Был Перун и был Велес, грозный бог небес и Бог магии, преисподней и скота. Были храмы, священники, обряды. Письма не было. Вот почему так много аспектов славянской мифологии все еще остаются в сфере догадок и спекуляций.

Святовид из Збруча, археологический музей в Кракове
"Из тех источников, которые у нас есть, которые очень фрагментированы, мы можем сделать некоторые выводы, но эти выводы спорны. Если бы вы пригласили другого специалиста, его ответы могли бы быть другими”,
- комментирует профессор Анджей Шейевский из Института религиоведения Ягеллонского университета.
Письменных источников, сообщающих о том, во что верили славяне, очень мало, и к тому же это внешние источники, авторов, которые обычно не знали славянских языков и которых обычно не волновала религия славян.
Как резюмирует профессор Шейевский:
"поэтому у нас мало, плохо сказано и с неадекватной интерпретацией"
Две наиболее важные группы источников относятся, с одной стороны, к западным славянам, которые, по словам профессора Шейевского,
„вошли в сферу интересов Германской империи и еще не были христианами, но прошло 200-300 лет, прежде чем удалось вытолкнуть »язычество« из этих областей”
Вторая группа текстов касается восточных славян.
Здесь, утверждает профессор Шейевский,
”мы имеем дело с летописцами, которые пытались каким-то образом зогидрировать религию, появившуюся до христианства, и с теологами, которые тем более пытались ей противостоять"
Здесь сложно объективность. Тексты, написанные в раннем средневековье, дают нам имена божеств, таких как волос/Велес, Сварог, Мокош (и многие другие), однако на их основе об этих божествах можно сделать вывод.
Поэтому при изучении древних верований наших предков исследователи используют народные послания.
Профессор Шейевский:
"я стараюсь использовать не только те источники, которые носят исторический характер и которые происходят из той эпохи, когда славяне еще не были христианами, но и я обращаюсь к источникам позднего фольклора из народных моделей мира. Если они совпадают у восточных, западных и южных славян, то есть вероятность, что так было еще до того, как славяне разделились”

профессор Анджей Шейевский
Какая картина верований возникает из сочетания письменных, археологических источников и преданий, которые сохранились сотни лет?
Профессор Шейевский:
"ясно видно, что существует предрасположенность к тому, чтобы сверхъестественные силы устанавливались в двудольную систему. С одной стороны, у нас есть такое божество, которое прочно связано с небом, оно громовержно. Это фигура, которую на востоке называли Перуном. И у нас есть его противник-волос/Велес, который является, можно сказать, представителем водно-подземной системы. Его имя может быть получено от термина "Господь ямы”, он связан со сферой смерти и тем, что является следствием смерти и, следовательно, перерождением"
Это первоначальное разделение ясно видно позже, среди прочего, в народном заявлении о сотворении мира. В этом мифе два персонажа, два противоположных элемента – Бог и Дьявол – нужны друг другу, они сотрудничают, причем Дьявол вовсе не представлен однозначно отрицательно.
Изначальную двусмысленность мира можно проследить и в спорном, ибо не всеми исследователями признанном подлинником, идоле из Збруча, статуе, которая находится в Археологическом музее в Кракове (его копия стоит у подножия Вавеля).
Профессор Шейевский:
"если бы меня спросили, как интерпретировать этого Мировида из Збруча, я бы ответил так, что мы здесь не имеем дело с образом одного божества, мы имеем дело, вероятно, с видением целого мира. Мир разделен как бы на три части. Верхнюю занимают четыре божественные фигуры, две женские и две женские. Центр представляет собой группу из четырех меньших фигур, символизирующих мир людей. Яма отличается по своей природе. Там есть образ усатого персонажа на коленях, который поддерживает мир”
