В этом году представителям «Велесова Круга» (Рязань, Кострома, Ярославль, Обнинск, Калуга), в ходе паломнического путешествия по святым камням Вологодчины, довелось осмотреть и т.н. Тиуновское святилище1, представляющее комплекс из большого расписанного петроглифами камня и каменной плиты около него. Увы, но приходится констатировать, что в настоящее время большая часть изображений на валуне уничтожена либо временем, либо неразумными туристами. Остались видны лишь лестницы, многочисленные кресты, «магические квадраты», два изображения людей (одно новое?) и надпись (впрочем, очень трудночитаемая) «КРОМ». Всё прочее, включая и надпись «ПОДЕ КО МАРКУШЕ», о которой мне и хотелось поговорить в данной заметке, бесследно пропало...

Перво-наперво, хотелось попенять исследователю Никитинскому И. за недостаточно точные указания о месте расположении камня. От деревни Тиуновское лежит он на расстоянии 4 км, где-то на краю заброшенного ныне поля (называемого местными «Клыково»), и посему данный комплекс из двух камней вряд ли заслуживает названия «Тиуновское святилище». Да и указание, что камень «находится на берегу одного из притоков р. Кокшеньги» оказалось не совсем верно. Ближе всего камень лежит к речушке Коржа (до неё примерно 1 км., т.е. никак не на берегу), которая впадает в р. Тарногу. А вот Тарнога-то как раз и впадает в Кокшеньгу, но от её берега до камня — о-ё-ёй, сколько...

Ну а теперь, что касается «загадочной» надписи «ПОДЕ КО МАРКУШЕ». Сам первооткрыватель, Никитинский И., предположил, что читать её следует «деко по маркуше», притом, что имеется вологодский диалектизм «дековати» — совершать колдовские или издевательские действия. А по поводу имени Маркуша — лишь осторожно заметил, что оно встречается в «Авесте», «где Маркуша — персонификация сил зла, холода и разрушения». Научная этика, правда, не допускает таковых прямых соотношений — /это имя встречается там-то и там-то/. Более предпочтительны предположительные формы — /подобное или сходное имя встречается там-то и там-то/. Куда смелее высказался Бычков А.А., автор довольно ёрнической «Энциклопедии славянских Богов» (М.: «Вече», 2000 г.). У него Маркуша — «имя богини, встречающееся в надписи на камне Тиуновского святилища» (с. 176). Вот как! Богини, не меньше! Думается, здесь сыграло свою роль некоторое звуковое сходство с именем Богини Мары.

Но полно глумиться. То, что не мог знать московский писатель Бычков, должно быть, ни единого разу не ездивший в вологодскую глушь, вполне обязан был бы выяснить вологодский исследователь Никитинский, неоднократно на камне бывавший. Имя «Маркуша» встречается сразу, как только пытаешься добраться до деревни Тиуновское из райцентра Тарнога (Тарногский Городок). На автовокзале пробегаешь глазами по расписанию и, о диво, вот она, разгадка — есть направление Тарнога-Маркуша. Вот она, ваша Маркуша! Посмотрим-ка, где таковая имеется. Обращение к карте вносит сумятицу — на ней и в помине нет населённого пункта с подобным названием. Спрашиваем у местных жителей и выясняем, что так называется не одна конкретная деревня, а т.н. «куст» — несколько деревень, сосредоточенных в одном месте и расположенных близко друг к другу. Маркуша включает в себя деревни Черепаниха, Криуля, Милогорская, Пар, Кузнецовская и Черняково. До нашего камня от куста Маркуша расстояния будет столько же, сколько от камня до д. Тиуновская. Увы, как бы ни хотелось узреть в надписи на камне какие-то таинственные послания древних язычников, а ещё лучше имя Богини, на деле это обычная «туристическая метка». Такие пометки есть чуть ли не в каждом городе. В моём городе (Обнинске) они таковы: «Балобаново — супер», «Боровск 2007», «Малоярославец!!!» и т. д. «Рунимейкеры», ети их, стараются...

На нашем же камне умудрился подписаться кто-то местный, в итоге прославивший свою родную Маркушу на страницах аж трёх изданий — энциклопедии, научного сборника и альманаха.

Влх. Богумил,
Обнинская Родноверческая Община «ТРИГЛАВ»,
30 июля 2007.


1. Никитинский И.Ф. Тиуновское святилище // Культура Русского Севера. — Вологда, 1994; Никитинский И. Тиуновское язычесое святилище // Мифы и магия индоевропейцев. Выпуск 9. — К.: София, 2000.

Поиск

Журнал Родноверие