Наверняка многим из вас приходилось слышать о таком явлении как «ведическая культура». Сегодня оно оказывает поистине магическое воздействие на всех, кто увлекается модной эзотерикой и восточной религиозностью. Проблема преодоления этого феномена перед русским язычеством очевидно встает в полный рост, особенно если учитывать тот факт, что ведическая культура во многих случаях преподносится многими её пропагандистами как славянская.

На данный момент «ведический» миф уже основательно раздулся и оброс жиром многочисленных фальшивок и спекуляций, угрожая раздавить собой последние остатки здравомыслия. Что представляет собой ведическая культура и как она соотносится с индийской традицией? Какое отношение имеют веды к русскому язычеству? Вот два главных вопроса, на которые отвечает статья.
Я опираюсь в основном на академические работы, хотя и допускаю возможность упущений и некоторые неточности в оценках и выводах. Статья написана не для специалистов, а для тех кто еще только начинает свое знакомство как с ведами, так и с родноверием. Поэтому я постарался по максимуму снизить употребление наукоемких терминов.
Развернутое описание религии Вед с позиции русского язычества дано волхвом Велимиром в «Книге Природной Веры», к которой я отсылаю читателя. В настоящей же статье делается упор, прежде всего, на сравнение религии вед с русским язычеством – все повторы с книгой Велимира касаются в основном описательной части. Я намеренно свел к минимуму цитаты из Вед, предоставив читателю возможность самому ознакомиться с текстом писаний, список которых я привожу в конце статьи.
Вначале необходимо разобраться с самим термином «ведическая» (культура). В научной среде его употребление считается дурным тоном, поскольку от слова «веда» в русском языке образуется прилагательное «ведийский». Слово «ведический» списано с английского «vedic» (звучит как «ведик») при переводах индийских священных текстов с этого языка. В современной России мы впервые встречаем этот термин в переведённом с английского комментарии Свами Прабхупады к классическому индуистскому тексту «Бхагават-Гита»(БхГ), изданному Международным Обществом Сознания Кришны. Так называемые «кришнаиты» стали первыми пропагандистами ведической культуры в нашей стране более 20 лет назад.
Насколько же их учение, основанное на любви и преданном служении Кришне, которого они почитают как Верховную Личность Бога, имеет отношение к Ведам? На самом деле практически никакого.
Традиционно к Ведам в науке относятся четыре сборника (самхиты): Риг-Веда, Сама-Веда, Яджур-Веда и Атхарва-Веда. А также примыкающие к ним «брахманы»,«араньяки» и «упанишады» — комментарии и философские тексты. Стоит отметить, что «упанишады» связаны с ведами только «генетически» и содержат много нехарактерных для них абстрактных идей, знаменуя собой «конец вед» (веданта). Считается, что сами Веды создавались примерно с 1700 до 1000 г.г. до н.э. (в индийской истории того периода установить точные даты очень сложно), также есть версии и более раннего их создания. Это самые древние священные тексты индоевропейских народов. Брахманы и упанишады создавались на несколько веков позже. И что самое удивительное, Господь Кришна не упомянут ни в одной из Вед ни разу!
Причина проста – этот бог появляется в индийском пантеоне гораздо позже, уже в «постведийский» период. «Бхагават-Гита» по оценкам специалистов является поздней вставкой в грандиозный эпос «Махабхарату» (МхБ) и была создана не раньше 3-2 вв. до н.э. И хотя индийские кришнаиты часто называют Махабхарату и БхГ «пятой» Ведой, это противоречит ортодоксальной традиции, определяющей обряды поклонения и философию кришнаитов как находящееся «вне традиции Вед» (Веданта-сутра). Тем более нелепо такое расширительное толкование вед звучит из уст кришнаитов-неиндийцев, не имеющих к этой ортодоксии никакого отношения.
Интересно, что сам Кришна, объявляющий себя знатоком и источником Вед, заявляет: «Оставь цветистый язык Вед и просто предайся мне».
Разницу между религией Вед и БхГ нетрудно обнаружить даже при поверхностном их разборе. Так, в Ведах мы наблюдаем в основном политеизм (многобожие) и отсутствие Верховной Личности какого-либо Бога. Соответственно, нет понятия преданного ему служения (бхакти). Кроме того, в Ведах ничего не сказано про «йогу», реинкарнацию и нет запретов на употребление мяса. Мясо, в том числе и говядину, едят в Ведах даже священнослужители. В жертву богам ведийские жрецы также приносили животных, например коня(ашвамедха). В некоторых книгах МхБ мясоедение уже осуждается. БхГ как философский текст практически не содержит никакого ритуализма и запретов, но в других текстах кришнаитов, например в Бхагавата-Пуране, употребление мяса строго запрещено.
Общими для Вед и БхГ являются разве что санскритские названия, например, социальной структуры индийского общества — т.н. варн (каст), или системы ученичества (ашрам).Что же касается религиозно-философских понятий БхГ, то некоторые из них либо отсутствуют в Ведах вообще – то же «бхакти», «аватара»-земное воплощение Бога, «гуны»-качества материальной природы; либо несут совершенно другую смысловую нагрузку. Например, «карма», которая в ранних Ведах означает просто – «действие» или «тапас» — изначально «космический жар», а в БхГ — «самообуздание», «аскеза». По всем статьям БхГ относится к писаниям классического индуизма, в то время как тексты первых трех Вед говорят нам о более северных широтах их создания. В Индии же они были лишь окончательно оформлены и кодифицированы.
Не совсем понятно зачем вдруг кришнаитам понадобилось причислять себя к «ведической» традиции. Разве что сам корень «веда» обладает большой притягательностью и очень красиво звучит.
Среди отечественными апологетов «ведической культуры» наиболее известна т.н. церковь «Православных Староверов-Инглингов», которая издавала журнал «Ведическая Культура» и широко известные «Славяно-Арийские Веды»(САВ),якобы «материнские» для индийских. Думаю, что не имеет смысла лишний раз доказывать очевидную поддельность этих «вед» и откровенно бездарное их составление. Концепцию «русских вед» также отстаивает А.Асов — первый издатель не менее известной фальшивки — т.н. «Велесовой Книги». А так же такие деятели, как А. Трехлебов, В.Чудинов и близкий кришнаитам О.Торсунов.
Объединяют всех пропагандистов «ведической культуры» две вещи. Во-первых, это утверждение о том, что русская дохристианская культура была «ведической». Во-вторых, их полная историческая и лингвистическая безграмотность, опора на псевдонаучные сенсации, спекулирующие на невежестве доверчивой публики. Впрочем, по некоторым вопросам «ведисты» расходятся. Так, если кришнаиты считают санскрит первым языком планеты, от которого произошёл русский, то инглинги утверждают, что праязыком человечества был русский. Разумеется, любому знакомому с историей человеку не составит труда определить очевидную бредовость подобных выводов.
Вообще пропаганда у «ведических» миссионеров поставлена на широкую ногу-во всех крупных городах страны есть кришнаитские храмы,регулярно проводятся фестивали и семинары «ведических» гуру. Тиражи «прабхупадовской» БхГ исчисляются миллионами экземпляров. Российские ведисты стараются не отставать-многократно переиздавалась «Велесова Книга», в любом магазине нетрудно найти и «Русские Веды» Асова,и САВ инглингов. Также устраиваются лекции и выездные турне новоявленных «волхвов»,хранителей тайного знания «ведической» Руси. Остается только сожалеть,что серьезные работы ученых остаются невостребованными широкой публикой и тираж их ничтожно мал в сравнении с тоннами псевдонаучной макулатуры.
Действительно, само слово «веда» (veda) и производный от него глагол «ведать» понятен любому русскому без перевода. «Веда» — это знание, а «ведать» — знать. Например, украинцы вместо «знаю» так и говорят — «ведаю». Дело в том, что санскрит (язык, на котором были записаны индийские Веды) и русский являются языками индоевропейской семьи, и, хотя относятся к разным её подгруппам, имеют около 30 % общих корней.
Но из источников мы знаем, что славяне не использовали производные от слова «ведать» для обозначения своей культуры и религии (хотя «ведуны» и «ведуньи» были) и с большой долей уверенности можно утверждать, что они называли свою веру именно «языческой» еще до принятия христианства. Тем более, что об индийских Ведах наши языческие предки не могли знать уже потому, что в момент когда племена ариев принесли Веды в Индию (середина 2 тыс до н.э.), славян как народа еще не существовало в природе. А когда славяне уже появились как этнос, они никогда не контактировали с индусами вплоть до Афанасия Никитина!

И все-таки, есть ли что-то общее между индийскими Ведами и русским язычеством? Оказывается, есть и немало. Но только не с писаниями позднего индуизма, которые выдают за Веды те же кришнаиты, а с четырьмя настоящими Ведами. Впрочем, обо всем по порядку.
Известно, что в середине 2 тыс. до н.э. в Индию вторглись кочевые племена, называвшие себя «арии»(arya-«благородные»). Арии были индоевропейским народом, говорившим на одной из древних форм и.е. языка, близком к языку соседних племен, населявших древний Иран. Согласно одной из версий, арии двигались с севера, из ареала «андроновской» археологической культуры (южный Урал),где впервые появились колесницы (около 2000 г.до н.э.). Знаменитый ныне город Аркаим также был построен ариями. Имея в своём распоряжении такую «бронетехнику» своего времени, их племена одержали победу над туземным населением Индии и постепенно заняли её территорию.
Арии-андроновцы были предками скифов и дальними родственниками славян. Генетически наши народы имеют общую гапло-группу (набор Y-хромосом) R1a, но языки их относятся к разным ветвям индоевропейской семьи – индоарийской и балто-славянской соответственно. Никаких «славяно-ариев» конечно же никогда не существовало, поскольку как уже говорилось выше, наши народы жили в разные исторические эпохи и на значительном расстоянии. Изначальным языком древнейшей из вед — Риг-Веды (Веда Гимнов) — был «ведийский», из которого спустя века образовался классический санскрит. Санскрит русскому дальний родственник, но не более того.
Поскольку арии и славяне были индоевропейскими народами, то помимо общих генов и родственного языка, они имели весьма похожую мифологию и религию. Во-первых, это наличие общих мифологических сюжетов — таких как победа громовержца Индры над змеем Вритрой у ариев и борьба Перуна со змеем у славян; общеиндоевропейский близнечный культ и «инцестуальный» миф, табуирующий отношения между близнецами Ямой и Ями у ариев и Иваном-да-Марьей у славян. Во-вторых, с большой степенью вероятности можно утверждать, что понимание «вселенского закона», который у ариев назывался «рита»(rta) также было и у славян под названием «рота», и что в летописях этот термин означает нечто большее, чем просто клятва при заключении договоров. В-третьих, космогония ариев и славян содержит похожие мотивы, особенно если сравнить 90-й гимн 10 мандалы Риг-Веды (РВ) и строки о творении вселенной из духовного стиха о «Голубиной книге», который несмотря на типично христианскую для своего времени фразеологию, содержит вполне языческие по характеру мотивы. У ариев такая же трехчастная структура мироздания и присутствуют те же элементы сакральной географии — Изначальные Воды, Мировая Гора (Меру), Мировое Древо.
Отдельно следует сказать о заговорной традиции. Дело в том, что по представлениям индоевропейцев, славления и обращения к богам без использования заговорных формул невозможны. Так, большинство гимнов РВ представляют собой самые настоящие заговоры, причем даже есть указания на их структуру, как например в знаменитом гимне-загадке (1,164.). Более того, четвертая по счету и самая поздняя из вед (Атхарва-Веда) ,по сути является ведой заговоров и заклинаний. Всем хорошо известна роль и значение заговора в русской языческой традиции. Пожалуй, никто из народов не сохранил практически в неискаженном виде этот архаичный индоевропейский пласт так, как русский народ.
Помимо этого, в религии наших народов мы можем наблюдать элементы евразийского шаманского культа — использование в обрядах ритуального напитка, в состав которого входил галлюциногенный гриб мухомор. Напиток этот также персонифицирован в божество — у ариев Сома, у славян — Хмель. И хотя наличие мухомора в ведийской соме до сих пор является предметом дискуссий, другие ингредиенты напитка совпадают. Как правило это мед и молоко, а также хвойное растение «эфедра» (у ариев).
Боги ариев и славян также имеет общие черты. Арийский Дьяус Питар («Отец Небо»),от которого кстати произошло имя верховного римского бога Юпитера, и славянский Сварог. Савитар, Сурья ариев и Даждьбог, Хорс у славян. Громовержец Индра и Перун. Наш Стрибог и Вайю. Ушас и наша Заря. И конечно же арийский Агни и славянский Огнебог.
Религия РВ была ярко выраженным политеизмом (многобожием), как и славянское язычество, хотя выдвижение на первый план «главного бога» более характерно ариям. Это громовержец Индра, которому посвящено больше всего гимнов. У славян, как известно культ Перуна был провозглашен незадолго до принятия христианства. Боги ведийских ариев и славян одинаково слабо персонифицированы и являются скорее функциями и абстрактными принципами, чем личностями. Многие из них также олицетворяли природные стихии, с которыми наши народы старались жить в гармонии.
Гимны РВ, созданные поэтами-риши (rsi — «мудрец», «певец»), проникнуты чувством глубокого почтения и любви к богам. Они полны восхищения божественной силой и демонстрируют нам пример поэтически возвышенного религиозного переживания. Язычество почти всех народов экстатично, магично. Это в полной мере относится и к ариям.
Религия ариев была жизнеутверждающей и ориентированной на человека. Она провозглашала победу жизни над смертью, богатства и процветания над нищетой и упадком, и что самое важное — торжество «вселенского закона» (Рита), который удерживает мир от хаоса. В деле поддержания закона-риты человек был равноправным соучастником с богами.
У ариев и славян не было жесткого свода морально-этических норм поведения вроде христианских заповедей. Дело в том, что такие понятия как Правда и особенно Истина являлись в глазах любого язычника-индоевропейца прямым следствием невыраженного вселенского закона (Риты) и потребности в искусственно созданных и антиприродных по сути законах просто не было. Само слово «рита» (rta) означает как «истину», так и «правду», поэтому Правда была добром, а Ложь — злом, нарушавшим вселенский закон. «Побеждает только истина, а не ложь» — говорит РВ. Точно также как и у славян Правда побеждает Кривду.
Как и славяне, арии часто просили (молили) своих богов даровать им материальные блага и победу над врагами. У воинственных ариев такими просьбами буквально усеяны гимны РВ. Так, к Индре обращаются чтобы он «разбил врагов (дасью), укрепил арийскую силу, даровал коней, коров и сыновей».Но в молитвах не было низкопоклонства и самоуничижения перед богами. И хотя арии не называли себя детьми богов как славяне, они также не считали себя ни преданными слугами, ни тем более рабами своих богов. Важно отметить, что богатство понималось не только как нечто материальное. Богатством был также поэтический дар, которым боги наделяли ведийских поэтов-риши, также как русских сказителей и певцов.
Вторая веда (Сама-Веда), является Ведой Напевов, подчеркивая всю значимость мелодии и ритма для ритуала славлений. Вера в магическую силу слова безусловно была общей не только для ариев и славян, но и многих народов мира.
Громадное значение также придавалось изустной передаче священных текстов. Эта важнейшая составляющая индоевропейской традиции воспринимается многими апологетами мировых религий как показатель низкого уровня развития культуры, а наличие письменности считается главным мерилом цивилизованности. Даже термин специальный ввели -«неписьменные народы». Но не надо забывать, что такой взгляд на культуру отражает прежде всего ближневосточную, семитическую традицию, из которой позже вышли две мировые религии – христианство и ислам. На Ближнем Востоке и в Междуречье всегда придавалось большое значение знаковой фиксации как исторических событий, так и священных текстов (если вспомнить шумерскую клинопись и египетские тексты пирамид.) Собственно именно там письменность впервые и появилась. Мы знаем, что главные причины её появления — развитие торговли и становление государства. К религии письменность по сути имеет мало отношения. А поскольку в те времена именно религия была главным средоточием культуры любого народа (говорить о т.н. «светской культуре» по отношению к древности не приходится),то мы вправе утверждать, что отсутствие письменности никоим образом не может быть показателем культурной отсталости, а скорее наоборот. Традиция у индоевропейских народов передается исключительно изустно.
Как уже говорилось выше, тексты Вед многие века существовали только в устной форме, как и сказания славян. И были записаны на санскрите только когда ведийская религия ариев начала уступать место индуизму и тексты вед стали забывать. Что касается русского язычества, то безусловно наличие у нас сейчас под рукой дохристианских по содержанию текстов, вроде скандинавских Эдд или финской Калевалы, было бы крайне желательным для его возрождения в наше время. Однако мы должны понимать, что в отличие от ариев, заложивших основы для величайшей религиозной культуры Азии, славяне просто не успели создать свою языческую философию и тем более зафиксировать её письменно. Запись традиции сама уже означает её угасание, поэтому отсутствие писаний у наших славянских предков не может быть упреком в их адрес, а напротив -повод для гордости. Тем более, что русское язычество содержит очень архаичные мотивы в сказках и былинах.
Хорошо известно, что славяне также приносили в жертву богам животных. Вообще какие-либо аскетические самоограничения у ариев и славян практиковались исключительно в жреческой среде во время проведения ритуалов и никак не были свойственны этим неутомимым жизнелюбам в повседневной жизни. Строгая аскеза станет распространенной у ариев в эпоху формирования классического индуизма, а у славян — с приходом христианства.
Конечно, ведийские ритуалы были намного сложнее, занимали гораздо больше времени как на подготовку, так и на проведение (например, ритуал «агничаяна» требовал 10800 обожженых кирпичей и проводился 12 дней), однако их общий смысл и мифологическая основа в целом идентичны славянским.
Как и славяне, арии также предпочитали кремировать своих умерших на погребальном костре. Ингумация (трупоположение) практиковалась у ариев выборочно. Чаще хоронили умерших младенцев и аскетов-отшельников(саньясин),т.к.их тела считались чистыми.
Таким образом, мы видим массу общих моментов в религиях ариев и славян, которые восходят ко временам индоевропейской общности.

Теперь поговорим о различиях. Вполне естественно, что у народов, живших в разное время и в разных климатических условиях не могло быть полностью одинакового мировоззрения. По Гумилёву «стереотип поведения» во многом определяется кормящим ландшафтом. Проще говоря, у горцев своя психология, у жителей лесов — своя. В отличие от земледельцев славян, арии были степными кочевниками и жили войной. Некоторые ученые считают, что именно они уничтожили развитую городскую цивилизацию Хараппы и Мохенджо-даро, которая процветала на территории Индии задолго до их прихода. На основании этого, исторических ариев даже сравнивают с белокурыми «арийцами» третьего рейха. Однако подобные сравнения весьма поверхностны. Действительно, в гимнах РВ мы часто можем встретить слово «дасью» (dasyu — «враг»), которым арии называли местное дравидское население Индии. «Дасью» в РВ — это чернокожие (сами арии не были блондинами, но выглядели белыми на их фоне), низкорослые, с плоскими носами, с враждебной речью, лишенные богов и закона. Казалось бы, чем не раса недочеловеков, которая подлежит истреблению? Но не все так просто.
Дело в том, что расизм как таковой, вообще не был свойственен людям традиционной языческой культуры. Дифференциация «свой — чужой» велась в основном по языковому и религиозному признаку. Кровь была конечно важна но если арий видел, что дравид говорит на его языке и чтит арийских богов, то его кровь считалась сильной. За такого туземца арию было не стыдно отдать свою дочь. В то же время чистокровный арий, который предал родных богов, язык и ушёл к туземцам, уже не считался своим. Таких называли «вратья». Резкая противопоставленность ариев дасам/дасью характерна только для самого начального периода миграции ариев в Индию, отраженного в древних частях РВ. Далее начался процесс постепенного смешения ариев с автохтонным населением и вскоре слово «дасью» выходит из употребления, уступая место термину — «даса» («слуга»), обозначавшему зависимых людей. По-видимому, воинственных «дасью» убивали, а более мирных «дасов» превращали в слуг.
Процесс смешения проходил настолько быстро, что некоторых лидеров «дасов» принимали в арийскую религию. Об Индре неслучайно говорится, в РВ, что он дасу сделал арьей. Именно этим можно объяснить наличие в РВ целого ряда слов явно неиндоевропейского происхождения.
Едва ли можно себе представить, чтобы нацисты в годы войны стали активно смешиваться с представителями других рас, например с народами Кавказа, в случае, если бы им удалось их полностью покорить. Так что сравнения чисто внешние.

Главой пантеона ведийских ариев был громовик Индра. У восточных славян, которые стали родоначальниками русского народа таковым являлся вне всякого сомнения Велес/Волос — бог скота, земледелия, а также богатства и мудрости. Главный покровитель сказителей, певцов и волхвов. Культ Перуна введенный «сверху» Владимиром в пантеоне 980 г. как раз в противовес Велесу, конечно не мог иметь поддержку у земледельческих племен и только подтолкнул князя к принятию христианства.
В религии ариев мы не находим бога подобного хтоническому Велесу. Даже после того, как осевшие в Индии арии стали заниматься земледелием, их молитвы продолжали идти прежде всего к небесным богам(дэвам).

Отдельно следует коснуться проблемы жречества. Уже в РВ оно было весьма разветвленным. Авторы гимнов (риши) и собственно жрецы принадлежали к высшему классу (варне) арийского общества — «брахманам» (само слово«брахман» означает «жрец», «молитва»). Они приносили жертвы и произносили молитвы, привлекая тем самым внимание богов, которые даровали их народу победу и материальное процветание. Т.е. от действий жрецов зависело все племя, включая царя, поэтому они считались высшей варной. На первый взгляд в этом нет ничего удивительного, ведь почти у всех древних народов священнослужители всегда играли очень важную роль.
Однако у ариев жрец практически полностью зависел от заказчика, прежде всего от царя, который принадлежал к варне «кшатриев» (от слова «кшатра» — «власть»). В РВ постоянно высказывается стремление жрецов к обогащению, восхваление богатых дарителей, а иногда и жалобы на собственную бедность (Х,33). Впрочем,это больше касалось поэтов-риши. В поздневедийский период ритуалы стали еще более сложными, а самих обогатившихся брахманов начали уже обожествлять. Отныне тому, кто оскорбит брахмана, его жену, отберет его корову, грозила неминуемая смерть, даже если это был сам царь.
О русских языческих жрецах и волхвах нам известно немного, но определенно можно сказать, что им был чуждо такое потребительское отношение к богам, не говоря уже о жажде наживы. Напротив, славянские волхвы часто открыто противостояли варяжским князьям и во многом были помехой для них. Это было одной из причин принятия князьями христианства — религии, обожествлявшей всякую власть. Рассчитывать на милость заморских правителей волхвам явно не приходилось. Очевидно, что Пушкин в «Вещем Олеге» был недалек от исторической правды, описывая волхва, который «не боится могучих владык и не нуждается в их дарах». Статус славянских волхвов до варягов определенно был самым высоким.
О причинах излишней меркантильности арийского жречества мы можем только гадать. Логично разглядеть её в самом менталитете народа, жившего войной. Но более явным видится другое. По мере продвижения вглубь Индии менялся образ жизни ариев: из грозных кочевников они постепенно превращались в оседлых хозяев. Жаркий климат, богатства Индии, похоже вскружили им голову. Своекорыстие и распущенность брахманов поздневедийского периода, его бездушный формализм в целом породят позже ответный аскетизм и религии, отрицающие веды, — буддизм и джайнизм. На примере ариев мы можем видеть как смена внешней среды влияет на мировоззрение.
Таковы на мой взгляд, главные отличия ведизма от русского язычества. Необходимо указать, что русское язычество сохранило более архаичные формы индоевропейской религии и евразийского шаманизма в частности. Примером может служить присутствие в русских заговорах элементов сакральной географии(камень Алатырь,остров Буян),которые редко встречаются у ариев. Во многом это объясняется тем,что русский народ со временем распространил своё влияние на территории изначальной прародины древнейшей евразийской религии,а ведийские арии-напротив,постоянно отдалялись от неё.

На основании вышесказанного, можно сделать вывод о том, что «ведическая культура» в том виде, в каком преподносят её многочисленные пропагандисты является типичным модным «трендом», ориентированным на недалекую публику и имеет весьма посредственное отношение к историческим ведам, не говоря уже о русском язычестве.
Настоящий ведизм индоариев имеет много общего с религией восточных славян, но есть и различия, определяемые в первую очередь особенностями цивилизационного развития наших народов.

Литература.
1.Ригведа в 3-х томах.М.1989,1995,1999.пер.Т.Я.Елизаренковой.
2.Самаведа.М.,2005 пер.С.А.Матвеева.
3.Атхарваведа(Шаунака) Т.1 Кн.1-7,М,2005 пер.Т.Я.Елизаренковой.
4.Шатапатха-брахмана-Кн.1,10. М,2009 пер.В.Н.Романова.
5. Упанишады в 3-х книгах.М,1992 пер.А.Я.Сыркина.
6. Махабхарата-Кн.1-9;14-18. М,1992-2005.пер. Я.В.Василькова,В.И.Кальянова,С.Л.Невелевой и В.Г.Эрмана.
7. Бхагаватгита.М.,1999 пер.В.С.Семенцова.
8. Велимир. Книга Природной Веры.
9.М.Серяков. Рождение Вселенной. Голубиная книга.М,2005
10.М.Серяков. Вселенский закон.Незримая ось мироздания. М,2005.

Поиск

Журнал Родноверие