Услышал тут первый раз в этом году кукование кукушки (у меня одно из городских кладбищ рядом – оно, в плане деревьев, совсем как большой парк) и, к стыду своему, совершенно забыл, что надо делать в этот момент… Нет, я помню, что первое кукование – это крайне значимый момент славянского календаря, как первый гром, например (см. http://novoyazychestvo.ru/pervyj-grom.html) или первый снег (см https://vk.com/wall-119055965_18771). Но что при этом надо ДЕЛАТЬ? Ну ладно, XXI век все же на дворе – полез в смартфон, пока кукушка куковать продолжала: поиск в нашем чате в телеграме (t.me/novoyazychestvo) – пусто, поиск в паблике вмсм в вк (https://vk.com/vmsmyth) – тоже какая-то ерунда типа “кукушка-кукушка, сколько мне жить осталось”, нафиг оно нужно… Так ничего и не нашел..

Поэтому я написал эту заметку, – чтобы тот, кто подобно мне, окажется в такой же ситуации, смог найти мою заметку поиском и понять, что ему делать :-)

Если уж говорить о кукушке, то сложно найти в славянской мифологии настолько же “замифологизированное” существо, как она. Серьезно, популярные среди современных родноверов тотемы типа того же сокола или медведя – даже рядом не стояли. С Ней может сравниться разве что одна божья коровка (см. https://vk.com/wall-119055965_18787). Однако, справедливости ради, заметим, что нечто такое прослеживается не только у нас, славян. Это – общеевропейское нечто, как показывает даже беглое загугливание: “в Западной Европе считают, что кукушка никогда не умирает. А поскольку она бессмертна, то должна знать все. В Англии весну называют кукушкиным временем. В германских землях в день, когда послышалось первое кукование, устраивали празднество. Дети, которые принесли это известие, получали в подарок яйцо. А в Эрлингаузене услышавший впервые кукование всем встречным вместо «добрый день» говорил: «кукушка закуковала»[1]. “Кукушкино время” – сильно звучит, да, тем более, что у славян мы можем найти то же самое (“одно из названий периода, …, было «кукушки» (= «зеленые святки»)”[2]. Однако если начать копать сейчас мифологию кукушки, то мы реально зароемся. С головой. Поэтому сосредоточимся таки на сабже – на самом первом куковании: –

Вот из СДЭС: ” …При первом куковании К.[укушки] нужно быть веселым (ю.-рус), иметь при себе хлеб (бел., полес.) деньги в кармане (в.-слав., пол., каш болг., хорв.) и позвенеть монетами (в.-сл., пол., луж.) или ключами (пол.) — тогда весь год будешь весел, счастлив, сыт и богат. Плохо, если К. «окукует» натощак: будешь голодным (пол, болг., серб., хорв.), слабым и больным…” [3]. Даже за пределами славянского мира: – “…на Цюрихском озере верили: если впервые слыша кукушку ты имеешь деньги в кармане и полный желудок, значит твои дела на протяжении года будут идти хорошо. В швейцарском кантоне Фрайбург нужно было услышав кукушку быстро потрясти карманы. Если там что-то находилось, значит все лето в кармане будут водиться деньги”[1].

То есть здесь есть некая аналогия с новорожденным месяцем (кстати, см. на эту тему видео https://vk.com/wall-119055965_23583) – нам нужно трясти монетами при его появлении. Я ну прямо советую вам некие монеты (именно монеты, бумажные деньги – не заменяют) постоянно с собою иметь – слишком уж много где они в языческом культе пригождаются (серьезно, я вот, в апреле, в разгар т.н. “самоизоляции” пытался показывать месяцу банковскую карточку – и результаты этого моего эксперимента оказались воистину удручающими ))))))). Ну а то, что надо быть “веселым” – ну, наверное стоит рассмеяться. Всё.

Ну и напоследок, еще немного про кукушку от Никитиной (а к ее словам про кукушку однозначно стоит прислушаться, – у нее по сабжу не зря есть целая монография) – чтобы проникнуться:

“— кукушка — в первую очередь звук ее голоса — считается знаком, возвещающим приход весны, наступление нового годового цикла, нового периода возрождения продуцирующих сил природы и человека; для услышавшего первое кукование жизнь, счастье и удача в наступившем году зависят обычно от контекста ситуации, от целого комплекса условий, таких как: место и характер кукования, время суток, местоположение услышавшего кукушку по отношению к ней, его физическое состояние на тот момент, соблюдение им предписываемых правил ритуального поведения и т. д.; кроме того, в большинстве славянских традиций сохранилось представление, что начало кукования — это еще и знак активизации недобрых сил «иного» мира, особенно опасных для всех находящихся в переходном или пограничном состоянии (молодых, недавно вступивших в брак, просватанных невест и женихов, беременных женщин, рожениц и новорожденных, умирающих) или в близком к таковому (малых детей, молодежи в брачном возрасте, сирот, вдов); соответственно, умолкание кукушки становится знаком завершения сложного и опасного периода;

— за кукушкой прочно закреплен статус птицы-оборотня, в формировании которого немалая роль принадлежит древним представлениям о птице как воплощении души; фольклорные тексты — в первую очередь тексты похоронных и свадебных плачей, необрядовых плачей, духовных стихов, а также легенд и преданий — дают яркое тому подтверждение; так что, будучи связываемой в народных представлениях с душами умерших, и прежде всего с душами неспокойными, ищущими контакта с живыми, кукушка вполне может рассматриваться как одна из возможных ипостасей русалки59 (однако же, подчеркнем еще раз, непосредственно представления о русалках, принимающих облик кукушки, не зафиксированы); 60
— кукушку считают «ключницей»: у нее ключи от «вырея» (рая), она отпирает и запирает «врата» между мирами живых и мертвых; так же как многие другие птицы, она приносит по весне в мир живых души тех, кто должен родиться в наступившем году, а осенью, улетая, забирает в мир мертвых души умерших — кукушка относится к «приносящим и уносящим души» (возможно, что именно этафункция «контроля» над душами связывает ее с русалками и дает восприятие ее кукования как регламентирующего время их активности); 61
— время активности кукушки и русалок если не полностью совпадает, то коррелирует, как, впрочем, и время их латентного существования, не говоря уже о единых местах и способах зимования; 62
— крик кукушки считается звуковым сигналом, маркирующим контакт с иным миром, или даже призывом к таковому; крик русалок имеет аналогичное значение, и по звучанию он может быть идентичен крику кукушки (имеется в виду как крик «ку-ку», так и крик «кума»)[2].

Источники:

[1]. http://www.symbolarium.ru/index.php/Кукушка;

[2]. Никитина А. В. “Зачем крестить кукушку?.. К типологии обрядового атрибута”;

[3]. «Славянские древности: Этнолингвистический словарь», в 5 т.

Поиск

Журнал Родноверие