Жил на берегу Куньи-реки охотник Веспасий. Рысью его еще звали. Прыгнула однажды на него с дерева рысь. Изловчился охотник, за горло зверя ухватил, и конец тому пришел.

За силу большую да за ум выбрали его водцем — старшиной над многолюдным родом кривичского племени. Называлось это племя скловенами, или склавинами (славянами). Но не стало дружбы меж людьми. Многим семьям захотелось и добра побольше взять, и соседей на ловах (охотничьих угодьях) потеснить, и чужие рыбные места себе присвоить, и росчисти (пашни) соседские вспахать.

Не по душе это было Веспасию. Собрал он отцов семейств. Всказ (присуд) их был такой: искать место, где не будет завидников, жадных и драчливых соседей. Послали вперед лучших охотников найти новое пристанище.

К следующему лету возвратились посланные — нашли новое место. Шли долго. И вот как-то к заранку (на закате) повлекло челны невидимое течение. «Слота (болото) тронулась, по слоте плывем!» — обрадовались люди. Была же это река-болотница, которая пробила себе путь через трясину. Пройдет не так много времени, и будет реке имя Полота. От слова «слота».

Полота

Глянулось людям место, похожее на остров. С одной стороны его река побежала, а с другой — от этой же реки после весеннего разлива полоса воды застоялой осталась. Кругом — травы коням по гриву да леса, небо подпирающие.

Прошло немало лет с тех пор, как привел сюда своих людей Веспасий. За воротами селища много людей стало жить. Прибытчики новое слово принесли для водца — князь. Веспасию, который во власть большую вошел, понравилось слово. Тесно стало селищу. Все больше людей прибывало. Каждый день гостей (торговых людей) много шло по реке Зван (одно из многих названий Западной Двины). В Полоту же не все заворачивали: не было здесь ни притонов (пристаней), ни мест удобных для гостьбы (торговли). Решил князь Веспасий град рубить на правом берегу Звана.

Вырос на берегу большой реки город. Получил он имя от реки Полота -Полотьск. В разные времена разные люди по-своему называли город: Полотск, Полотеск, Полотьск, Полтескью… Старое же городище напротив, через Полоту, посадом стало. Заполотьем его окрестили. Так и сегодня именуется этот район древнего Полоцка.

Фродо

Богатство чужое всегда кому-то глаза колет. Постарел князь Веспасий. И не разгадал хитрости конунга Фродо, приплывшего из Варяжского моря. Прислал тот подарков разных князю — мечи, топоры боевые, щиты железные, посуду серебряную. Сказали послы, что это только часть даров князю, а остальное — в драккаре, что стоит у причала, добра полный. Не послушался Веспасий своих ближних. Говорили те, что не надо доверять конунгу. Хитрость его была известна. Подплывая к Полотеску, конунг сказал: «Силой города не победить. Но если лишить Полтескью князя, город легко будет взять».

Вышел без опаски князь с малым числом людей, а в город уже не вернулся живым. Как увидели жители сквозь стрельницы, что случилось с их князем, всем войском вышли за ворота к Зване. Никого из чужинцев не оставили в живых.

Может, три или четыре столетия полочане сами избирали себе князя из воевод и дружинников. Имена их не сохранились. О самом же городе запись в летописи Нестора «Повести временных лет» появилась лишь в 862 году. К тому времени не день и не два надо было скакать на добром коне, чтобы объехать земли, Полотеску принадлежащие. Отсюда, от Полоты да Западной Двины, и пошла «Полотьска земля», земля страны Беларусь.

Поиск

Журнал Родноверие