Первая подборка «Книжного обозрения» посвящена изданиям по русской античности. Открывает её рецензия на три новых словаря славянской мифологии. Затем мы представляем мифопоэтическую реконструкцию «Песни птицы Гамаюн» и перевод «Велесовой книги». Далее следуют несколько аннотаций на перепечатки с дореволюционных изданий. Из работ современных авторов выбраны новые публикации, где исследуются русская и славянская мифология, истоки арийской традиции, проблема прародины наших предков, дохристианская письменность славян и предистория Руси.
СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ: ТРИ НОВЫХ СЛОВАРЯ
Грушко ЕЛ., Медведев Ю.М. Словарь славянской мифологии. — Н.Новгород, «Русский купец», «Братья славяне», 1995. — 368 стр.
Персонажи славянской мифологии. Рисованый словарь. — Сост. А-А.Кононенко, С.А. Кононенко, — Киев. «Корсар», 1993, 224 стр.
Славянская мифология. Энциклопедический словарь. — Москва, «Эллис лак», 1995. — 416 стр.
Выход в свет одновременно трёх словарей по мифологии славян говорит о том, что, наконец-то, после длительного периода фрагментарных, узкоспециальных исследований, у нас начался процесс обобщения всех данных о древнейшем мировоззрении предков. До совсем недавнего времени единственным справочным изданием на данную тему был словарь А.С.Кайсарова «Славянская и российская мифология», выпущенный почти двести лет тому назад. Известная энциклопедия «Мифы народов мира» не в счет, так как славянству там уделено место отнюдь не главное, даже скорее — подчиненное. И вот выходят сразу три близких по замыслу издания.
«Словарь славянской мифологии» Елены Грушко и Юрия Медведева выделяется любовной и красочной подачей материала. Все, начиная со злато-черной обложки, и кончая иллюстрациями, выполненными художником Надеждой Антиповой, радует глаз. Удачно составлена и сама книга. Она состоит из словарных статей, посвященных древним верховным и рядовым божествам — Роду, Сварогу, Перуну, Радигосту, Свентовиду, Макоши, ключевым понятиям «языческого» космоса — Прави, Яви и Нави, мистическому острову Буяну, Райскому саду — Ирию и священному камню Алатырю, Небесным светилам и земным силам — чистым и нечистым, а также природным стихиям, есть статьи о мифических зверях и птицах — Сирине, Алконосте и Жар-Птице, Змее-Горыныче, Сером Волке и Черном Вороне, о чудесных камнях и целебных растениях, есть разделы о героях-богатырях — Святогоре, Илье Муромце, Добрыне, и, конечно, о сказочных персонажах — о Морозко и Снегурочке, Иване Царевиче и Елене Прекрасной. Словарные статьи составлены на основе данных, собранных нашими классиками-фольклористами А.Н.Афанасьевым, Г.А Глинкой, А.С.Кайсаровым, Д.С.Зелениным, И.С.Сахаровым, Ф.И.Буслаевым и другими. Написаны они живым, литературным языком, бережно сохранившим мифопоэтическую традицию. Статьи даются в алфавитном порядке, а в конце книги снабжены подробным указателем. Словарь Елены Грушко и Юрия Медведева получил высокую оценку у рецензентов-специалистов и рекомендован в качестве учебного пособия для средних школ и высших учебных заведений.
Сборник А.А. и С.А.Кононенко «Персонажи славянской мифологии» составлен менее тщательно. Но зато каждая из 207 статей снабжена не только рисунком, но и цитатой из какого-либо литературного источника. Многие названия, по понятным причинам, повторяют статьи аннотированного выше словаря (хотя тот вышел на два года позже), однако немало названий и неповторяющихся, это: Амазоны, Аука, Белун, Берегини, Вилы, Вырий, Горгония, Горыня, Дрема, Зибог, Кукер, Лобаста, Молонья, Пекло, Привидение, Спрыйя, Страфиль-птица, Усы-ня. Шиш и др. Словарь ведь издан в Киеве, и это не могло не наложить свой отпечаток. Все статьи по объему небольшие, в одну четверть страницы. Язык их несколько упрощенный, что снижает ценность данных сакрального характера. Рисунки тоже выполнены небрежно, в карикатурном стиле, так, что Деды становятся похожими на Вия, а Лада на Ведьму. Это делает книгу пригодной главным образом для развлекательного чтения.
Энциклопедический словарь «Славянская мифология», подготовленный сотрудниками Института славяноведения и балканистики, тоже посвящен древним богам, сказочным персонажам, обычаям, праздникам и обрядам наших предков. Открывается издание введением известных современных ученых В.В.Иванова и В.Н.Топорова, и обобщающей статьей «Славянские верования» Н.И.Толстого. В основу словарных статей легли методология и тексты упомянутой двухтомной энциклопедии «Мифы народов мира». Некоторые из них, более разработаны, некоторые менее. Эта несбалансированность тематики сразу бросается в глаза. Так, например, большие статьи, по две-три страницы, посвящены темам: Воробей, Иванушка-дурачок. Инцест, Нечистая сила. Ряженые, а маленькие, в 10-15 строк одной колонки, таким ключевым понятиям древних славянских мифов, как Алатырь, Дажьбог, Жар-Пти-ца. Род, Сварог. Текст под названием «Вошь» в пять раз больше, чем статья о сакральном острове Буяне. Ассимметрия в выборе проявляется и в отстутсвии некоторых парных понятий. Так, научные сотрудники включили в словарь понятие «Ад», а «Рай» не включили. Есть «Навь», но нет «Прави». Есть «Гады», но нет «Лады». Под одной обложкой учеными собраны как «языческие», так христианские мифы. Отсюда многие натяжки и ошибки. С православной точки зрения не выдерживают критики статьи «Бог», «Богородица», «Душа» и другие, где догматические понятия рассматриваются не с Церковной, а с народной точки зрения. Этот опыт очередной раз подчёркивает необходимость раздельного анализа нехристианской и христианской религии. Заметно и различие стилей авторов, поделивших между собой тематику словаря, что, впрочем, компенсируется их личными подписями под каждой из статей. Наконец, редакторы нас предупреждают, что издание ориентировано на восточнославянскую традицию, а данные о западных и южных славянах даются лишь в качестве параллелей. Это, на наш взгляд, большой недостаток, особенно если учесть современные открытия о среднеевропейской и «гиперборейской» прародинах русичей, о древних центрах балтийских славян, о предистории Новгорода и формировании северной Руси. Перечисленные замечания, разумеется, не умаляют достоинства данной коллективной монографии. На многие вопросы по истории мировоззрения восточных славян именно она дает ответы. Работа со справочным изданием облегчена указателями имен и персонажей. С полиграфической точки зрения этот словарь, из выбранных нами трех, наиболее современный. Видимо, сказалась финансовая поддержка Международного фонда «Культурная инициатива». Жаль только, что в нём нет ни одной иллюстрации. Яркая суперобложка с лубочным всадником на керамической плитке не спасает дело.
И так, мы обладаем теперь несколькими словарями по славянской мифологии. Есть с чем работать и есть что с чем сравнить. Будем надеяться, что через некоторое время появятся новые словари, которые учтут предыдущий опыт, с его достижениями и недостатками. Мы же пока будем ориентироваться на словарь, составленный Еленой Грушко и Юрием Медведевым, и наряду с текстами будем использовать рисунки Надежды Антиповой, за что их авторов сердечно благодарим.
«Русские веды». «Песни птицы Гамаюн». «Влесова книга». Геставраци», перевод и комментарии liyca Кресеня. М., «Наука и религия», 199Z, 368 стр.
«Влесова книга». Перевод и комментарии А. И. Асова. M., «Менеджер», 1994, 320 cтp.
Оба издания, подготовленные Александром Игоревичем Асовым, посвящены благородной задаче дешифровки, толкования и популярного изложения древнерусской мифологии и истории.
В «Песнях птицы Гамаюн», помещённых в первое издание, в художественной форме излагается мифологическая система Киевской ветви ведической традиции. Составленные на основе фольклорных источников, они только на первый взгляд кажутся литературой, т.е. стилизацией древних сказов. В действительности же, автор решает архисложную задачу реставрации славянской мифологии с помощью доступного читателям языка.
Перевод «Влесовой книги», знаменитого источника по истории европейских и азиатских народов дохристианского периода, начиная с II-го тыс. до н.э., вызвавшего немалое количество кривотолков, также представляет собой первую серьёзную попытку всесторонне исследовать малоизучемный текст. Автор считает, что «Влесова книга» «является изложением священных книг новгородских волхвов IX-го века. Она открывается «Прославлением Великого Триглава». Основная часть состоит из трёх частей. Часть первая — «Патриархи» содержит следующие главы: 1. Век Богумира. Сказание о Семиречье; 2. Арий и его сыновья. Исход из Семиречья; 3. Кий, Щек и Хорив. Утверждение Русколани, Голуни и Киева; 4. Тиверец, Скиф, Словен, Венд и Кола. Основание Новгорода. Часть вторая — «Оповедь»: 1. Русы в Вавилоне, Ассирии и Египте; 2. Войны с Грецией и Римом; 3. Борьба с готами и гуннами; 4. Аварское иго, хазарский каганат и приход вярягов. Часть третья — «Крынница» содержит прославления Перуну, Дажьбогу, Семарглу, Сурьи и моление другим богам. Второе издание, по которому мы даем план книги, является более полным и доработанным. Перевод дан паралельно с оригинальным текстом, написанным древними письменами распространёнными на Руси до Кирилла и Мефодия. В примечаниях содержится подробная информация о докириллической письменности славян и их истории, излагается история обретения «Влесовой книги», а также даётся ответ на многочисленные критические высказывания как ее сторонников-ценителей, так и противников. Имеется также толковый словарь и подробная библиография. Оба издания снабжены иллюстрациями выполненными на основе археологических раскопок.
Как бы не относиться к работе А.И. Асова, нельзя не признать, что его исследования стали выдающимся событием в нашей культурной жизни и заслуживает серьезного внимания.
«Мифы Древних Славян». Составители: А.И.Баженова и В.И.Вардугин, Саратов, изд. «Надежда», 1993 год., 320 стр.
Данное издание представляет собой сборник уникальных исследований о языческой мифологии наших предков, принадлежащих русским дореволюционным и современным ученым. Первые две книги: «Славянская и российская мифология» А.С.Кайсарова и «Древняя религия славян» Г.А.Глинки впервые бьии выпущены около двухсот лет назад и с тех пор никогда не переиздавались. Оба автора— русские дворяне, профессора, выдающиеся филологи-слависты раннепушкинской эпохи. Книга Кайсарова была первым опытом составления словаря славянских мифов, а иследования Глинки одной из первой попыток систематизировать данные о религии древних славян. В сборник включены также: раздел «Рождение богинь и богов» из известной книги нашего современника « академика Б.А.Рыбакова «Язычество древних славян», «Велесова книга» в переводе А.И.А-сова и статья Л.Рыжкова «Были и небылицы о Древней Руси». Издание открывается предисловием Александры Баженовой «Солнечные боги славян». Каждая из публикаций также предварена вводным словом составителей. В конце книги имеется полная библиография по теме. Книга хорошо иллюстрирована, а твёрдый переплет украшает суперобложка. Выход сборника «Мифы древних славян» в Саратове тиражом более 100 тыс. экз. подтверждает возрастающий интерес к языческому наследию древних славян по всей нашей стране.
А. Афанасьев. «Поэтические возрения славян на природу». Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований, в связи с мифическими сказаниями других народах. В 3-х томах. Репринт с издания К. Солдатенкова, М. 1865 г. Изд. «Индрик», М.1994.
Впервые более чем через 100 лет переиздано фундаментальное исследование главы русской мифологической школы Александра Николаевича Афанасьева. До сих пор широкому кругу читателей были доступны лишь его сборники русских народных сказок, а также отдельные статьи, включённые в книгу «Народ — художник», М.1986. Сборник «Древо жизни».М.1983., куда вошли отдельные главы из трёхкнижия стал настоящим откровением для наших современиков, имевших о славянской мифологии весьма отдаленное представление. И вот, наконец, всеобщим достоянием стал основной труд жизни Афанасьева по сравнительной арийской мифологии.
В первый том (800 стр.), помимо предисловия «Происхождение мифа, метод и средство его изучения» вошли разделы: Свет и тьма. Небо и земля. Стихия в её поэтических представлениях. Солнце и богини весенних гроз. Гроза, ветры и радуга. Живая вода и вещее слово, Ярило, Илья Громовник и огненная Мария, Баснословные сказания о птицах и зверях, Облако, Небесные стада. Собака, волк и свинья. Том второй (784 стр.), составляют главы: Огонь, Вода, Древо жизни и лесные духи, Облачные скалы и Перунов цвет, Предания о сотворении мира и человека. Змей, Великаны и карлики. Третий том (840 стр.): Нечистая сила. Облачные жены и девы. Души усопших, Девы судьбы. Род и рожаницы, Ведуны и ведьмы. Упыри и оборотни. Процессы о колдунах и ведьмах. Народные праздники. Помимо этого последний том содержит дополнение, поправки, а также подробный указатель имён и предметов.
Хотя некоторые данные и выводы Афанасьева, с точки зрения современной науки, устарели, его исследование до сих пор остается самым подробным и доскональным в своей области. Книгу Афанасьева от души можно рекомендовать самому широкому кругу читателей интересующихся истоками славянских культур.
Достоинством нового издания является и то, что оно отпечатано на высоком полиграфическом уровне, в красивом переплете. Помимо книги А.Афанасьева, издательство «Индрик» планирует выпустить в серии «Традиционная и духовная культура славян» избранные труды выдающегося русского этнографа и филолога XX века Д.К. Зеленина, книги: Е.Н.Елеонская «Сказка, заговор и колдовство в России», Н.И. Толстой «Очерки по славянской этнолингвистике и мифологии», справочник «Российские фольклористы».
«Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзих.» Соврано М-Забылиным. Репринтное воспроизведение издания 1880 года, М. 1990., «Киига Прннтшоп». В 4-х частях, 616 стр.
Великолепный источник сведений о русских праздниках, быте, обрядах, суевериях, приметах, божествах и нечистой силе. Книга содержит оригинальные тексты заговоров, заклинаний, травник и цветник. В часть первую «Праздники и обряды на Руси» вошли описания Святок, Масленицы, Вербной недели. Пасхи, Радоницы. Русалий, праздника Ивана Купалы, Ярилина дня и др. Подробно описаны свадебные обряды и поминовение усопших. Часть вторая расказывает о колдунах и чернокнижниках: ведьмах, домовых, леших, кикиморах, оборотнях, о Бабе Яге и шаманизме. Подробно изложены приметы и симпатии. Как нигде полно представлены заговоры, заклинания, обереги и другие языческие молитвы: воинские, любовные, против нечистой силы от порчи, от болезней, против мужского бессилия и пр. Часть третья включает следующие темы — чары, русские обычаи и наряды, народная медицина, народный цветник, клады, порядки, характер и обычаи русского народа, домострой, русская кухня, одежда. Четвертая часть содержит данные о народных русских инструментах, о праздниках, звериной и птичей охоте, а также русские народные поговорки и старинные песни. Книга с интересом читается с любой страницы и представляет собой род справочника об укладе жизни наших предков.
А. Фаминцын. «Божества древних славян». Изд. «Алетейя», С-Пб., 1995 год, 364 стр.
Александр Сергеевич Фаминцын, видный русский этнограф конца XIX века, специалист по древней русской музыке, современник и друг А.Н.Серова, Р. Вагнера, Ф.Листа, почти неизвестен нашему поколению. Советская наука однозначно трактовала его как «реакционера», «традиционалиста», «ретрограда». В действительности Фаминцын был не просто профессором-классиком, но и глубоким знатоком славянских древностей. Об этом говорят названия его трудов: «Скоморохи на Руси», «Гусли», «Домра и сродные ей инструменты русского народа», «Богиня весны и смерти в песнях и обрядах славян», «Древнеарийские и древнесемитские элементы в обычаях, обрядах, верованиях и культов славян». Рецензируемая книга была задумана автором как основа для обстоятельного исследования о мифологических корнях древнерусской музыки. Хотя она сама по себе уже представляет уникальную систематизацию данных о языческих культах западных, восточных и южных славян, а также древних ариев Ирана и Индии, древних греков, италнйцев, литовцев и прочих евразийских племен. Труд, ставший в свое время классическим и повлиявшим на становление несколько поколений мифологов наконец переиздан.
Ю.П.Миролюбов. «Русский языческий фольклор. Очерки быта и нравов», М., «Беловодье», 1995г., 320 стр.
Русский эмигрант Юрий Петрович Миролюбов широко известен как первооткрыватель текстов знаменитой «Влесовой книги», но мало кто читал его собственные труды.
Между тем, научное наследие Миролюбова весьма ценно, и без знакомства с ним не обойтись ни одному современному исследователю славянского фольклора. Рецензируемая монография представляет собой сборник статей и очерков ученого о древнейших повериях, обычаях и легендах наших предков. Открывается она вступительной статьей С. Ключникова «Преданья старины глубокой», содержащей рассказ о жизни и творчестве Ю.П.Миролюбова. Из более ста названий своебразных энциклопедических сводок, составивших книгу, назовем следующие: «О символике и персонификации у славян», «Знахарство на Руси», «Новгородская дохристианская письменность», «Тайная мудрость», «Бытовое значение природы», «Священные растения», «Напиток бессмертия — Амитра», «Живая вода и Сома», «Бог — Отец греков и славян», «Родники», «Суеверия», «Формы нечистой силы», «Ведьмы», «Гадания», «Жар-Птица», «О фаллических культах и язычестве», «Домашние боги», «Крестьянский мир» и др. Отдельные очерки есть о различных светлых и темных божествах, о пращниках и обрядах. Написаны очерки популярным, часто художественным языком, что делает книгу одновременно легко читаемой и спорной в научном плане. Композиционную незавершенность монографии компенсирует подробный «Предметный указатель», составленный издателями. Книга Миролюбова подготовлена к печати при содействии Русского Традиционалистского Исследовательского Центра «Беловодье» и Российского союза любителей фольклорных ансамблей. Информация о задачах и планах центра «Беловодье» содержится в конце издания. Его телефоны: (095) 238-12-59, 930-18-09, 570-02-07.Б.А.Рыбаков «Язычество древинх славян», 2-е издание, М. 1994ч изд. «Наука», 608 стр.
Б.А.Рыбаков «Яэычество древней Руси», М. 1987, изд «Наука», 787 стр.
Борис Александрович Рыбаков — наш выдающийся симременник. Благодаря его архелогическим исследованиям мы имеем целый ряд непревзойдённых по своей полноте и доскональности трудов в области славянских древностей. Особой популярностью пользуются его книга: «Язычество древних славян» и «Язычество древней Руси». Используя данные новейшей науки, академик Рыбаков обобщил огромный фактический материал, систематизировал его и создал собственную концепцию дохристианской цивилизации на Руси. Он по сути открыл для многих языческий мир предков, ибо в советское время иная литература на эту тему была либо недоступной, либо основательно забытой.
Первая книга, состоящая из трёх частей охватывает исторический период с IV-III-го тысячелетия до Р.Х. Часть 1 «Глубокие корни» содержит периодизацию славянского язычества, обзор данных по каменному и золотому веку энеолита. Вторая часть исследует истоки славянской культуры и земледельческие культы праславян. Третья часть, посвященная славянской мифологии, рассказывает о рождении богов и богинь, в частности о культе Рода и Рожаниц. В ней анализируются мифы, предания, сказки, народная символика, сохранившаяся на вышивках и украшениях.
Вторая книга развивает тему предыдущего исследования и доводит его до эпохи Крещения Руси. Она также имеет трехчастную структуру. Содержание части 1-й «Язычники Трояновых веков»: Предки Руси, Погребальная обрядность. Святилища, Идолы и игрища, Календарные черты и резы. Часть II «Апогей язычества»: На пороге государственности. Язычество северных окраин. Жреческое сословие Древней Руси, Противоборство язычества и христианства, Языческая реформа князя Владимира. Часть III «Двоеверие»: Дом в системе языческого мировозрения. Народные обереги, Язычество в городском быту. Языческие обряды и празднества. Историческое развитие славяно-русского язычества.
Хотя исследования Б.А.Рыбакова отмечены печатью советской атеистической науки, они подкупают своей любовью к русской античности и пафосом преданного служения отечеству.
Владимир Шуклин. Мифы русского народа, «Банк культурной информации», Екатеринбург, 1995, 335 стр.
Исследование екатеринбургского ученого Владимира Васильевича Шуклина «Мифы русского народа» новейшее и одно из лучших в области отечественной фольклористики. Опираясь на достижения современной науки, оно охватывает всю проблематику традиционного русского космоса: начиная с методологии изучения и заканчивая литературными иллюстрациями. Рассмотрев сначала миф как таковой, в сравнении с ритуалом, обрядом, легендой, сказкой и былиной, автор приступает к изложению истории русских мифов и их анализу. Он прослеживает формирование древнейшего пантеона наших предков, погружает читателя в мифологическое пространство, с его небесными и земными стихиями. Здесь всё подчинено не нашему современному, а по-древнему понимаемому времени. Здесь всё окутано тайной мифа: рождение человека, его жизненый путь и его смерть. Дом, двор, лес, поле, звери, птицы и животные — всё это находит оригинальное отражение в коллективном народном мифе. Историю богов и героев Шухлин показывает в развитии. Старших богов сменяют младшие, затем приходят великаны и богатыри, за ними — сказочные герои и героини. Книга Шуклина удивительно стройна и ясна по своей внутренней структуре и композиции, что свидетельствует о высоком профессионализме автора. Некоторую сухость стиля, неизбежную в подобного рода исследованиях, дополняет приложение, где собраны стихи русских поэтов на мифологические сюжеты. Здесь и «Хоры Перуну» А.Муравьёва, и посвящения П.Бутурлина — Стрибогу, Даждьбогу, Велесу и Ярилу, и аналогичные сочинения С.Городецкого, и вся классика, включая «Русалку» Лермонтова и «Мировое древо» Бальмонта. Монографией Владимира Шуклина издательство «Банк культурной информации» открывает серию «Мифы народов мира». Премьеру эту можно считать удачной. Не зря местный Институт развития регионального образования порекомендовал книгу «Мифы русского народа» в качестве учебного пособия для учащихся школ, лицеев и гимназий.
Ю.Петухов. «Дорогами богоа». Историко-мифологический детектив расследование. «Мысль», М., 1990, 296 стр.
Юрий Петухов — талантливый и плодовитый современный писатель с уже сложившейся репутацией. Он автор серии фантастических романов о звёздных войнах и мистических приключений, редактор выпускаемой им газеты «Голос Вселенной». Книга «Дорогами богов» открывает серию «Подлинная история русского народа. 12 тысячелетий.» Она повествует о судьбах протославян-индоевропейцев, которых автор считает прародителями народов Европы, Ирана и Индии, заложивших основы цивилизации Древнего мира и современности. Обобщая огромный фактический материал о русском и праславянском язычестве, Ю.Петухов предлагает свою собственную интерпретацию древнейшей истории наших предков и их мировоз-рении. Подробно разработаны культы бога-громовержца Перуна, Белеса, Сварога, троичных богов и пр. На основе собственных исследований автор предлагает несколько схем-рисунков, моделирующих древнюю мифологию. Смелые обобщения Ю.Петухова наверняка вызовут споры и возражения у других исследователей русской старины, а это м требуется для оживления научного интереса к данному кругу проблем.
В.А.Сафронов. «Индоевропейские арародины.» — Горький, Волго-Вятское Книжное издательство, 1989г., 398 стр.
В научной монографии Владимира Александровича Сафронова, видного современного археолога и исследователя древнейших цивилизаций, предпринята первая попытка систематизации огромного количества фактического материала, специальной литературы, а также теоретических гипотез о происхождении индоевропейцев. Благодаря новой методологии, сочетающей исторический, археологический и лингвистический анализ, ученому удалось вычленить три основных прародины индоевропейцев: в Малой Азии, на Балканах и в Центральной Европе. В.А.Сафронов считает, что древнейшая мировая цивилизация зародилась на Балканах в 5-4 тысячелетии до н.э. Он называет ее «культурой Винча» и доказывает, что она имела свою письменность, религию, города, ремесла, колесный транспорт. Позднее эта праиндоевропейская культура распространилась по всей Центральной Европе: от Скандинавии до Дуная, и от Рейна до Прикарпатья.
Книга В.А.Сафронова состоит из трёх частей. В части первой: «Локализация трёх индоевропейских прародин» автор дает подробный анализ историографии вопроса, рассматривает проблемы раннеиндоевропейской прародины, экологические ниши более поздних прародин, обобщает результаты археологических раскопок культуры Винча на Северных Балканах, прослеживает её влияния в других европейских регионах, набрасывает итоговый портрет праиндоевропейского общества. Вторая часть называется «Распад индоевропейской общности и великие миграции индоевропейцев в III тыс. до н.э.». В ней исследуются причины евразийских миграций наших предков, рассматривается зарождение протогреческой цивилизации, а также древних культур в Причерноморье, Подунавье, Прикарпатье, Попрутье. Часть третья: «Связи индоевропейцев с иноязычными народами» посвящена отношениям ариев с семитами, картвело-индоевропейскому ареальному союзу и вкладу прасеверно-кавказского субстрата в древнейшие культуры Восточной Европы.
Монография, написанная в строго академическом ключе, имеет в конце исчерпывающий список научной литературы, тематические иллюстрации и карты, рецензии коллег-специалистов, а также резюме на английском языке.
Книгу В.А.Сафронова можно порекомендовать прежде всего тем, кто всерьез пытается разобраться в вопросе об истоках индоевропейских культур, давших миру «Махабхарату» и «Авесту», «Илиаду» и «Одиссею», эпос германцев, славян и других родственных народов.
Ю.Шилов «Прародина ариев»: история, обряды и мифы. Изд. «Сиито», 1995г., 744 стр.
Фундаментальное исследование украинского учёного Юрия Алексеевича Шилова посвящено изучению прародины арийских племен в Поднепровье. Книга представляет собой расширенную и переработанную версию научно-популярного издания «Космические тайны курганов», М.1990. Работа основана на материале, полученном при раскопках в северном Приазовье и Северном Причерноморье. Архелогические находки относящиеся к культурным слоям II-IV тысячелетия до н.э. в сопоставлении с лингвистическими данными позволили автору осмыслить и истолковать мифы древних курганов, которые обнаруживают близость к мифологии индоарийской Ригведы. Доказано родство праславянского и древнеиндийского миров. Рубеж исследованной дописьменной истории Восточной Европы отодвинут на три тысячелетия вглубь: со скифо-киммерийских времен до эпохи древнейшей из известных цивилизаций — Аратты, зарождения Шумера и формирования между ними «Страны оратаев» — Ариана.
Книга состоит из семи глав: 1. Открытие прародины ариев; 2. Погребальный ритуал, 3. Жертвоприношение животных и растений; 4. Магия орудий и оружия; 5. Одежда и оберега; 6. Семантика и орнаментация посуды; 7. Могилы и культовые углубления; 8. Святилища и курганы. В заключении даны итоги и намечены перспективы изучения прародины ариев. В конце издания имеются иллюстрации, карты, подробный список литературы, содержащий более тысячи названий.
«Прародина ариев» — настоящая сенсация для научного мира. И хотя книга написана академическим языком, она сразу же после появления стала бестселлером.
Книгу Ю.Шилова и другие издания «Синто» можно заказать по адресу : 252010 , Киев, пер. Инженерный, 4-Б , тел./ факс 290-04-12.
С.Г.Антоненко. «Русь Арийская. Непривычная правда». Историко-религиозная ассоциация «Солнце Севера». М.,«Паллада», 1994, 95 стр.
Предлагаемая вниманию читателей работа историка религии и теолога Сергея Георгиевича Антоненко выделяется среди многочисленных в последнее время публикаций, посвящённых проблеме индоевропейской общности и взаимовлияния культур арийских народов. Основываясь на данных древнейшей традиции и современной науки, автор делает достаточно радикальный вывод о прямой генетической связи между ведической и авестийской культурами, получившими распространение в странах Древнего Востока, и культурой славяно-балтийской общности. «Начало Руси — не в новгородских болотах и не на днепровских кручах. Тайну его хранят могучие вибрации санскрита— языка древних ариев. От священных гор Меру и Хараити лежал путь наших предков», — таким могло бы быть резюме данной книги.
Брошюра выпущена в серии «Этническая история», при участии аналитического центра «Альфа и Омега». Оформлена она репродукциями с картин И.Глазунова, К.Васильева, а также из изданий «Бхактиведанта бук траст».
Издание адресовано всем, кто интересуется историей Отечества и проблемами самосознания Русской нации.
А.Дугии. «Гиперборейская теория. Опыт ариософского исследования». М. «Арктогея», 1993 год. 124 стр.
Книга современного метафизика-традиционалиста, эзотерика и политика Александра Дугина, издающего журналы «Милый Ангел» и «Элементы», подробно и добросовестно излагает теорию немецкого историка и археолога Германа Вирта, посвящённую загадкам древнейшего сакрального алфавита ариев. Это исследование — о древнем знании арийской расы, о её мифах, символах, религии, о её Северном, Полярном происхождении. В книге подробно расматриваются два поколения рунического письма, а также метафизические принципы гиперборейской традиции. Проблема Гипербореи и раньше интересовала русских ученых. Весьма ценные данные, например, можно найти в исследовании Наталии Гусевой «Глубокие корни», включенной в сборник «Дорогами тысячелетий» М., Молодая Гвардия, 1991 год. Но именно в книге А.Дугина дано доскональное изложение наиболее важных аспектов Гиперборейской теории. Издание сопровождается рисунками, схемами и редкими иллюстрациями.
Г.С. Гриневнч. «Праславянская письменность. Результаты расшифровки». М, «Общественная польза», 1993 год. 323 стр.
Книга посвящена изложению результатов дешифовки праславянской письмености, существовавшей у славян задолго до Кирилла и Мефодия. Этой письменностью, по словам автора, выполнены древнейшие на Земле Тэртерийские надписи (V тыс. до н.э.), а также протоиндийские надписи (XXV — XVIII вв. до н.э.); критские надписи (XX — ХIII вв. до н.э.) в их числе, исполненные «линейным письмом А», «линейным письмом Б» и Фестский диск; этрусские надписи (VIII-II вв. до н.э.) и надписи, найденные на территории современного расселения славян и исполненные так называемым письмом типа «черт и резов» (IV — Х вв. н.э.).
По мнению специалистов, результаты дешифровки праславянской письменности, полученные автором книги, являются открытием нашего века. Они позволяют прочесть неизвестные ранее страницы древнейшей истории славян и по-иному осветить древнейшую историю мировой цивилизации, в развитии которой роль славян была ведущей.
В книге приведено большое число древних надписей, даются их чтения и переводы. Книга написана в доступной, популярной манере и рассчитана на массового читателя.
О.Н.Трубачёв. «В войсках единства», М., «Наука», 1992 г., 186 стр.
О.Н.Трубачёв. « К истокам Руси. Наблюдения лингвиста.», М., Меж-дународный фонд славянской письменности и культуры, 1993 г., 68 стр.
Другому аспекту языкового единства славян посвящены последние публикации выдающегося современного лингвиста, академика Олега Николаевича Трубачёва. Первая из рецензируемых его книг представляет собой сборник выступлений на празднествах св. Кирилла и Мефодия в Новгороде, Киеве, Минске и Смоленске. Она вскрывает корневое родство древних топонимов, имён и понятий наших предков. Каждая из глав посвящена определённому ареалу: «Великий Новгород», «Откуда есть пошёл Киев», «Взгляд на этногенез белорусов», «Смоленские мотивы».
Аналогичная методология использована учёным при исследовании истоков Аэовско-Черноморской Руси, где с давних времён было Тмутараканское княжество, а ныне Таманский район Краснодарского края. Именно здесь, по мнению О.Н.Трубачёва, находилась одна из древнейших русских колоний, воспоминания о которой сохранились в корнях местных названий и слов. Работа «К истокам Руси» подготовлена к Празднику славянской письменности и культуры в Крыму, где в рамках научной конференции были изложены основные её положения. Хотя обе брошюры написаны специальным языком современной лингвистики они представляют большой интерес для тех кто интересуется истоками общеславянского единства и индоевропейского единства.
Под редакцией академика Трубачёва в 1994 году в серии «Русская энциклопедия» издан новый словарь «Русская ономастика и ономастика России», где помимо статей о географических названиях и именах есть разделы по мифологии и теонимии.
Гобарев В.Н. «Предыстория Руси». В двух частях. М., Менеджер, 1994 год. 682 стр.
Книга Виктора Михайловича Гобарева посвящена периоду, практически неизвестному современным читателям. Это первое в отечественной и зарубежной литературе исследование истории борьбы за независимость древних народов Центральной и Восточной Европы. Оно охватывает эпоху со второго тысячелетия до н.э. по IV век до н.э. Написанная под редакцией профессора В.А.Золотарева «Предыстория Руси», по своей добросовестности является научной, а по языку и увлекательности — популярной.
В первой части книги помещены обращения к читателю, предисловие и первые пять глав: 1) Таргитай и Радигощ в войнах бронзового века: рождение первых праславянских героев. II тыс. до н.э. 2) Святовит и чёрнолесские праславяне отражают первую кочевую волну. XI-IX вв. до н.э. 3) Сварог, Сварожич и Братья-Кузнецы против киммерийских кочевников. VIII в. до н.э. 4) Колаксар, Липоксар и Арпоксар в борьбе с лучшей конницей древнего мира. VII в. до н.э. 5) Битва за праславянский хлеб: подвиг Колаксарова сына. Вторая половина VIIв. до н.э.
Во второй части — три последние главы: 6) Богатырь Светозар, вождь Бодрич и невры-оборотни сражаются со скифскими всадниками VI в. до н.э. 7) Витязь Световик и другие сколоты в боях с персидской армадой Дария I. Конец VI-V в. до н.э. 8) Богатырь Зорькин и его дружина: как праславяне помогли скифам остановить македонскую фалангу IV в. до н.э.
В конце книги даны послесловие, указатель источников из 132 названий, подробный словарь-комментарий, именной словарь, словарь исторической географии, а также иллюстрации, собранные в виде приложения. «Предыстория Руси» В.Н.Гобарева вызвала мгновенный интерес у широкого круга читателей и этот интерес продолжает возрастать.
А.К.Белов. «Славяно-горицкая борьба». М„ 1992. 135 стр.
Глава Национального клуба древнерусских ратоборств Александр Белов известен широкому кругу читателей по серии публикаций о славяно-горицкой борьбе в журнале «Наука и религия». Эти публикации, дополненные и расширенные, легли в основу рецензируемой книги. Много места в ней уделяется древней истории славян, их традициям и религиозным культам. «Русы: миф или этнос?», «Варяги: Норманы или ...?», «К неолитическому корню», «Род — хранитель кастовых знаний», «Первое разделение боевых искусств» — таковы темы первой части книги. Далее следует ряд популярных очерков о развитии ратоборств в России. Написаны они литературным языком и снабжены рисунками, скопированными со старинных книг а также выполненными самим авторам. Сердцевину сборника составляют инструкции для желающих освоить практические методы воинских искусств предков. Видно, что Белов — мастер своего дела, и знает, о чём пишет не по-наслышке, а по собственному многолетнему опыту. Этот опыт бойца он передаёт в созданном им центре. Национальный клуб древнерусских ратоборств проводит поточный семинар. Его слушатели проходят обучение по индивидуальным программам, получая по окончании курса диплом (справки по телефону в Москве: 323-20-87). В конце книги имеется реклама изданий Международной ассоциации боевых искусств «Шоу Дао» и Научно-Информационного центра «Здоровье народа», опубликовавшего книгу Александра Белова.
В.Б.Авдеев. «Преодоление христианства». Опыт адогматической проповеди. М., ТОО «Капь», 1993, 176 стр.
Книга Владимира Борисовича Авдеева, одного из наиболее ярких интеллектуалов в современной России, идеолога правого «неоязыческого» движения, это смелый вызов христианской религии. Он не повторяет известные аргументы Ф.Ницше, критической школы немецкой мысли и французского атеизма, а аргументирует свои взгляды опираясь на новые источники, которые стали достоянием науки в XX веке. В.Авдеев начал литературную деятельность с публикаций в «Литгазете» в духе древнеримских стилизаций, затем выпустил два романа: «Страсти по Габриелю» и «Протезист», продолжающие скорее европейскую нежели русскую литературную традицию. Историко-философский трактат «Преодоление христианства» посвящён проблемам нетрадиционных религий. В нём дается структурный анализ монотеистических и политеистических религий, намечаются перспективы развития новейшего «неоязыческого» мировоззрения. Сразу после выхода, антихристианская книга В.Авдеева вызвала возмущение в православных кругах и одобрительную реакцию в «языческих» общинах.
«Мифы и магия индоевропейцев». Под редакцией А.Платова. М., Менеджер., 1995 год., 256 стр.
Рецензируемый сборник — одна из наиболее серьезных попыток объединить интеллектуальные усилия современных мифологов, исследователей древних магических искусств индоевропейских народов. Первый выпуск открывается предисловием А.Платова «Индоевропейский миф о структуре мира». Далее следуют: рассказ А.Егорова о посвящении воинов, статья А.Барашкова «Календарь ведической Руси», очерк ЕЛазарева «Валаам — твердыня чудес», исследование А.Платова «Магия талисманов», изложение языческого учения кельтов и скандинавов по М.П.Холлу, материал А. Буниатяна «Индоарийская ведическая традиция в Армении» и статья А.Критов «Древнейшая история и мифология индоевропейцев в свете теософского эзотерического учения». В конце сборника помешены короткие заметки: «Гимн Бояна — древнеславянский рунический текст» В.Грицкова, «Святилища вятичей» А.Платова, «Реконструкция славянского прецессионного календаря — Великое Коло» А.Барашкова, Сравнительные параллели «Квасир и Квасура: из Влесовой книги и Младшей Эдды» и размышления Ф.Эльдемурова о тайне магического квадрата. Издание осуществлено на современной полиграфической базе, богато иллюстрирована, а также содержит рекламу новых книг по тематике сборника.
Обзор подготовил Павел Тулаев.
В последующих номерах «Наследия предков» мы продолжим обзор книг о наших истоках. Мы будем также давать подборки по другим темам русской истории и современности, и постараемся держать читателей в курсе того, что печатается в патриотической периодике. Поэтому просим издателей и авторов присылать на адрес редакции новые книги, журналы и газеты.