Извиняюсь, я тут немного выпал, поэтому выдам меньше, чем обещался. Дочь руку сломала, причем со смещением. 9 лет. Реву было, конечно…. Но так как именно сегодня наступает Та Самая ночь перед летним солнцеворотом, – я все же дам несколько советов (ровно 21) относительно того, что можно сделать. В смысле, не уезжая в лес на общинное мероприятие…. Советы самые банальные, но все же

  1. Убрать дом/квартиру (обязательно влажная уборка, в виду важности воды). А то Праздник (см. http://novoyazychestvo.ru/chto-takoe-prazdnik.html) все-таки,… вдруг обидится;
  2. Прочистить водопровод (ну там, сами знаете, в ванную – вантус, в унитаз – крот, в трубы – специальный металлический трос и все такое прочее). Не шучу, это важно и зафиксировано в этнографии: «… у зап. славян обычай чистить в день И. К. колодцы: «Св. Ян окрестил в этот день воду, значит, она и в колодце должна быть чистой» (Karw.KLZD:204), В селах ю.-вост, Польши считали, что если в этот день вычистить колодец, то вода в нем всегда будет « здоровой »[1];
  3. Украсить жилище зеленью (“Основное обрядовое использование ку­пальской зелени связано с обычаем затыкать ветки и травы за окна и двери, под крышу, в щели домов и всех хозяйственных построек, украшать ею жилище изнутри”[1]). Помните, что по окончанию праздника от использованной таким образом зелени полагается ритуально избавиться – то есть не просто выбросить в мусорку, а сжечь, бросить в воду, забросить на дерево, крышу);
  4. Украсить зеленью себя – свою одежду. Классический вариант предполагает опоясывание полынью, но можно и просто к чему-нибудь прикрепить букетик (например, вставить в нагрудный карман);
  5. Одеть некую особенную одежду,желательно все же новую (см. http://novoyazychestvo.ru/ob-obryadovoj-odezhde-2.html), сделать (или заказать, на худой конец) некое особенное блюдо (в классическом варианте это нечто, ассоциирующееся со “свадебным” – тот же каравай (что ассоциируется со свадьбой лично у вас?)), – и вообще, подумайте, чем особенным вы можете выделить наступающий Праздник;
  6. Поскольку это немаловажный календарный рубеж, полезно постараться, во-первых, завершить к Празднику максимальное количество незавершенных дел, а во-вторых, в соответствии с т.н. «магией первого дня» (см. http://novoyazychestvo.ru/magiya-pervogo-dnya.html) постараться завтра, в вск сделать (хотя бы символически) то, что вы желаете видеть в своей повседневности (например, если вы так до сих пор и не начали бегать, но хотите, чтобы это было в вашей жизни – хотя бы пять метров (символически) пробегите в вск);
  7. Зажечь свечу/благовония – богам, духам-хозяевам и предкам (как вариант – большая свеча, которая горит целые сутки – уместно ставить в воду, подкрепляя, тем самым мифологическое единение Огня и Воды). Огарки и угольки от этого, кстати, впоследствие обладают некоей магической силой;
  8. Выпить пива пенного во славу богов, духов-хозяев и предков (тут есть некоторые тонкости, которые способны превратить ваше питье из обычной пьянки в нечто ритуальное, такие как выливать первое богам, оставлять последнее – духам, произносить тосты и прочее (см. здесь мал-мала об этом – http://novoyazychestvo.ru/kak-prevratit-obydennoe-pite-v-obryadovoe.html);
  9. Сжечь на улице (на перекрестке) все то, от чего вы хотите в вашей жизни избавиться (хотя бы в виде списка на бумаге);
  10. Прыгать через охапку сорванной крапивы (особенно для маленьких детей подходит) с намерением очиститься от всякого зла;
  11. Ритуально (хотя бы простое свеча-поклон-молитва) отметить полночь (середину между закатом и восходом)т с суб. на вск («Ночью накануне И. К., по народным представлениям, можно было наблюдать разные чудеса природы : точно в полночь «раскрываются» небеса и звезды начинают сиять, как свечи; в этот момент все растения склоняются к земле и лишь одна самая целебная травка стоит прямо, — если ее сорвать и дать бесплодной женщине, то она вскоре забеременеет (ю.-зап. Болгария); море перестает волноваться и замирает (Странджа);
  12. везды спускаются на землю и украшают собою травы и цветы, которые становятся особенно целебными (р-н Плевена, Самокова); подземные клады начинают светиться или выходят на поверхность (о.-слав.); зацветают чудесные растения и т. п. (БЕ 1990/3:39)”[1];
  13. Также Ритуально (хотя бы простое свеча-поклон-молитва) отметить полдень вск. Хоть уже и не столь этнографически подтверждаемо, но по смыслу очень верно. Летнее солнцестояние = полдень года, как-то так (см. http://novoyazychestvo.ru/letnij-solncevorot.html). Время полдня (когда солнце в зените) можно узнать, например, здесь – https://voshod-solnca.ru/sun;
  14. Встречать восход солнца и наблюдать за возможными световыми аномалиями («солнце играет» – см. http://novoyazychestvo.ru/solnce-i-nebo-na-kupalu.html) при этом. СТРОГО БЕЗ телефона. Начнете снимать на камеру – всё чудесное похерите. Проверено, увы, на личном опыте;
  15. Искупаться в реке/море/озере на рассвете/на заре (в прошлом году, например, так делал – впечатлился);
    Умыться утренней росой/искупаться в росе/набрать росы (см. http://novoyazychestvo.ru/kupalskaya-rosa-svyataya-voda-slavyanskogo-yazychestva.html, крайне рекомендую);
  16. Полноценная баня/контрастный душ/просто умыться – это уже завтра днем. Можно еще обливаться на улице (например, из водяных пистолетов) – это крайне традиционно;
  17. Секс. Крайне уместно и ко времени, мифологически («…стремление к предельному выражению эротических эмоций и брачных потенций и перспектив обусловливает оргиастический характер троицких и купальских праздников, образность их предметно-символического пласта, тематику и метафорику песен и иные аспекты…»[2]);
  18. Искать цветок папоротника . Не для черствых душой и не для слабых духом см. http://novoyazychestvo.ru/instrukciya-po-poisku-cvetka-paporotnika.html). Для взыскующих магической силы;
  19. «Очистить огнем и водой» (по факту, понятно, нагреваем в пламени – окунаем в воду) какой-либо значимый для вас артефакт/амулет. Или (так-то отдельная тема, но я все стремлюсь уложиться в волшебное “21”:-)) для придания чему-либо особых свойств достаточно просто выставить это нечто на всю ночь под открытое небо: “в славянской обрядности, приуроченной к главным праздникам календарного года, особенно весенне-летним (….), широкую известность получила практика выносить (выставлять, выкладывать) предметы бытового обихода, пищу «под звезды», «под зори», «под солнце», под ночное небо — с целью придания этим предметам магических, продуцирующих, апотропеических и иных свойств. На Украине (в Ровенской обл.) в ночь на Купалу на крышу клали хлеб с солью, которые позже использовали для лечения людей и скота (ПА, Берестье). У южных славян к той же группе можно отнести обычай выставлять «под звезды» сосуд с водой, куда предварительно поместили принадлежащие девушкам предметы (кольца, китки и др.), предназна-ченные для гадания, которое происходит на следующий день (типа болт. ладуване или топене на пръстени или греческого клидона) и должно «открыть» девушке ее судьбу (это чаще происходило на святки или в канун Иванова дня). Оставляя сосуд снаружи на всю ночь, его тем самым как бы отдают «в ведение макрокосма, который и наполняет его божественным/пророческим знанием»[2];
  20. Собрать трав и/или цветов диких букетик (до восхода солнца желательно) . Опять же, он будет обладать некоей особой силой («”Собирали не только лечебные травы, но и растения-обереги (крапиву, полынь, ветки колючих кустарников), а также травы и цветы, предназначенные для гаданий, для обрядовых венков и букетиков, растения для изготовления веников, метел, корзин.”[1]). На год вперед. Через год в следующий летний солнцеворот надо будет избавляться;
  21. Гадать. Как угодно, в общем-то, границы миров же проницаемы этой ночью (сегодняяшние сны, кстати, тоже считаются вещими), но есть и особый аутентичный способ гадания с цветами: “как свидетельствует знаменитый церковный деятель и писатель XVII в. Симеон Полоцкий, «иные собирают в тот день (т. е. 24 июня) некоторые травы и по ним гадают, имея такую веру, что если травы расцветут по истечении одной ночи, то загадываемое сбудется благополучно, а если не расцветут — унывают в ожидании несчастия»… К числу же растений, посредством которых пытались предугадать свою судьбу, относились купаленка, т. е. купальница европейская (Trollius europaeus), медвежье ушко, т. е. коровяк медвежье ухо (Verbascum thapsus), богатенка, т. е. мелколепестник острый (Erigeron асег), и др. Так, например, богатку (богатенку) собирали в ночь на Ивана Купалу и втыкали почку цветка в щель избы или клали под иконы, а затем смотрели: распустится — к добру, засохнет — к худу”[3].

Поиск

Журнал Родноверие