"Наречение светлым именем", 1995 год.

Хотим рассказать, как в наших общинах Трояна проводится обряд наречения именем:

Усадить человека на ветки, сено или чурку, обвести это место замкнутым кругом. Круг можно очертить ножом, который потом оставляется в земле. Затем омывают голову (родничок) водой и срывают с человека старую, ненужную ему рубаху. Топчут ее и с приговорами: «Прощай жизнь старая, здрава будь жизнь новая» — сжигают. Волхвы делают очищения стихиями. Обносят огнем, сыпят зерном, брызгают водой, обдувают воздухом (чистят дыхание) и делают пассы руками типа «Бесконтактного массажа» (чистят энергию).


Слева — Богумил, справа — Везнич

Очищение обычно проводят несколько волхвов (жрецов). Они же далее обходят нарицаемого по кругу, держа свои правые руки возле его головы. В это время они протяжно возглашают кличи – ГОЙ или СВА – три раза. После, подняв руки к небу, торжественно восклицают: «Нарицаемо имя тебе …», далее произносится имя, которое нарицаемый выбрал себе сам. Восклицают также три раза. Круг разрывается, нареченному дается горсть зерна для его первого жертвоприношения. Нового члена общины поздравляют, все рады.

Надеемся, что этот обряд не только украсит сборы и празднества ведических общин, но и поможет укрепиться на ведическом пути принявшим новое, светлое имя. Слава Роду! Слава Сварогу! Слава Трояну!

Автор: Богумил, Глава обнинской ведической общины «Триглав» , Ревнитель Трояна.

Источник: «Родные просторы» № 1 (25), 1995.

P.S.


Волхв Богумил

Этот же текст, почти дословно был воспроизведен в трех изданиях книги «Мир славянских Богов» (1997, 1998, 2000). Первые два – мои совместно с В. Казаковым (глава ССО), третий – под его именем, т. е., по сути дела, как бы являет уже их собственную традицию, хотя данный обряд, и так ясно откуда.

Впоследствии, обряд претерпел некоторые изменения: омовение родничка соединилось с кроплением водой, разрывание рубахи стало проводиться после очищения, к другим очищениям добавилось очищение силой железа – над головой и вокруг тела посвящаемого сечется ножом или топором (к сему же приурочилось метание топора за спину).

Автор: Волхв Богумил, Обнинская родноверческая община «ТРИГЛАВ», 2005 (https://slavtradition.com/nasledie/obryady/1628-otvet-na-statyu-obryad-raskreshchivaniya-put-v-nikuda).

"Обряд Имянаречения", 2002 год


В центре — Млад, справа — Крада Велес
Данный обряд предназначен для Имянаречения одного взрослого человека, бывшего ранее христианином или непосвященным. Проведение обряда приурочивается к тому или иному Языческому празднику. В этом случае он проводится после основного праздничного обряда в светлое время суток. Тем не менее, обряд является отдельным, самостоятельным, и может проводиться отдельно от праздника, в другой день.

Для проведения обряда желательно:

Два жреца (волхва). Причем один из жрецов (волхвов) светлого направления,
второй темного направления.

Помощник жреца (волхва).

Мужчина — обрядовый отец Имянарекаемого.

Три женщины — обрядовая мать и две повитухи.

Сам Имянарекаемый.

Три покрывала (простыни), плащи, скатерти и т.д. и одна пеленка.

Творог, мед, молоко. Творог и мед можно заранее смешать в одном сосуде.

Рог для молока.

Чаша с водой.

Братина.

Национальная одежда для Имянарекаемого.

Обрядовый напиток — квас, пиво, брага, хорошее вино.

До начала обряда необходимо в стороне от места его проведения жрецу (волхву) темного направления разжечь жертвенный похоронный костер или специально сложить его, чтобы потом быстро зажечь.

Обрядовые отец и мать, повитухи выбираются самим имянарекаемым, если у него возникают сложности, то назначаются из числа членов общины или присутствующих на обряде (празднике).

Имянарекаемый обязан подготовить

Дары Богам:

Желательно бутылку хорошего красного вина, но можно и квас, пиво, брагу.

Хлеб, мясо (но не сырое, приготовленное) либо мясопродукт. Если финансовое положение не позволяет, то зерна овса или пшеницы.

Одежду:

Старую, которую не будет жалко потом сжечь. Старая одежда обычно есть у всех.

Национальная одежда — национальная обрядовая рубаха (ниже колен), для женщин до земли, пояс, лучше кожаный, а не веревочный, зимой желательна обувь.

Также нарекаемый должен предоставить угощение (пир) участникам обряда. Угощение (пир) выставляется исходя из финансовых возможностей Имянарекаемого. Перед началом обряда волхвы и жрецы обязаны объяснить обрядовым матери, отцу, повитухам их действия.

Обряд:
Первый Этап

Жрец (волхв) темной стороны берет нарекаемого за руку, выводит его на место проведения обряда. Затем обрядовым предметом или оружием обводит вокруг него круг, достаточно большой, чтобы в нем поместился лежащий взрослый человек, затем накладывает на круг защитные заклинания, чтобы из него не вырвались навьи. Заклинания или заговоры должны быть такими, чтобы прочно запечатать выход из круга, но проникновение в круг накладывающего заговор было свободным.

Когда все готово, жрец (волхв) наносит нарекаемому обрядовым оружием демонстрационные смертельные удары. Нарекаемый по сигналу жреца (волхва) падает на землю и принимает внутриутробную позу — прижимает руки и колени к груди).
После того, как нарекаемый упал, жрец (волхв) просит темных Богов забрать у нарекаемого все плохое, что было у него в жизни, все наносное, оставить только то, что принадлежит ему от природы, от рождения. Когда это сделано, жрец (волхв), разрывает защитный круг, снимает с нарекаемого одежду (что именно снимается, оговаривается заранее, до обряда, но лучше всего, если снимается вся одежда. Здесь нужно учитывать закомплексованность людей), накрывает нарекаемого покрывалом и уходит в другое место, к заранее подготовленному костру, где сжигает одежду нарекаемого, приносит обещанный дар и проводит для себя очищающий обряд. Затем он может по своему желанию присоединиться к идущему далее обряду.

Второй Этап

Жрец (волхв) светлого направления подводит к месту, где лежит нарекаемый, обрядовых мать, отца, повитух. Повитухи держат в руках покрывала, мать пеленку.
Жрец (волхв) поднимает руки вверх и обращается к Роду с просьбой даровать отцу и матери ребенка. Когда заявление закончено, обрядовая мать ложится на землю, а лучше садится и опирается спиной на березу. Повитухи закрывают ее с обеих сторон от посторонних глаз. После того, как ее закрыли, жрец (волхв) произносит славление на рождение ребенка. Ребенок родился. Одна из повитух передает обрядовому отцу свернутую пеленку, отец вместе с повитухами подходит к лежащему на земле нарекаемому и вместе с пеленкой сбрасывает с него покрывало. Повитухи обливают его водой — моют лицо, руки. Отец поднимает нарекаемого с земли, помогает подняться, одевает его и вместе с повитухами, которые поддерживают нарекаемого — просто касаются его руками, подводят его к матери, которая кормит его творогом, медом, поит из рога молоком. После того, как рождение, омовение и кормление закончено, отец обращается к жрецу (волхву) с просьбой дать имя вновь пришедшему.

Третий Этап — собственно имянаречение

Жрец (волхв) берет нарекаемого и выводит в центр проведения обряда. Это может быть капище, просто родовой столб или центральный праздничный костер. Жрец (волхв) выводит нарекаемого, ставит его перед присутствующими на обряде жрецами (волхвами), обрядовыми матерью, отцом, повитухами, гостями и задает вопрос:

- Кто в Роду твоем Старший?

Пращур Веры Великой Древа предков твоего?

Нарекаемый:

В Роде племени моем
Пращур Веры древа Предков
Род родитель, Бог Святой
Он всему дал свой устой!

Жрец (волхв):

- Старший! Древний!
В круг войди
Имя внуку назови
Имя внуку Освяти
Будь ты здесь и сейчас
Ожидаем мы тебя!
В круге нашем ждем тебя!

Все молчат и ждут. Ждут знака или сигнала. Приход знака или сигнала определяет жрец (волхв), проводящий обряд. После объявления о прохождении знака (сигнала) жрец (волхв):

- Древний пришел, имя принес!
Старший имя назвал
Имя внука освятил
Путь его определил
И звучит оно (Имя нарекаемого)

Затем жрец (волхв) благодарит старшего и трижды кричит ему славу! После этого наступает испытание нарекаемого:

- Встало Солнце Ясное
Пришло Имя Красное
Солнце в Имя вошло
Солнце правду дало
Осветило Светло
Имя светлым нарекло
Берешь Имя данное тебе

Нарекаемый

- Беру!

Жрец:

- Вода водяница
Древняя Сестрица
Водой Имя умывало
Чистым Имя называло
Воду Имени дала
Чистым Имя нарекла
Берешь ли Имя данное тебе

Нарекаемый:

-Беру

Жрец:

Ветер Молодец
Братец Удалец
Ветром слабость прогнал
Тягость Горесть разогнал
В Имя волю принес
Имя сильным нарек
Берешь ли Имя данное тебе?

Нарекаемый:

- Беру!

Жрец:

Мать Сыра Земля
Зерно спело принесла
Плоды многи народила
Достатком Имя наградила
Мать Земля щедра
Имя Богатым назвала
Берешь ли Имя данное тебе?

Нарекаемый:

-Беру!

Жрец:

Все в имени твоем
Принимаешь?

Нарекаемый:

- Да! Принимаю!

Жрец:
Принимаешь?

Нарекаемый:
- Да! Принимаю!

Жрец:
Принимаешь?

Нарекаемый:
- Да! Принимаю!

Жрец (волхв):

- Возложи вновь нареченный
Приношение перед Чуром Бога нашего (или огнем Бога нашего)
Для предка своего Старшего
Какие дары ты принес
Старшему Старших своих?

Жрец (волхв) побуждает, а если нужно и помогает нареченному возложить дары перед Чуром или в огонь.

Жрец (волхв)
- Прими Старший дар Младшего
Перед Родом своим и Богом Родом
Имя его утверди
Предки племени нареченного
Нитью свящующей станьте
К знаниям мудрости Вечной
Славного Рода Великого
Имя носящий Славное
Предков Славу продлит
Связь меж Родом и тобой
Сныне навсегда завязана
Пусть вечно будет
Замкнутый Круг!

Затем Жрец (волхв) обращается к нареченному

-Нареченный наш (Имя)
Наполни чашу-братину
Напитком Святым-Праздничным
Всех обойди да угости!
Пусть каждый примет Братину
Из рук твоих, До краев Наполненную
И слово скажет верное, напутственное

Жрец (волхв) или его помощник помогает нареченному обойти с братиной (Чашей) всех присутствующих на обряде. Каждый из приглашенных принимая чашу, произносит напутственное слово (желательно покороче, чтобы не затягивать обряд). Когда все обнесены чашей, жрец (волхв) выводит нареченного ставит его пред Чуром или лицом к присутствующим:

- Вот тебе две сторонушки
Светлая и темная

Жрец показывает рукой на небо и на землю.

День и Ночь две сторонушки
Вместе текут в путь зовут
Грань к Грани, Край к Краю
Вместе сливаются
Дают ровное цельное
Будь и ты таким!
Иди прямой дороженькой
Все стороны тебе открыты
От виднокрая до виднокрая
Помни, что дорога для идущего
Что Боги помогают только умелому
Смелому Со своей дороги не сходящему
Предков и Богов славящему
Землю, Род и дом хранящему
Имя свое грозно, честно держи
Заветы предков храни,
Детей своих им учи
Теперь ты с ними от века до века
Брат и родович от Рода Великого
Слава тебе (Имя нареченного)
Слава тебе (Имя нареченного)
Слава тебе (Имя нареченного)
Да будет так!

При этих словах "Да будет так", жрец (волхв) бьет посохом в землю утверждая и оканчивая свои слова. Если на обряде присутствуют другие жрецы (волхвы), то ведущий обряд наполняет чашу (братину) протягивает ее присутствующему жрецу (волхву):

- Чашу прими, слово скажи
Нареченному путь укажи!

И так каждому из присутствующих жрецов (волхвов). Когда все все сказали, ведущий жрец (волхв) ставит нареченного на одно колено:

- Если имя принял честно
Кривды нет на сердце твоем
Теперь слово твое
Наш Круг
Клятвой Имени Своего Скрепи!

Нареченный произносит клятву в свободной форме, как ему эта клятва на сердце легла. После принесения клятвы жрец (волхв)

- Теперь смотри! Теперь запомни!
Клятву твою Чур слышал
Огонь видел
Земля приняла
Вода вобрала
Ветер разнес
Все слыхали
Все видали
Ответ держать перед народом всем
Коль нарушишь клятву свою!
Понял ли сказанное тебе?

Нареченный:

- Понял и запомнил!

Затем Волхв:

Готов ли ты в Путь-дорогу дальнюю
Готов ли ты нести Имя — Честь древнюю

Нареченный:
-Да, готов!

Жрец (волхв) протягивает ему наполненную чашу

- Испей чашу полную
Чашу верную, честную
Рукой братской налитую
Без лжи и зависти
От сердца чистого
Пей и иди!
Дорогу свою освяти!
Все теперь! (все присутствующие повторяют последнюю фразу трижды)

Жрец (волхв) направляет движение нареченного по кругу, по ходу солнца, к выходу из Круга. Нарекаемый выходит, приглашает всех на пир — угощение.

Обряд закончен.

Авторы: Берегиня Крада Велес, Верховный жрец Перуна Млад, КЯТ, 2002.

"Имянаречение новорожденных", 2002 год


Верховный жрец Перуна Млад
Кто может проводить такой обряд? Волхвы или жрецы, а если нет посвященных, то обряд может проводить руководитель общины – верховода. Обряд имянаречения можно условно разбить на четыре основные части. Прежде всего о том, какие типы обрядов мы выделяем:

1) Обряды, которые проводятся на постоянно действующем капище – место, где установлены столбы Богов и жертвенные камни – Алатыри.

2) Обряды, проводящиеся на выбранных для этого местах, где нет капищ.

Эти обряды значительно отличаются друг от друга, поэтому в нашем описании будут приводиться оба вида.

Обряд имянаречения на постоянно действующем капище
для новорожденного мальчика.

Мальчика на капище приносит отец (или мужчина, старший в роду по мужской линии) и отдает его жрецу или волхву или верховоде. Пока жрец проводит подготовительные действия, отец и мать приносят жертвы Роду и тому, Богу или Предку, у которого просят для новорожденного особого покровительства, в честь кого хотели бы наречь ребенка. Если родители считают, что сын их сам выберет себе покровителя и стезю, они должны предложить имя отвлеченное, связанное с тем, что они ожидают от сына — например, Ждан (т.е. долгожданный), Радим (т.е. родной), или же даже в честь тотемного зверя, который будет оберегать сына — Волчок, Медведко... и т.д. Имя рождается родителями малыша, как оно придет к ним — долгими раздумьями вразговоре с волхвом или прозрением — это другой вопрос.

По поводу жертвы стоит отметить, что на общих обрядах, открытых, в жертву приносят только – пиво, брагу, сурью, мед, творог, хлеб, зерна злаковых растений, хлеб, цветы. Нужно сразу пояснить, что из этого списка родители сами выбирают, что приносить в жертву. Все сразу не нужно.

Жрец берет мальчика, распеленывает[1] его (в случае такой погоды, которая не угрожает здоровью младенца) и подносит его к столбу Рода и представляет нового члена рода, например:

- Великий Боже, отец Богов и народов, взгляни на мужа славного, возродившегося вновь, чтобы имя твое возвеличить, чтобы славу твою множить и крепить. Обрати свой могут взгляд на него, силу жизни всели в него, на продолжение рода благослови. Дары наши прими!

Помощник жреца приносит Роду благодарственную жертву. Затем жрец переходит к столбу того Бога или Предка, в честь которого имянарекается мальчик, но хочу предупредить, что малыш получает детское имя, которое он будет носить до обряда юношеской инициации. Жрец обращается к богову столпу[2].

Например:

— Перуне взгляди на младенца (чадо), народившегося (еся), дай знаки свои, имя нареки, громом скажи, молниями-перуницами освяти, дождем награди.

Жрец приносит жертву и ждет знака, имени. Жрец услышит и увидит. Настоящий Жрец!!!

Мальчик получает первое свое имя, детское. После этого жрец вместе с родителями мальчика подходят к родовым чурам. Здесь у родовых чуров, жрец вместе с родителями и старейшинами представляют чурам (родовым духам, оберегателям, хранителям) нового члена рода (общины). Чурам также приносится угощение по родовому устою и просят их:

- Деды – прадеды, бабки-прабабки, навьи, рода хранители, примите подарки жертвенные..

-Взгляните на родовича нового, мужа[3] грозного, добытчика удачливого, воя хороброго, смелого и верного, силу и мудрость дайте ему, поклонитесь Макоши- матери, чтобы узнал – услышал он СутьБу.

На мой взгляд и здесь стоит пояснить — не “судьбу”, не христианское – суд божий, а именно Суть Бу, или точнее Суть Бо, суть божию, и никогда, никогда не путайте эти понятия.

Русичи, вятичи, поляне, полабы, бодричи..., одним словом, предки наши славяне, да и не только славяне — язычники вообще — не ищут прижизненного суда богов, незачем им это, ибо живут они вечно и идут дорогой своей. Эта дорога и есть то, что называют СутьБа, через всю свою жизнь они постигают мудрость.

После предоставления новорожденного мальчика, уже имеющего свое первое имя, уже члена рода, связанного с Богами и чурами – пращурами, отдают в семью для воспитания до определенного возраста, когда он уже сможет выполнять мужскую работу. Все действо заканчивается пиром – угощением, выставляемым родителями (родом, семьей, общиной) – это один из обрядов, где имеется постоянное капище.

Обряд имянаречения младенца (мальчика) – на месте,
где нет постоянно действующего капища.
Этот обряд подразумевает под собой определенные сложности и ответственность, потому, что во-первых нужно очень тщательно подобрать место проведения. Ни на этом месте, ни рядом не должно быть ни каких захоронений, ни каких связей с потусторонним миром, младенец только вышел в жизнь, ему только подарили Солнце, не обрекайте его на страдания, не навлекайте на себя гнев Богов, не сделайте так, чтобы они от вас отказались, не заменяйте собой Богов, не отнимайте у новорожденного его пути, его воли. Не отнимайте у него его дороги, его пути познания. Он сам вырастет, наберется мудрости и выберет свой путь — светлый, темный или серый. Все пути на Перекрестке миров пересекутся. Ваша забота в том, чтобы он вырос настояшим мужчиной, сохраняющим верность традиции.
Так вот, место должно быть тщательно подобрано. Оно должно нравиться всем присутствующим на обряде.
Во-вторых, — на этом месте должен быть проведен очистительный обряд, который не только очистит это место, но и защитит его от темных воздействий[4].
В-третьих – на этом месте должны быть установлены столбы Богу покровителю и чурам (принесены домашние чуры). В другом случае можно использовать только священно-жертвенный костер.
Четвертый момент – совершенная обрядовость имянаречения.
Обрядовость очищения местности, постановки столбов, принесение жертв будут описаны позднее. Сейчас речь только о детском имянаречении.
Когда все подготовлено, ведущий обряд берет в руки жертву Богам и произносится закликание Роду (пример выше) и божеству (предку, герою), в честь которого имянарекается ребенок. Следует заметить, что при отсутствии чуров жертвы приносятся огню и всам огонь и все действия обрядовые проводятся только вокруг огня обрядового костра и через него.
Только после того, как жертвы принесены(!), жрец фиксирует их окончание специальным словом к Роду, чей пламень горит в душе каждого родовича. Стоящие у огня родовичи подхватывают эти слова.
Затем жрец берет ребенка на руки, проносит его трижды вокруг костра, прося Богов и предков принять ребенка в круг стоящих здесь родичей, признать родовичем, нарекает именем.
Родители малыша индивидуально приносят благодарственные жертвы чурам (обязательно кладут или льют ее, т.е. расстаются с ней), прося их взять ребенка под свою родовую защиту, пари этом лучше, если ребенка держит пред ликом чура не тот, кто приносит жертву непосредственно.
Обряд завершается угощением, родители потчуют всех присутствующих.
[1] При плохой погоде распеленывание не обязательно, достаточно касания запеленутого младенца столпа.
[2] Здесь предлагается один из вариантов, который ни в коем случае не является установочной формой и законом, у каждой общины или рода свои устои.
[3] Конечно, мы понимаем, что младенцу ой как еще не скоро до всего того, что перечислено, но это слова не только для имянарекаемого, а, конечно, и слова воздействия на отца и мать, что стоят тут же и все слышат. Просить надо также здоровье, чтобы рос сильным, умным, честным, родителям на радость.
[4] Опыт подсказывает, что главное — сделать предварительно очистительную уборку найденного места. Это важно для всех, кто проводит мероприятия вблизи городов. Место очищается от мусора, выметается все до земли. Убираются все склянки, пробки, окурки, бумажки. Затем либо отсыпают большой круг заранее заговоренной солью. Либо можно поставить квадратом 4 небольших костра и оставить гореть, это очищает пространство между ними. Либо, действительно, очерчивается большой круг (мечом или топором, в крайнем случае волховским ножом). Но при этом тот, кто очерчивает, должен визуализировать, представить, что при очерчивании возникает свечение (обычно сине-неонового цвета). При этом идет подача энергии от того, кто чертит.

Автор: Верховный жрец Перуна Млад, Московская славянская языческая община, 2002.

Поиск

Журнал Родноверие