфном виде.

[16] Праздник Сварога.

[17] Цит. по: Миролюбов Ю.П.Сакральное Руси. Собрание сочинений. Т.I. — М.: изд-во АДЕ «Золотой Век», 1996.

[18] По мнению А.К. Байбурина,эта солома может рассматриваться как ритуальный эквивалент мусора, а мусор вновогодней обрядности используется главным образом, как символ старого,отжившего своё – а, следовательно, связанного с Тем Светом. Именно поэтому солома выступает как символумершего Предка.

По-видимому, всё вышесказанное можно отнести и к сену.

[19] В этой связи особенноинтересен один из вариантов обряда с «дедом». Следом за ритуальным снопомвносили связку соломы («деда») и сена («бабу»). Хозяин раскидывал сено и соломупо полу, а дети «мекали», «бекали» и т.п., танцуя на ней, – чтобы обеспечитьбольшой приплод домашней живности в наступающем году. Суть этих обрядовыхдействий, по-видимому, такова: «дед» и «баба» символизируют собой умершихПредков; пляска на соломе и сене совершается детьми в их честь, а «бекание» и«мекание» – способ выражения просьбы к Пращурам об увеличении плодовитостискота.

[20] В селе Варенчанка передтем, как зажечь этот костёр, ему придавали человекоподобную форму.

[21] Суть обряда сжигания личин– ритуальное уничтожение предметов, связанных с Тем Светом, и потому (согласнотрадиционным представлениям) – потенциально опасных. Ещё один возможный смысл –проводы обитателей Иного Мира восвояси.

[22] Вот описание одного изтаких гаданий, приводимое в книге А.К. Байбурина «Ритуал в традиционнойкультуре»: «Собирали кольца, перстни, запонки,сережки, клали их в блюдо и накрывали салфеткою; нарезывали маленькие кусочкихлеба и клали сверх салфетки. Сначала пели песню хлебу и соли и брали кусочки;ложась спать, клали их под головы, загадывая, что приснится. Потом пели песни;по окончании каждой из них трясли блюдо и один ловил, что попадалось, по однойвещице».

[23] Цит. по: Велимир Сперанский.Русское язычество и шаманизм. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2006.

Поиск

Журнал Родноверие