Начинаю тему археологических раскопок крепости Аркона на острове Рюген. Об этой крепости много нашими альтернативщиками наговорено. О ней упоминает Саксон Грамматик, «Деяния Данов», 2 пол. XII в.:

«Город Аркона лежит на вершине высокой скалы; с севера, востока и юга огражден природною защитой... с западной стороны защищает его высокая насыпь в 50 локтей... Посреди города лежит открытая площадь, на которой возвышается деревянный храм, прекрасной работы, но почтенный не столько по великолепию зодчества, сколько по величию бога, которому здесь воздвигнут кумир. Вся внешняя сторона здания блистала искусно сделанными барельефами различных фигур, но безобразно и грубо раскрашенными. Только один вход был во внутренность храма, окруженного двойной оградою... В самом храме стоял большой, превосходящий рост человеческий, кумир, с четырьмя головами, на стольких же шеях, из которых две выходили из груди и две – к хребту, но так, что из обеих передних и обеих задних голов одна смотрела направо, а другая – налево. Волосы и борода были подстрижены коротко, и в этом, казалось, художник сообразовывался с обыкновением руян. В правой руке кумир держал рог из различных металлов, который каждый год обыкновенно наполнялся вином из рук жреца для гадания о плодородии следующего года; левая рука уподоблялась луку. Верхняя одежда спускалась до берцов, которые составлены были из различных сортов деревьев и так искусно были соединены с коленами, что только при внимательном рассматривании можно было различить фуги. Ноги стояли наравне с землей, а фундамент сделан был под полом. В небольшом отдалении видны были узда и седло кумира с другими принадлежностями. Рассматривающего более всего поражал меч огромной величины, ножны, черен которого, помимо красивых резных форм отличались серебряной отделкой... Кроме того этот бог имел также храмы в многих других местах, управляемые жрецами меньшей важности. Кроме того при нем был конь, совершенно белый, у которого выдернуть волос из гривы или хвоста почиталось нечестием... Святовита символизировали разные знаки, в частности, резные орлы и знамена, главное из которых называлось Станица... Власть этого небольшого куска полотна была сильнее власти княжеской».



Цель археологических раскопок, которые проводятся в крепости уже не первый год, — исследовать наиболее близкие к обрыву участки, обрушение которых может произойти в любой момент.

Археологические исследования

Аркона занимает как среди археологических объектов северной Германии вообще, так и среди крепостей балтийских славян в частности, совершенно уникальное место. Нигде более археологические раскопки не проводились так много раз и на таком растянутом промежутке времени ( 19-21 вв. ). Ни в одной из прочих  славянских крепостей Германии не было найдено такого количества монет, оружия и драгоценных по тем временам бусин. И это всё при том, что тут не было обнаружено и не одного клада, мастерской, а до последнего времени — и вообще каких-либо следов домов, поселения и вообще проживания людей на территории крепости.

Конечно, из письменных источников хорошо известно о былом величии Арконы, о её значении и влиянии на юге Балтики, о богатейшем храме Святовита, хранившейся тут военной добыче руян и ежегодных отчислениях-пожертвованиях храму из прочих славянских земель. Но не стоит забывать, что большая часть мыса обвалилась в море задолго до каких-либо исследований, причём как раз та её часть, где стоял храм и можно было бы ожидать наиболее ценный и богатый материал. То же, что раскапывали и раскапывают археологи на Арконе — по сути вегго лишь наиболее удалённый от центра край городской площади, эдакий "предбанник". И большинство находок, сделанных тут, опять же, скорее случайные, из сильно перемешанного за десятилетия, если не века, аграрной деятельности культурного слоя.


Карта показывает постепенное уменьшение мыса ( красный цвет ) и археологически исследованные области  ( зелёный ) по годам в 19-21 вв. Новейшие раскопки конца 2000-х — начала 2010-х не учтены.

Исследования арконского городища начинают проводиться уже в 19 веке, но из-за недостатка тогдашних знаний и методологии особых результатов они не принесли.

Из наиболее важных и профессиональных раскопок первые проводились в 1921 году под руководством Карла Шухарда. Именно в результате этих раскопок появился знаменитая схема предполагаемого храма Святовита, до сих пор кочующая из книги в книгу и по интернету.


План раскопок Шухарда. На "пяточке" мыса видна схема предполагаемого  фундамента храма. Стоит обратить внимание на то, что все тогдашние раскопки представляли из себя не более, чем пару траншей. По сути, руководствуясь описаниями Саксона Грамматика, он попросту раскопал оконечную, на тот момент, часть мыса, и в первой же найденной каменной кладке увидел фундамент храма.

Ценный материал принесли раскоки крепостного вала 1929 года. Тогда были выявлены остатки обгоревших ворот, подтвердившие описание осады Арконы 1168. Ворота были выполнены в виде туннеля, внутри крепостной насыпи. Срез вала показал, что его насыпь обновлялась не менее трёх раз.


Профиль вала с остатками ворот из раскопок 1929 года.

Много нового выявили раскопки 1969-1971. В частности, при повторных раскопках оконечной части мыса, пришли к выводу, что раскопанная Шухардом в 1921 каменная кладка на самом деле была частью, второго, более древнего крепостного вала, находившегося внутри крепости и неизвестного до этого.


Археологическая карта 1970 года. 1 — обрыв мыса 1921 года. 2 — обрыв мыса 1969 года. 3 — раскопки 1921. 4 — раскопки 1929. 5 — раскопки 1969/70. 6 — каменная кладка 1921. 7 — каменная кладка 1969. 8 — ров перед крепостным валом


Реконструкция крепости Арконы по результатам раскопок 1969/71 гг.

По результатам этих раскопок выводы Шухарда о фундаменте храма были пересмотрены, площадь предполагаемой территории до обвала значительно расширена, нанесён второй внутренний вал и ворота. Территория же святилища и храма предположительно остались на обвалившейся части.


Находки с раскопок 1969/1970

В новейшее время раскопки на Арконе проводились в 1993-1999, 2003-2004, 2005. Они также принесли богатый материал, большая часть которого пока не попала ни в музеи, ни в публикации. Некоторые находки из этих раскопок:









Последняя археологическая компания работает на Арконе с прошлого года (2012). Из нового, найденного тут за 2 последние года, нужно в первую очередь отметить обнаружение останков нескольких домов.

345
Предполагаемые дома показаны чёрными точками.

Как археологи на острове Рюген раскапывают останки «Славянской Трои»

Славяне поселились на Рюгене около 5000 лет назад. Центром их идолопоклонства была Аркона — самый северный мыс острова и великолепный храм на вершине. В двенадцатом веке святилище было разрушено. Но оно оказалось утраченным не полностью.

Входя в Аркону, охраняемую валами, славяне оказывались в центре крепости перед деревянным храмом Свентовита с четырьмя лицами. Однако, они не могли входить в храм. Только первосвященнику разрешалось подходить к самым могущественным из славянских богов: немытыми, небритымы, как требовал ритуал , и с застойным дыханием, чтобы никакое человеческое дыхание не осквернило Божество. Поэтому люди клали свои дары и жертвы в небольшие ямы перед святилищем. Это были серебряные монеты, стеклянные бусины, раковины улиток. Каждый приносил свои драгоценности. У своего Бога они просили также самое ценное для них: победу над врагом в море. Вскоре священник поведет белого коня Свантэйт через пару копьев. Если лошадь сначала ступит через них правым копытом, это обещает победу; если она сначала поднимает левое, — удача отвернётся. Что сообщил славянам этот оракул об изходе битвы 14 июня 1168 года неизвестно. Однако результат битвы до нас дошёл: войска датского короля Вальдемара I штурмовали крепость и разломали деревянную статую Свентовита, пустив её на дрова для празднования Вечери Господней. На следующий день массовым крещением закончилось идолопоклонство Рюгена. После 5000 лет славянства это стало началом германизации острова. Много веков спустя другая армия штурмовала стену замка: туристы. Прежде всего, они хотят получить представление от Северного мыса Германии над Балтийским морем. Но найти место, где находилась крепость, — мало. Сегодня это безплодное место, лишь немного больше, чем футбольное поле, окруженное травянистой стеной. В двенадцатом веке крепость все еще была религиозным и экономическим центром. Здесь могли собираться до 3000 человек. Находки арабских монет указывают на обширные торговые отношения. Как утверждает археолог Питер Герферт, Аркона была «Троей славян». Герферту и его сотрудникам нужно было пройти по вертикали около 40 сантиметров, чтобы попасть в средние века и открыть храм Свентовита. Только обученный глаз распознает несколько цветовых пятен на земле, оставшихся от кучи поселений, а также некоторые жертвенные ямы, расположенные вокруг 15-30-метрового большого плато валунной глины. Вы не найдете ничего из храмовых сокровищ; их следовало бы для безопасности перенести в другое место и позже достать. Еще немного археологического ощущения. «Мы явно открыли не жилища, а место поклонения», — говорит археолог Херферт. Впервые значительную славянскую культовую культуру можно было реконструировать в полном объеме. Хотя подобные места известны, их значение значительно уступает Арконе: в Новгороде, например, есть не более нескольких жертвенных ям; В польской Волине, по всей вероятности, поклонялось только одному местному божеству, а не Свентовиту — наиболее важной фигуре в славяно-языческом пантеоне. Несколько раскопок в Арконе были безуспешными, хотя об этой битве anno 1168 существует отчет Saxo Grammaticus. В начале двадцатых годов прошлого столетия Берлин Карл Шухардт считал, что он открыл основание храма. Он встретил «своего рода тротуар», который простирался «с севера на юг по широкой линии». Датские, шведские и немецкие эксперты опровергли его диссертацию. Они представляли святыню другой, но в конечном итоге точно так же неправильно. В 1974 году берлинский археолог Йоахим Херрманн сказал, что храм «полностью исчез из-за обрушения берега и поэтому больше не доступен для археологических исследований».

Поиск

Журнал Родноверие