Публикую это просто, чтобы самому не забыть и не потерять. Есть данные, чётко связывающие папоротник с Перуном:

«До сих пор во всех славянских землях верят, что без огненного цвета папоротника ни за что нельзя добыть клада. (…) У хорватов он прямо называется Перуновым цветом (…)

О папоротнике рассказывают, что цветовая почка его разрывается с треском и распускается золотым цветком или красным, кровавым пламенем, и притом столь ярким, что глаза не в состоянии выносить чудного блеска; показывается этот цветок в то же самое время, в которое и клады, выходя из земли, горят синими огоньками. Так в ночь на Светло-Христово Воскресенье, когда запоют в церквах: «Христос воскресе!» — развертывается дивный цветок во всей своей красе и в тот же миг увядает: листочки его осыпаются и бывают расхватаны нечистыми духами (…) (Херсонск. губ. ). Другая ночь, в которую цветет папоротник, бывает среди лета — на Ивана Купалу (…) Сверх того, папоротников цвет распускается и в бурно грозовые летние и осенние ночи, известные под именем воробьиных или рябиновых. В Мосальском уезде существует поверье, что в каждом году непременно бывают три «рябиновы» ночи: одна в конце весны, другая в средине лета, а третья в начале осени, или первая — когда цветет рябина, вторая — когда начинают зреть на рябине ягоды, и третья — когда ягоды эти совершенно поспеют». [Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Том 2. Источник: http://kolohod.narod.ru/Library.htm]

А есть сведения, говорящие о его связи с Солнцем:

«В день Креса (24 июня) Царь-Солнце, по поверью хорватов, пирует в своих чертогах, и тогда лучи его, которые он пускает по свету стрелами, во все стороны, играют в воздухе. Папороть называется хорватами «sunčec»; говорят, что он расцветает, когда солнце победит чёрного волка, и что нечистые духи хотели бы не допустить цветка до расцвета, но не могут». [Срезневский И. И. Об обожании солнца у древних славян. Санкт-Петербург, 1846. Стр. 45.]

Вариативность традиции…

Поиск

Журнал Родноверие