Понятно, что без нее нам просто не обойтись, но “научность” – это не самоцель, а только первый шаг. После того, как наше язычество станет “научным”, есть смысл стремиться к следующему шагу – к нешаблонности.

Вот родноверие возьмем. Я тут послушал лекцию Велеслава в чате “славяне” в телеграме (лежит там (в телеге) в @Slavonian_golos – от 12 апреля) и знаете что? а там в принципе вообще не к чему прикопаться (исключая, конечно, что он имя ПерунА в род. падеже неправильно произносит), – абсолютно все по науке: критика Лады и Лели, Длугош, Киевский Синопсис – блин, да у него ВООБЩЕ ВСЕ по науке, не подкопаешься (многие, кстати, не верят в эту современную трансформацию Велеслава, и напрасно – сами убедитесь, он значительно эволюционировал). Или возьмем книгу “Русская матрешка” Болтенкова (https://vk.com/russkaya_matreschka) – там вам и Агапкина, и Толстой и Зеленин – и вообще, количество научных цитат на абзац текста не уступает нашим (а то и превышает их). Да и другие поступают сигналы… Вот я и задумался – не это ли вершина мечтаний? Родноверие, только такое, без фальшивок, с минимумом отсебятины и с максимумом научного. “Новородноверие” прямо. Разве не к этому мы все стремились все эти годы? Я задумался и понял, что что-то меня во всем этом очень сильно смущает…

Я сейчас ниже попытаюсь изложить, что именно. Если что, я сознаю, что мое мнение тут просто не может быть объективным – я сейчас, возможно, просто тупо завидую, или у меня, как у художника – профдеформация, а по простому, за@б на том, чтобы “оригинальничать”, но все же, все же…

Язычество, выстроенное целиком “по науке” – по факту получается каким-то стерильным и унылым. Наверное потому, что наука (по крайней мере в нашей теме) нацелена на “наиболее вероятное”. Наиболее предсказуемое, наиболее очевидное. У самой науки, конечно же, с этим проблем нет, но для нас, пользователей проблема в ином: на нашем уровне – все это превращается всего лишь в нагромождение шаблонов. Смотрите – есть Верхний мир, Средний мир, Нижний мир. Есть – боги (около десятка, плюс/минус) – они составляют пантеон. Ниже богов – духи: в доме – домовой, в поле – полевой, в лесу – лесовой, и так далее. Предки после смерти уходят в иной мир, откуда следят за нами и навещают нас в определенные даты. Богов чтим – в форме деревянных идолов. Святилище – на природе в лесу. Собираемся вместе на Праздники. Славим богов многословными хвалебными славлениями. Празднуем Летнее Солнцестояние. На праздник одеваем праздничную одежду. Что еще забыл?
Кстати, с научной точки зрения все перечисленное абсолютно верно. Я сейчас, конечно, описал Шаблон, но ведь не какую-то лживую ложь, а нечто, полностью подтверждаемое источниками. Прям некое “идеальное язычество”, – базовые, фундаментальные вещи. Повторюсь, с научной т.з. – полностью ВЕРНЫЕ (если не накручивать поверх описанного мною всякие “явь, правь, навь” и все такое прочее).

Тут все верно, да. Но проблема в том, что при этом ОДИНАКОВО ВЕРНО и: “есть всего два мира – этот и мир мертвых. “Боги” – иерархически неотделимы от “духов” (например, домовой – это “кутный бог”, а леший – “лесной бог”). Предки перерождаются в нас – своих потомках. Богов чтим – в форме Их символов (например, Перун = Топор, а Мокошь = Веретено), и не в лесу, а, например – на мостах и перекрестках. Праздники мы отмечаем в кругу семьи. Богов чтим ритуальным молчанием (т.н. “говение”). Празднуем первое новолуние/полнолуние после солнцестояния. На праздник рядимся в шкуры и личины”.

Или даже “миров бесконечное множество: каждая локальная местность – это свой особый “мир”. Например, Италия или Китай – это уже, по всем понятиям, “иной мир” по отношению к нашему, иная вселенная, в которой светит свое собственное солнце, не равное привычному нам. Боги – бесчисленны и неизмеримы, и заполняют собою буквально все вокруг. Как там в древнеримском язычестве: “…перечисляются божества посева, произрастания семян, цветения, созревания, жатвы колосьев, бракосочетания, зачатия, развития зародыша, рождения ребёнка, его первого крика, выхода на прогулку, возвращения домой и т.д. (Aul. Gell. I 21), имена которых образованы от названий отдельных актов”[1]. Нет никаких особых “Хозяев”: просто весь мир вокруг – от травинки на обочине до столичной площади – населен сонмами безликих мертвецов. Предки после смерти переходят в облака и растения – в Природное. Богов чтим вообще без всяких материальных носителей . Святилище – в центре города. Праздники вообще не “празднуем”, а постимся и молимся в одиночестве. Богов не славим, а “кликаем” (максимально громко протяжно кричим Их имена несколько раз). Празднуем не конкретные даты, а Период времени (несколько дней подряд). На праздник одеваем Новую одежду (например, специально покупаем новую футболку и ни в коем случае не примериваем заранее, а надеваем ее на праздник на себя впервые)”.

Понимаете теперь, на примере выше, – в чем проблема шаблонного мышления? Оно – верно, оно даже “научно”. И именно поэтому это – ловушка. Западня для ленивых духом. Смысл искать дальше, если ты уже нашел? Ответы – убийцы вопросов. И по факту у нас, от всей этой “научности” приживаются, вместо многообразия, богатства и Глубины Традиции – всего лишь расхожие стереотипы. Как сказал в той лекции сам Велеслав, дословно: “сужает наши возможности, в частности, обрядовые. Ну и вообще нашу сакральную картину мира обедняет”. Поэтому после того, как вы выстроили у себя все “по науке”, пойдите дальше и попробуйте намеренно искать “нешаблонного”. Потому что наш мозг ленив – если осознанно не стремиться к этому, то он так и будет вариться внутри этой маленькой и ограниченной зоны комфорта.

Именно потому, что наш мозг склонен придерживаться накатанной колеи, есть некая самостоятельная ценность в том, чтобы намеренно искать “нешаблон”, потому что шаблон, повторюсь – “сужает наши возможности, в частности, обрядовые. Ну и вообще нашу сакральную картину мира обедняет”. Давайте приведу вам еще один пример из нашего телеграм-чата (@novoyazychestvo) – про Водяного. Известно, что Водяной – хозяин русалок (ну такой, полурыбообразный, с усами как у сома, живущий на дне самого глубокого омута в окружении прислуживающих ему утопленниц-русалок). Это так? Да. Этнографический факт. И когда мы слышим про “Водяного”, – в нашем мозгу сам собой складывается определенный образ (повторюсь, совершенно обоснованный и научный), однако:

откроем тот же СДЭС [2] на статье “В.[одяной]”. Да, разумеется, там есть и этот, привычный нам Образ (“Водяной – хозяин русалок”), но давайте попробуем намеренно поискать нечто выходящее за рамки этого шаблона. И мы обнаружим, что, например, по белорусским поверьям, Водяной находится в воде до Крещения, потом перехо­дит на лозу (называясь “лозовиком”), затем перемещается на сушу, в прибрежную траву и только после Спаса в конце августа вновь попадает в воду. Или – Водяные любят бывать среди людей: ходят в го­сти и чинят ручные мельницы (моравско-сло­вацкое), посещают торги и ярмарки…приносят удачу торгую­щим, особенно горшечникам (западнославянское); ходят на забавы… Люди зовут жену Водяного в крестные матери (чешское), а в Закарпатье Водяного считают и называют упырем… Согласитесь. уже не похоже на привычного нам “подводного хозяина русалок”? Насколько все же реальная традиция многограннее и шире шаблонных представлений о ней!

После того, как наше язычество станет “научным”, есть смысл стремиться к следующему шагу – к нешаблонности. Прям стремиться к тому, чтобы постоянно расширять наши возможности, в частности, обрядовые. Ну и вообще нашу сакральную картину мира обогащать.

P.S.: Кстати, данный пост – это прям таки кол в сердце всем тем, кто стремится к выработке некоего “Единого Учения” в язычестве. По причинам, описанным выше (любимая нашим мозгом шаблонность), Общее и Единое полезно нам только для того, чтобы сразу же попытаться выйти за его пределы, в поисках чего-то иного, отличного от Генеральной линии ;-)

Поиск

Журнал Родноверие