«Аратта — это гора, преисполненная мудрости;
она подобна вечерней заре, идущей к своему дому
изгоняющей тьму пред своим светлым ликом;
Она подобна Луне, вздымающейся на небеса,
лицо которой источает сияния.»
Из шумерской поэмы III тыс. до н.э.
“Энмеркар и верховный жрец Аратты”
Принято полагать, что арии заложили основу индоевропейской цивилизации. Но это не так. Ибо пять арийских племен, достигнувших Инда из долин Днепра, Дона, Кубани, Волги, Урала нарекли свою новую родину Бхаратой — «Божественной Аратой»; есть в Индии и провинция Арата. Всё это — в честь прекрасной страны, породившей также шумерскую Аратту, иранскую Аратту — Арту, этрусскую Артану, древнерусскую Арту — Арсанию, легендарный греческий Ортополис и доныне бытующую украинскую Артаплот. Это все восприемники действительно древнейшей в мире цивилизации (государственности), традиция которой наилучше сохранилась в Бхарате — Индии.
Из доиндийских Аратт — «кочевавших» с конца VII тыс. до н. э. центров индоевропейского мира — наилучше известна шумерская, сопоставленная недавно одним из украинских археологов-триполиеведов с городищем Шахри-Сотхе (на границе Ирана и Афганистана). Данная Аратта в низовьях р.Хильмунд представляла собой уру (аналог будущих древнегреческих полисов и древнерусских «городов и весей»). Некогда выходцы из этой Аратты основали известный шумерский Урук, верховный жрец которого Энмеркар попытался затем через своего коллегу из Аратты добиваться подчинения былой метрополии. Для исполнения столь нечестивого замысла, Энмеркар на какое-то время склонил на свою сторону Инанну, верховную богиню-покровительницу Аратты...
Много раз носил гонец приказы и отговорки от одного к другому жрецу. Потом последовали обмены дарами: зёрна пострадавшей от страшной засухи Аратте на материалы и мастеров для обустройства храма Энлиля в Уруке. А там уж Инанна вновь обратила лик к своему изголодавшемуся народу, оросила дождем поля и реки Аратты — устроила там празднество в честь воскресения своего возлюбленного Думузы... Оканчивается же поэма поучением Энмеркару, что дела следует улаживать не войной, а миром.
Есть основания полагать, что не только Урук, но и другие города — государства Шумера выводили себя из Аратты. На древнейшее её местоположение указали глиняные таблички с протошумерскими письменами, более сотни которых найдено уже в Подунавье. Однако наибольшей историко-археологической сенсацией последних лет стало открытие московским шумерологом А.Г.Кифишиным надписей Каменной Могилы в пойме Молочной (у Мелитополя). Наряду с десятками строк древнейшей в мире летописи, учёный обнаружил также своеобразные географические карты верхнепалеолитической и последующих эпох, так и непонятным ранее географическим сводам из библиотек Шумера. Анатолий Георгиевич выдвинул следующую концепцию зарождения Аратты:
Примерно к XII тыс. до н. э., ещё во времена таяния ледника и существования мамонтов, была сакрализована благоприятнейшая для охотников территория от Крыма до Карпат, от Подолья до Подунавья. Этот квадрат, праобраз аратто-арийской Вары, был разграничен жрецами и проч. наподобие «мальтийского креста»: противолежащие концы поочерёдно становились то охотничьими угодиями, то заповедными зонами... С этого-то и началось становление «Солнцеподобной» Аратты. Из её многочисленных святилищ вскоре выделилась Каменная Могила — уникальное, подобное пчелиным сотам, геологическое образование: холм из песчаниковых плит, образующих бесчисленные пещерки, гроты, навесы. На протяжении ХII-III тыс. до н.э., а местами и до середины I тыс. н.э., они были едва ли не сплошь покрыты довольно реалистичными изображениями,символами и — примерно с середины VII тыс. до н.э. — письменами. А.Г.Кифишину удалось расшифровать календарное обозначение 11582 г. до н.э., а также указания на мифологические даты начала XX тыс. до н.э.
Между тем с IX тыс до н.э. на Ближнем Востоке, особенно на территории «полумесяца плодородных земель» вдоль восточного побережья Средиземного и южных побережий Черного, Каспийского, Аральского морей, — началось становление нового хозяйственно-культурного типа. На смену присвающему (охоты и собирательства) всё интенсивнее внедрялось производящее хозяйство (скотоводство и земледелие). Разворачивалась так называемая «Великая неолитическая революция» (Г.Чайлд), породившая земную цивилизацию (государственность).
С начала VII тыс. до н.э. лидером становления древнейшей на Земле цивилизации становится западная оконечность «полумесяца плодородных земель», в особенности малоазийское поселение Шуэден-на-Ки-Дуг (современный Чатал-Гуюк). Английский археолог Дж.Мелларт раскопал здесь — на прародине индоевропейских племен — «жреческий квартал», где на протяжении тысячелетия было сооружено более 40 храмов. Они представляли собой довольно большие однокомнатные помещения с алтарями и настенными изображениями календарно-зодиакальных сцен; южная стена при этом уподоблялась белому экрану, который совместно с люком в потолке над нею служил для наблюдений за кульминациями небесных светил.
Интенсивное земледелие в совокупности с примитивной мелиорацией привело к а) демографическому взрыву и б) засолонцеванию орошаемых полей. На данную катастрофу наложилась и геокосмическая, обусловленная перепадами солнечной активности и вулканическими извержениями в Средиземноморье... И вот, ввиду таких обстоятельств, жрецы-правители Шуэден-на-Ки-Дуга («Руки-закона степи Земли Всеблагой», по расшифровке Кифишина) около 6200 г. до н.э. совершают разведочную экспедицию вокруг Чёрного моря с целью выявления районов для расселения. Неизвестно, обошла ли экспедиция все побережья, побывала ли и в других регионах — однако факт посещения его Каменной Могилы (Шунуна по А.Г.Кифишину, открывшему вышеуказанный факт и произведшему все излагаемые здесь дешифровки) не вызывает сомнений.
К данному открытию отечественные археологи подходили давно и с различных позиций. Ещё в 30-е годы В.Н.Даниленко начал раскопки не только полузасыпанных гротов Каменной Могилы, но и одновременного с её святилищами многослойного поселения возле неё. Позже исследователь обратил внимание на то, что именно на этом поселении уже в VI тыс. до н.э. впервые в мире появился одомашненный крупный рогатый скот, а специфические каменные сосуды имеют аналоги лишь в Чатал-Гуюке. Тогда же, в 60-70-х годах Д.Я.Телегин в содружестве с антропологами показал сосуществование с VII тыс. до н.э. (если не раньше) в низовьях Днепра как палеоевропейских потомков охотников за мамонтами, северными оленями и проч. (вспомним гипотетическую Аратту тех далёких времён!), так и восточно-средиземноморских пришельцев. О.Н.Бадер предположил (и безрезультатно тогда попытался склонить к этой мысли А.Г.Кифишина), что среди сотен и тысяч рисунков и знаков Каменной Могилы немало подобий шумерским или же протошумерским письменам... Однако час открытия пробил лишь в 1994-1996 годах, когда Кифишин, заинтригованный автором данной статьи и предоставленными им публикациями В.Н.Даниленко и Б.Д.Михайлова (директора музея-заповедника «Каменная Могила»), посетил этот «самый выдающийся памятник Древнего Мира, неизмеримо превосходящий своим значением любой из доныне известных нам памятников времён становления земной цивилизации». Ибо здесь, обрамляя древнейшие в мире списки мифических и легендарных правителей — Энлиля, Думузи и многих других — впервые рассказано о происхождении сущего...
Странствующие жрецы малоазий-ского Шуэден-на-Ки-Дуга скопировали невиданые доселе письмена (здесь же, в приднепровском Шунуне, изобретённые) и, возвратившись на родину, запечатлели их на рельефе Праматери Сущего (из храма N°23/VIII, по Мелларту). Её нынешняя радиокарбонная дата 6200 до н.э. (до Рождества Христова) может считаться, с известной долей условности, началом всемирной цивилизации-государственности. Ибо спустя короткое время в новом — уже не малоазийском, а придунайском центре расселяющихся индоевропейских племён — возникает первая в мире держава, назвавшаяся Араттой. Возможно, в честь более ранней (ещё не государства, а только страны, обжитой охотниками постледниковой эпохи), упомянутой выше.
Письменность придунайской Аратты — уже более 50 лет изучаемая специалистами Румынии, Болгарии, Венгрии, а теперь и России — открывает пред нами строй, неизвестный «историческому материализму» или марксизму. Опираясь также на археологические данные, можно судить, что государственность Аратты вырастала из периода не «военной», а (впервые выделенной и названной Ю.А.Шиловым) «священной демократии» — когда не воин, а священнослужитель («первобытный интеллигент») возглавлял своих соплеменников. Кроме того, это государство не было классовым и рабовладельческим, а было оно общинно-иерархическим или же «первобытно-коммунистическим». Не вызывает сомнений, что в Аратте тоже были свои трудности и противоречия, однако же в фольклоре и священных книгах индоевропейских народов Аратта-Бхарата-Арта-Ортополис-Артаплот остается аналогом Золотого Века и Божественного Миропорядка.
Одновременно с возникновением придунайской «Солнцеподобной страны (земледельцев)» Аратты — гораздо более известной ныне под условным названием «археологическая культура Старчево-Кереш» — до Шунуна (на Левобережье низовьев Днепра) протянулись родственные «Буго-днестровская», «сурско-днепровская» и «приазовская» архологические культуры. Это были пока ещё безгосударственные, первобытнообщинные форпосты индоевропейской Аратты. С середины V тыс. до н.э. они стали базой для перемещения её центра на Правобережье Днепра, особенно на территорию между Бугом, Синюхой и Росью.
Из глиняных табличек подунайской Аратты известно, что в середине V тыс. до н.э. бог земных недр Кулла и богиня степей Гатумдуг (имя которой открывает мифологическую летопись Каменной могилы или Шунуна — «Руки-закона владычицы») прекратили ссоры и объединились против нашествия с юго-востока «воинов богини Ишхары» (очевидно, предтечи хурритской Ужхары и арийской Ушас). Таким образом, а также сменой господствующих археологических культур и проч. засвидетельствован приток в Европу второй значительной волны индоевропейских племён с их малоазийской прародины. Пришельцы утвердились в Подунавье и прилегающих областях, породив культуры Винча-Лендель и т.п., тогда как родственные им предшественники сместились ближе к Поднепровью, породив культуры Кукутени-Триполье (по названиям современных населённых пунктов, где впервые были обнаружены археологические памятники соответствующих типов).
Сместившись к Днепру, центр государства Аратты достиг в IV тыс. до н.э. апогея своего развития. Укрепилась система уру-полисов — автономных городов, окруженных полями, угодьями, сёлами. Площадь этих городов достигала 300-500 га, они имели по несколько тысяч одно-трёхэтажных домов с хозяйственными пристройками и помещениями, до 20-40 тысяч жителей. В центре находилась большая площадь-майдан, окружённая обычно тремя улицами (причём внешний ряд домов соприкасался и образовывал подобие крепостной стены) и менее регулярными застройками; строения были каркасные, в основном деревянные, обмазанные и раскрашенные в белые и красноватые тона. Каждое жилище имело алтарь — глиняное возвышение округлой, крестообразной или человекоподобной формы, уставлявшийся разнообразной посудой, моделями святилищ чатал-гуюкского и других типов, а также статуэтками различных богинь. Судя по надписям, особенно почитались Инанна и некие её близнецы (предтечи Артемиды и Аполлона?). В аэрофотоснимках и геомагнитных планах некоторых поселений угадываются символы Солнца, Змия-вседержителя и «стопы Вишну». Одесским археологом К.В.Зиньковским выявлен поразительный обычай периодического (очевидно, после истощения окрестных полей и перенесения полиса в иной, необжитый район) самосожжения араттских городов и сел. Данный мифоритуал был изначально связан с институтом Спасительства (ритуального, прилюдного самоубийства престарелых вождей, становившихся таким образом «посланниками к богам» и снимавшими общественные противоречия между бытием-и-небытием), заложив затем основы учения о «дне Брахмы» — вселенских циклах самозарождения сущего из «золотого (огненного) зародыша», прохождения через четыре больших периода — юги, и сгорания-обновления во имя следующего витка развития...
Надписи приднепровского Шу-нуна и его северомесопотамского тёзки засвидетельствовали генетическую связь Аратты и Шумера. Первая из них примерно в то же время, в середине IV тыс до н.э., стимулировала и формирование ариана-общности степных скотоводов-кочевников, через земли которых пролегал путь из «Солнцеподобной» в «Страну»; а также на малоазийскую прародину всех этих индоевропейских народов.
Был и другой путь — морской, связующий причерноморскую часть Аратты («усатовская археологическая культура позднего Триполья» современной Одесщины) с Малой Азии. Очевидно, что Огигосов поток конца III тыс. до н.э. стимулировал переселение многих «усатовцев» в малоазийскую Троаду, письменные источники которых засвидетельствовали затем племена лелегов-пелазгов-венедов и др., до и после Троянской войны переселявшихся оттуда в Италию и далее в Прибалтику и Поднепровье. Что касается шумерской ветви Аратты, то она была в значительной мере семитизирована и трансформировалась в Вавилонию. А вот арийская (индоиранская, как условно называют ученые) ветвь укоренилась на протяжении II тыс. до н.э. в Иране и в Индии, сохранив там доныне пиетет пред дунайско-днепровско-хильмундской Араттой; в Бхарате-Индии она существует поныне.
Свой краткий очерк хочу завершить указанием наиболее очевидных свидетельств сохранения араттской традиции в восточнославянской культуре.
Прежде всего вспомним о том, что княжество(?) Арта-Арсания сохранялось в составе Руси до монгольского нашествия, а Артаплот (река и долина на Полтавщине) существует поныне. Во времена древнегреческого «отца истории» Геродота и запечатленных им преданий середин II-I тыс. до н.э. образ этого государства проступает в именах родоначальников племен Поднепровья: Колаксай (иранский Сколах-шайя) и Арпоксай — цари сколотов, Гелон — основоположник одноименного города; отцы первых двух — Таргитай и третьего — Геракл. Колаксай — это «Солнце-царь»; Арпоксай, возможно, несколько искаженное «Царь Арты»; Гелон родственен Илиону (Трое) — «Солнцу». Так что здесь вполне вероятны праславянские и др. кальки с «Солнцеподобной» Аратты. Почитание Таргитая (скиф.) и родственных ему Таргелия (пелазгийско-греч. эпитет Иллояса-Аполлона, родственника слав. Купалы), Тарха Тараховича (рус.) и многих других было широко распространено в индоевропейском мире. То же можно сказать о пелазгийско-греческом Геракле — «Герой прославленный» или же Ярославе. Богиня Гера родственна германскому «Году»-Иару, а также славянскому Яриле; особенно близка ей Белорусская Ярила, представлявшаяся белой девушкой на белом коне, со снопом и человеческой головой в руках... Всё это имеет соответствия в восточнославянской этнографии. В том числе и упомянутые выше лелеги-пелазги. Оба этнонима — самоназвание и греческий перевод — означают «аисты» или «лелеки» (по-украински). А эллины (по имени легендарного родоначальника), отпочковавшиеся всё от тех же араттов-лелегов-пелазгов, получили от последних прозвище греков («гракнив», по-украински «грачей») за преобладающий цвет волос. То обстоятельство, что греки считали родоначальника Пелазга гиперборейцем указывает на тождество легендарной «сверхсеверной» Гипербореи с приднепровской Араттой.
Сказанного достаточно для постановки вопроса об общем Араттском корне и славянской, и греческой, и скифской (поздней арийской) культур; о наибольшей сохранности этого корня именно в славянской культуре. Тем более, что в её Леле и Ляле с их Красной Горкой хранится живая память о доиндоевропейских ещё Энлиле и Нинлиле, первого из которых шумеры потом называли Кургалем — «Горой великой», предтечей наших курганов, на которых преимущественно и празднуется Красная Горка. К её, а также Великдней, атрибутам относятся крашеные и расписные яйца — в орнаментике которых на Украине сохраняется множество специфических композиций, восходящих к «Триполью»- Аратте.
Помимо обычного Великдня (Пасхи) на Украине сохранились и другие, заведомо дохристианские: Навский или Мрецкий, а также Рахманский Великдень — созвучный вышеупомянутому аратта-арийскому «дню Брахмы». При этом предания о лучших из пращуров и людей вообще рахманах соответствует брахманам, а Велик следует понимать не столько как «Великий», сколько как «Велесов» (производный от аратто-арийского Валы). Согласно легендам, «рахманы ушли из Украины за Синее море» (скорее, с частью араттов в малоазийскую Троаду, нежели с частью ариев в индийскую Бхарату); поэтому скорлупу крашанок-писанок надлежит бросать в реки, стекающие в Чёрное море — чтобы заморские (б)рахманы, увидав плывущую по волнам скорлупу, знали о наступлении Великдня на оставленной родине и могли слепить из этой скорлупы одно гигантское яйцо — прообраз «Золотого зародыша мироздания», о котором было упомянуто выше.