Славянская языческая община "Великий Огонь" была основана и получила официальное свидетельство о регистрации в древнем граде Житомире 17 августа '90 года, в день, который в наших краях отмечался как Перунов. Ныне "Огонь" давно перерос границы Житомирской области и стал значимой всеукраинской организацией с центрами в Киеве, Хмельницком, Днепропетровске, Ровном и в других городах. Теперь на счету общины десятки газетных интервью, несколько съемок на телевидении, показательные выступления и празднования Купалы, Масленицы и Световита, и множество других дел.

А начиналась предыстория общины с того, что троим чудаковатым парням, тогда еще школьникам, покоя не давал один вопрос: кто мы есть? и откуда свое начало берем? Именно об этом размышлял Геннадий Боценюк, бессменный руководитель "Великого Огня", словно спрашивая совета у необычного дуба, что недалеко за городом растет: три ствола из одного корня.

Место то для общины святое. Дуб — дерево Перуна, покровителя общины, а "три" — у индоевропейцев волшебное число. Три ствола из земли выходят и в небо устремляются, землю с небом соединяя. Три колонны у живого храма, и свод зеленый, и небо над ним. А развилка будто нарочно так природой устроена, чтоб человек в этот храм вошел и в середине стал. По общинной традиции полагается по пути на тренировку или на праздник коснуться рукой дуба, взять у него чуточку силы, а ему оттдать благодарность и почтение. На праздниках некоторые обряды проводятся именно в этом дереве-храме.

С самого начала община определила два основных направления деятельности: духовное и физическое. С одной стороны возрождение языческой идеи, с другой — возрождение старинных традиций боевого искусства славян.

Одно из особо чтимых огнищанами мест — Монумент Славы и Вечный Огонь перед ним. Огонь ведь — символ общины, и для нас естественно чтить огонь, зажженный в честь воинов, проливавших кровь в великой войне. Там, у Огня, устраивалась часть обрядов, главным образом воинских. Между прочим, есть не вполне подтврежденное, но правдоподобное предположение, что на том же самом месте, где Огонь горит сейчас, горел он и полторы тысячи лет назад, и тоже в честь воинской доблести и славы: было там капище Перуново.

За годы существования была в жизни общины и тяжелая полоса, когда из полусотни огнищан не более десятка вместе осталось. Теперь об этом можно писать спокойно и без грусти: тяжелое испытание пройдено, и мы вышли из него опытными, закаленными, а "Огонь", едва не погаснув, ярче прежнего разгорелся. Свидетельством этого стало трехдневное празднование десятилетия со дня основания в 2000 году, когда огнищане со всей Украины съехались туда, откуда движение начиналось.

В числе самых неотложных задач, вставших перед новорожденной общиной, был поиск по возможности достоверных сведений о древней традиции. Искать их было решено не в книгах, а в той живой среде, где они и могли сохраниться. По затерянным в лесах отдаленным селам основатели "Огня" собирали предания и сказы, сопоставляли, обобщали, обрабатывали... Труднее всего было вычленить первоначальное ядро из-под позднейших напластований. Кое-что из отобранного материала до сих пор остается под вопросом. Но найдены и безусловно ценные знания о традиционных для украинского Полесья магических обрядах.

Особо ценны для огнищан отрывочные сведения о волхве Межиборе, который жил близ Житомира, по-видимому, около 6 века н.э. Ему приписывают несколько песен (славлений, гимнов), в первую очередь Перуну, Сварогу и Дажьбогу. Ему же принадлежит изречение, ставшее девизом воинской школы "Великого Огня": "слабому духу сильное тело не к лицу, сильный же дух оденет себя в тело любое".

Межиборов курган, где, вероятно, нашел покой мудрый волхв — общинная святыня. Курган о четырех вершинах, как бы четыре кургана вместе соединены узким перешейком. А в середине, между четырех вершин, в Сердце кургана — кострище для священного костра. От кургана начинается высокая гряда, с другой стороны такая же, а между ними — длинный и узкий распадок с крутыми склонами. Он в точности с востока на запад тянется, и свет по нему словно переливается — то лунный, то солнечный, прямо в реку стекая.

На одном из склонов небольшая ровная площадка, окруженная полукруглым склоном, как стеной. Старинный погост — еще одно святое для огнищан место, куда живые за советом к ушедшим приходят или на славу и радость им проводят обряды. А дальше, где ложбинка на берег выходит, можно и с рекой говорить.

Праздники, среди которых один из главных — Перунов день (день основания "Великого Огня"), собирают у костра большую и дружную семью людей, у которых лучшие идеалы и устремления общие и общие дела и заботы. Одним словом: община!

Поиск

Журнал Родноверие