Историческая справка, создана в 1999г.

Общество “Вятичи” или центр “Вятичи” образовали люди, входившие в организацию “Эколого-культурный центр Царицино”, 14 июня 1995 года. В этот день на курганах вятичей в Царицинском парке были установлены идолы бога Велеса и богини Лады, и было объявлено о продолжении и наследовании обществом языческих традиций. Инициатором и старейшиной общества стал художник и писатель, кандидат физ-мат наук Велимир (Николай Сперанский). С этого времен так же началась история Царицынского капища, которое впоследствии неоднократно уничтожалось и восстанавливалось.
Идеи общества "Вятичи" были выражены в “Русском языческом манифесте”, изданном в 1997 году. Там общество объявило о первостепенной значимости русского язычества для современной национальной культуры. Было провозглашено, что национальные ценности для русского народа должны стать выше ценностей общемировых. Объявлено, что высшими ценностями является Русская земля, родная Природа, и народ, его историческое и духовное наследие, его настоящее и будущее. Экономические и политические интересы при этом являются вторичными и подчиненными высшим ценностям. Сегодня делается развитие и ведется пропаганда этих положений.
В “Манифесте так же указаны направления деятельности общества в области раскрытия славянского языческого наследия. В планы общества входит научная, художественная, религиозная и экспедиционная работа по изучению сознания народа удаленных районов России.
Осенью 1996 года, жрец Московской Славянской Языческой Общины Млад предложил обществу вступить в их общину. Я дал предварительное согласие, но члены общества, (порядка десяти человек) не согласились с этим. Позднее, вследствие только одного этого моего предварительного согласия, на съезде язычников под Калугой 20 июля 1997 года, общество “Вятичи” уже не рассматривалось как самостоятельная московская организация, имеющая свое лицо.
В связи с этим, был издан внутренний документ “О статусе общества Вятичи”. В нем говорилось: “Мы — общество, занимающееся творческим поиском в области древней культуры и веры Руси. Помимо и независимо от этого, мы можем еще молиться богам как в рамках других общин, так и сами по себе. Среди нас допустимо появление представителей различных языческих общин. Наши обряды не есть для нас канон, что-то твердо установленное или, как убеждают нас в общинах — восстановленное. Для нас обряд — это форма выражения нашего понимания богов, своей земли и Природы, которая может меняться, если его этнография не известна. Мы не входим и не принимались ни в какие общественные структуры, лишающие нас права личного мнения и права на форму выражения своих переживаний. Мы — творческая организация с очертанной областью деятельности...”
Осенью 1997 года произошла наша встреча с общиной “Коляда”. Выяснив общность интересов и убедившись во взаимном уважении, мы объединились в общину “Коляда Вятичей”, которая как включает в себя все цели и функции общества “Вятичи”, так и несет в себе религиозные идеи и культуру общины “Коляда”. В этом объединении не было ни поглощения одних другими, ни потери индивидуальности членов обоих организаций. Осуществилось лишь взаимное дополнение. Совместно мы провели ряд праздников. Сегодня (сентябрь 1999 года) можно считать, что принципы, заложенные в наше объединение оказались жизнеспособными.

История и вера “Коляды Вятичей”
Являясь одним из лидеров общины, я вынужден рассказать о свом собственном становлении на путь языческой веры.
Ценное в этом то, что пережитый опыт в значительной степени определил характер строения общины, и позволил уберечься от ложных путей развития.
Поэтому здесь сперва будут говориться о моем личном духовном пути, потом будет сказано о становлении общества “Вятичи”, его слияния с общиной “Коляда”. Потом будет сказано и о целях нашего общего поиска и о языческой картине мироздания в целом.

1. Личное становление
Вероятно все мы рождаемся на свет с какой-то предначертанной целью. Но будет или не будет эта цель осуществлена — зависит уже от воли случая, в который вмешиваются боги и люди. Неотвратимой судьбы у славян нет.
В 1984 году, когда мне было 26 лет, я почувствовал тягу к языческому знанию. В 1985 г. закончил первую картину “Княгиня Ольга на Витебском холме”. Княгиня на коне въехала на капище, где стоят идолы, и вступила с ними в молчаливый диалог.
К 1993 году мной были проштудированы книги Рыбакова, Афанасьева, Срезневского, закончен цикл языческих картин и практически написана книга “Слово почитателям древней культуры”, установлено три идола богу Святовиу. С такими наработками я попал на праздник Купалы в вятские леса к Доброславу, где наконец, впервые увидел других язычников.
Очень важно, что я попал к Доброславу уже со сложившимся взглядом на нашу древнюю религию. Все мы прибыли из различных городов и общин на праздник Купалы. На этом празднике Доброслав смывал со всех христианское крещение и нарекал языческими именами.
Позднее, этот и другие праздники Доброслава получили широкую огласку в прессе, и в значительной степени сложили о язычниках одностороннее представление как об экстремистах и разрушителях, стремящихся к языческой революции, конечный результат которой не ясен.
Именно созерцание этого революционного разрушительного начала побудило меня встать на иную позицию. Фактически вся моя дальнейшая языческая деятельность, как и деятельность общины “Коляда Вятичей”, были направленны к одной цели. Восстановить языческое мировоззрение, в котором человек мог бы полноценно жить без государственной и церковной идеологии, и без потребности сражаться с каким-то внешним врагом.
Сегодня язычество “Коляды Вятичей” исходит из того, что современная цивилизация стоит перед проблемами, которые не могут ею быть разрешены без возвращения к языческим началам человечества. Каждый народ должен вспомнить свою языческую веру. Нужно это не для споров, агрессии и захвата власти. Нужно это для размеренной и праведной жизни. Такой жизни, в которой способны разрешатся мировые проблемы. Что это за проблемы и как их должна решать языческая религия — будет сказано ниже.

2. Этапы развития общины
Мои будущие единоверцы встретились мне в “Эколого-культурном центре Царицино”. Центр был создан середине восьмидесятых годов А.Г. Олейником. Его задача состояла в помощи реставраторам царицинского архитектурного ансамбля, уходе за царицинским паром и поддержании русской духовности. Центр занимал и занимает ныне деревянный дом №15 на ул. “Воздушная”, которая органически входит в парковый ансамбль.
Дом этот получил название “изба”. В стенах этой избы топилась печь, пился чай, изготовлялись ковши и идолы, обсуждался “Русский языческий манифест”, и множество проблем становления языческого движения.

3. О статусе общества “Вятичи”
Мне, как старейшине “Вятичей”, Вадим Казаков из Калуги прислал официальное приглашение на учредительный съезд Союза Русских Общин, который должен был произойти под Калугой, на капище “Сокол”, 20 июля 1997 года. Я приехал фактически по его приглашению, но на заседание совета приглашен не был. Совет происходил без меня — старейшины сели кружком на поле, вдали от лагеря и решили объединиться, создать свой печатный орган, а слово “языческий” вытеснить из лексикона, заменить его на слово “народный”. Что еще решалось на совете — мне не известно.
Пятнадцатого августа этого года, когда в Литве Йонас предложил мне подписать Ушпальский договор от общества “Вятичи”, тот же Вадим Казаков бурно возмутился — по его мнению, я не имею на это право и формально в этом нет необходимости.
Суть дела в том, что я устно заявил, что вхожу в Московскую Славянскую Языческую Общину, которой руководит жрец Перуна Млад (Сергей Игнатов). Это мое заявление было рассмотрено руководством общины как потеря “Вятичами” суверенитета. По крайней мере, я рассматриваюсь теперь Союзом Русских Общин просто как рядовой член общины. То, что я старейшина “Вятичей” не имеет для них значения. Это смешно, но это увы, так. И я вынужден признать, что жизнь учит: не стоило связываться со всеми этими людьми.
В связи с этим, нам, "Обществу Вятичи" следует четче определить наш статус. Факты говорят за то, что во время приглашения нас в московскую общину, нас рассматривали не как ОБЩЕСТВО, а как ОБЩИНУ. Это казалось само собой разумеющимся и вопрос о различии вообще не подымался. Теперь же нас не признают как самостоятельное образование. Мы же были и остаемся обществом “ВЯТИЧИ” со своим культурным центром — первым собранием основателей вес-ной 1995г.
Община — религиозное образование, в задачу которого входит обязательное справление праздников и моления богам по утвержденному обряду.
Мы — общество, занимающееся творческим поиском в области древней культуры и веры Руси. Помимо и независимо от этого, мы можем еще молиться богам как в рамках других общин, так и сами по себе. Среди нас допустимо появление представителей различных языческих общин. Наши обряды не есть для нас канон, что-то твердо установленное или, как убеждают нас в общинах — восстановленное. Для нас обряд — это форма выражения нашего понимания богов, своей земли и Природы, которая может меняться. Мы не входим и не принимались ни в какие общественные структуры, лишающие нас права личного мнения и права на форму выражения своих переживаний. Мы — творческая организация с очертанной областью деятельности.
По этому устному статусу, мы действительно не должны были присутствовать на собрании общин под Калугой. Что касается подписи под Ушпальским договором, то вопрос о праве остается не уясненным до юридического оформления нашего общества и волеизъявления собрания по этому поводу.

4. Общество “Вятичи”, Культурный центр “Вятичи”
Человек, сложившийся в рамках своей национальной культуры, может понять общемировые ценности только через свою культуру. Поэтому для него культурно-нравственной основой всегда будут являться не общемировые ценности, а ценности свои, национальные.
Центр, (общество) “Вятичи” строит свою деятельность, исходя из идеи, что для человека живущего на земле своих предков первоочередной ценностью являются ценности национальные.
Древнейшей системой понимания духовных ценностей славян была языческая система, которая своими корнями уходит ко временам древних ариев (третье тысячелетие до н.э.). Эта отработанная тысячелетиями система миропонимания включила в себя правила жизни и нормы социального поведения, позволившие славянским племенам создать свои самобытные культуры, объединиться в народы, создать государственность и отстоять свою независимость.
Сегодня, как и во все эпохи перемен, нам приходится отстаивать свою независимость. Речь в первую очередь идет о духовной, культурной независимости как от опасных внешних влияний, так и от собственных, внутренних распадных процессов. В связи с этим, созданный в Царицыно центр, (общество) “Вятичи”, ведет работу в области восстановления славянской языческой культу-ры. Работа ведется на добровольных началах.

Ориентировочные направления работы:
1 Изучение древнейших славянских обычаев, в частности обычаев вятичей.
2 Изучение истории происхождения славян.
3 Изучение по археологическим образцам древнейших предметов, орнаментов, декоративных форм, заклинательных знаков и предметов, освоение древних ремесел.
4 Знакомство с древним оружием и боевыми искусствами.
5 Производство использовавшихся в древности предметов и одежды, разработка орнаментов на основе данных этнографии и археологии.
6 Изучение древнейших пластов фольклора, воссоздание песен и гимнов.
7 Изучение заговоров и магических действий их сопровождающих.
8 Изучение риторики и накапливание опыта ведения диспутов.
9 Изучение, с целью дальнейшего развития, языческого мировосприятия предков- изучение и реконструкция древних религиозных систем, познание роли богов в мироздании, обрядов, славянской магии, народных праздников.
10 Осознание облика славянских богов.
11 Изучение песен южных славян, Калевалы и скандинавских саг, Старшей Эдды.
12 Освоение элементов экстрасенсорики и лозоходства.
13 Знакомство с народными методами лечения, изучение свойств трав, времени их сбора и применения.
14 Проведение народных праздников и обрядов.
15 Изучение древнейших сказок и былин с целью: сформулировать языческие нравственные правила и изложить их в специальной книге.
16 Отыскание единства и различий между экологически обоснованными и архаическими правилами земледелия и жизнеустройства.
17 Поддержание связи с языческими общинами России и зарубежья.
18 Чтение популярных лекций, издание своих трудов. Всяческое информирование общественности о своем существовании.
19 Участие в решении экологических вопросов царицынского парка.
20 Стремиться жить по законам и обычаям предков.

Деятельность центра не является герметической. Это значит, что работа не должна сводиться к отрешению от бытия и накапливанию тайного знания в кругу посвященных.
В перспективе, предполагается издание методического пособия, содержащего минимальный объем знаний по всем пунктам. Вообще же сотрудники центра будут специализироваться в интересующих их направлениях.
Решение о создании центра было принято 14 июня 1995 г., в царицынском парке, у курганов вятичей, при установлении идолов богу Велесу и богине Ладе.

Дополнение
Осенью 1998 года группа “Вятичи” и московская группа “Кляда” приняли решение объединиться на дружественной основе, принять новое официальное название “Коляда Вятичей” и уведомить моковский комитет по религиозным вопросам о своем существовании как религиозной группы. При этом была принята следующая формула веры.

Мы принимаем, что:
1. Изначальное сотворение и ежегодное обновление мира есть акт творческого деяния и состязания богов при участии людей. Люди включаются в сотворчество с богами через сам процесс своей жизни.
2. Есть боги созидатели и боги-разрушители. Боги-созидатели ведут свое начало от Рода. Боги-разрушители ведут свое начало от Чернобога. Мы учим поклоняться богам-созидателям. Мы полагаем, что наши боги не создают иерархии. Как и наши предки-славяне, мы считаем себе правнуками Велеса и Мокоши, внуками Дажьдбога и Лады.
3. Каждый человек свободен в выборе своей веры, он сам определяет в кого ему верить. Человек, по своей природе — в единстве души и тела — не является ни греховным, ни совершенным. Он обладает такой же ценностью, как и всякая другая форма жизни. Человек, вместе с другими людьми, животными и растениями, и земным местообитанием образует единство Рода. Другие формы жизни, как и человек, обладают сознанием, разумностью и душей, хотя и живут по-другому. Наша вера учит, что хотя человек и свободен в своем выборе, правильно ему поклоняться богам-созидателям, ибо человек получает от богов по вере своей.
4. Мы находим, что боги-созидатели обладают святостью, которую они разлили в Природе, и которую поддерживает в ней нравственный закон Рода, утвержденный среди славян Дажьдьбогом. Нравственный закон Рода дан в волшебных русских сказках, он требует жить в согласии с Природой, с заветами предков и сохранять целостность Рода как единства человека, земли и других обитающих на ней форм жизни.
5. Человеку, соблюдающему нравственный закон Рода, естественно жить в состоянии Дарна. Дарна — состояние деятельной жизни, в котором собственные ритмы согласуются с природными ритмами, постигается язык других жизней, собственная жизнь наполняется радостью, любовью ко всем формам жизни и покоем, сама смерть становится продолжением жизни.
6. Такой человек счастливо проживает жизнь, а после смерти его душе дарится еще одна счастливая возможность бытия на земле в том облике, в котором он желает быть, либо пребывание в Белом Царстве Святовита (в Ирии). Наша вера требует духовной практики Дарна. Путь Дарна есть аскеза нашей веры.
7. Мы находим, что человек, следующий богам-разрушителям, удовлетворяет свои пороки, но не оказывается счастлив. По смерти, его душа сгорает в пекле Чернобога.
8. Наша вера завещана нам предками. Заветом наших богов и предков является забота о со-хранении природного разнообразия и своего рода на Русской Земле. Без этого нет состояния Дарна. Это одна из главных составляющих нашего религиозного учения.

Поиск

Журнал Родноверие