Коллективная идентичность проявляет себя во многих аспектах, от материального культурного наследия до логоса. Психология на некоторых этапах также вплотную подходит к интересующей нас проблематике. Мы находим дружественные идеи в трудах швейцарского психиатра Карла Густава Юнга и его аналитической психологии. Юнг вводит понятие «коллективное бессознательное».

В своей работе «Человек и его символы» Юнг пишет, что бессознательное человека включает в себя в первую очередь личностное бессознательное и коллективное бессознательное. Личностное бессознательное состоит главным образом из комплексов, то есть тех элементов психики, которые одно время осознавались, но впоследствии исчезли из сознания в результате забывания или подавления. Коллективное же бессознательное состоит в основном из архетипов, то есть элементов психики, которые никогда не были в сознании и, следовательно, никогда не обретались индивидуально, а своим существованием обязаны исключительно наследственности. Суть концепции коллективного бессознательного состоит в том, что, помимо нашего непосредственного сознания, сформированного в результате повседневной психической деятельности и обусловленного бытовым опытом, существует коллективная, универсальная и безличная система архетипов, которую человек не осознаёт или осознаёт лишь вторично, но при этом она оказывает решающее влияние на жизнь человека и его восприятие мира и себя в нём.

Центральным понятием коллективного бессознательного является архетип (др.-греч. ἀρχέτυπον — первообраз) – врождённая, надличностная психическая структура. По мнению Карла Юнга из попыток осмыслить архетипы родились мифы, сказки и большая часть художественной культуры. Таким образом, Юнг выступает одним голосом с замечательным философом и религиоведом Мирчей Элиаде, утверждая, что миф рождается из внутреннего и надчеловеческого прозрения. Психолог выступает апологетом homo religiosus, постулируя «Бог есть психический, а не физический факт». Архетип является Идеей, матрицей, первичным прототипом, с которого отпечатывается индивидуальность человека. Мотивации, желания, симпатии и антипатии появляются не сами по себе и не только под влиянием личного опыта, но и вырастают из коллективного бессознательного. В процессе психического существования человека архетипы могут изменять своё положение, на разных этапах разные архетипы выходят на первый план, но сами они остаются неизменны.

Также греческое ἄρχω означает власть, значит архетип это не только первичный образ, но также и образ власти. Бессознательное подобно бушующему первичному океану – сознание плывёт по нему, но при этом неизмеримо мало в сравнении с изначальной бездной. Волны этого океана и есть архетипы. Человек подчиняется коллективному бессознательному, мощь его символов вплетена в человеческое сознание, архетипы диктуют свою волю через культурные образы, взывающие к борьбе и повергающие в трепет. Потому особый путь каждого из народов разворачивается в соответствии с собственным мифом, понимание этого мифологизирует и сакрализует историю, возвращает нас к традиционному видению мира, где реальным бытием обладает лишь миф, а «история» это его копия и отражение.

Архетипы выражены языком религии и традиции, а значит, для того чтобы успешно пройти индивидуацию, человек должен знать традицию и уметь слышать её язык. Поскольку каждый этнос создаёт собственный язык и собственный миф, то и человек, находящийся внутри этноса, познаёт архетипы и паттерны коллективного бессознательного через призму своей традиции. Размывание этнической идентичности и потеря языка традиции оставляет человека слепым и беззащитным перед архетипами бессознательного.

Коллективное бессознательное находит своё воплощение в коллективной идентичности, дух создаёт плоть, архетипы осмысляются этносом и превращаются в его уникальный культурный код, нематериальное культурное наследие облекается в материю и передаётся по цепи поколений, а каждый представитель этноса, опираясь на личный опыт общения с божественным и архетипичным, сакрализует мир вокруг себя. Уроборос хватает себя за хвост, круг замыкается.

Таким образом, не только коллективная идентичность влияет на человека, но и человек, будучи «руками Богов», творит её сам из коллективного бессознательного. Идентичность скрепляется не только на внешнем культурном фронте, но и внутри каждого человека, его личное бессознательное и личный путь индивидуации приводит к общим архетипам и коллективному бессознательному.

Поиск

Журнал Родноверие