Один из обрядов, характерных для этого времени — приглашение сил к праздничному столу. Я намеренно употребляю термин «силы», так как список возможных адресатов этого ритуала включает в себя и богов, и духов, и даже животных. Процитирую СДЭС: «Ритуал П. приурочен, прежде всего, к праздничным датам святочного цикла (канун Рождества, Нового года, Крещения), когда вся семья собиралась за праздничной трапезой; (…) В число приглашаемых могли включаться: а) божественные силы (Бог, святые, ангелы); почитаемые предки или души конкретных умерших родственников; персонифицированные рождественские праздники (Коляда, Щедрец); б) опасные стихии (мороз, ветер, буря, градовая туча); демоны (ведьма, домовой, дворовой, болезнетворные духи); животные и насекомые (волк, медведь, лесное зверье, мыши, воробьи, гусеницы, жуки, блохи и т. п.).

Всем им приписывается власть над природными стихиями, осадками, погодным равновесием, урожаем, способность навредить посевам, скоту, самому человеку, — в связи с чем их старались зазвать на угощение и задобрить». [СДЭС. Том 4. Стр. 269] Не факт, что всех перечисленных выше приглашали во время зимних Святок (цитируемая статья из СДЭС посвящена самому ритуалу, а не конкретному периоду времени), но, я полагаю, это не принципиально — никто не мешает вам адресовать этот ритуал тем, кому вы захотите.

Обряд приглашения сил довольно хорошо подходит для современных условий, поэтому я хочу рассмотреть его подробнее. Не думаю, что имеет смысл брать его целиком «как есть» — далеко не все современные язычники станут пытаться задобрить тех, кого они считают злыми духами, и вряд ли кто-то из нас станет приносить жертвы мышам и блохам (даже если предположить, что под ними подразумеваются не сами эти животные, а некие управляющие ими духи). Тем не менее, в основе своей, этот обряд вполне пригоден для нас. Персонажей христианской мифологии мы легко можем заменить на богов. И вовсе не из-за того, что они, якобы, являются «заместителями» богов древних славян (это распространённое в «классическом» родноверии утверждение весьма спорно), а просто потому, что мы не христиане. Почитание сил природы (от «стихийных богов» до многочисленных духов-хозяев) и предков — это то, на чём, собственно, и строится наше новоязычество. Культ божеств времени (в том числе — «персонифицированных праздников») тоже вполне приемлем для нас — об этом см., к примеру: https://novoyazychestvo.ru/vesna.html , https://novoyazychestvo.ru/kolyada-kak-bozhestvo-sic.html , https://novoyazychestvo.ru/o-poklonenii-dnyam-nedeli-i-raznyx-yazychestvax-etnograficheskom-i-istoricheskom.html

Приведу несколько примеров обращений к силам, которые произносили при совершении этого обряда:

«В Македонии распространены ритуалы приглашения ветра на обед или ужин в масленичный понедельник или на Рождество с целью обеспечить ветер летом во время веяния жита; ему выносили специально приготовленную для этого случая лепёшку, кислое или топлёное молоко, ракию и говорили, например, так: «Айде, ветре, да вечераме, а летоска на гумно да ни дуваш» (Давай, ветер, поужинаем, а летом на гумно нам подуешь)». [Славяноведение, 1993. Выпуск 6. Стр. 6]

«(…) в Псковской губ. овсяные блины, наряду с кутьей, непременно готовили к Крещенью и звали Деда-Мороза:

«Дед-Мороз, Дед-Мороз!
Приходи блины есть и кутью!
А летом не ходи, огурцы не съедай,
Росу не убивай и ребятишек не гоняй»
(Песни Псковской земли, 1989, с.15-16).

В начале ХХ в. в некоторых местах мороз закликали уже не с обрядовой пищей (кутья, кисель, блины), а с тем, что было на праздничном столе: похлебка или щи». [Мадлевская Е. Л. Кликанье мороза. Источник: https://ethnomuseum.ru/materialy-po-ehtnografii/russkie-narodnye-prazdniki-i-obryady/zimnie-prazdniki-i-obryady/klikane-moroza/]

«К святочному периоду (…) был приурочен и обряд приглашения в Сочельник покойных родителей на ужин (кутью и др.). Произносимый при этом текст содержал прямое обращение к мертвым. На Украине он мог звучать, например, так: «Усі душі нашого роду, ідіть з нами кутю їсти! Дай, Боже, царство небесне всім померлим, у небі панування, а нам щастя, здоров’я і довге життя» (Килимник 1994, 30; аналогичные формулы см. там же, с. 29, а также в: Воропай 1991, 72–73)». [Юдин А. В. Средства магической коммуникации в народной культуре восточных славян. Источник: https://biblio.ugent.be/publication/2013984]

Подобных материалов много и, я полагаю, найти и переработать (при необходимости) такого рода тексты не составит особого труда. Можно и самому сочинить приглашение, опираясь на традиционные формулы.

Что касается остальных составляющих обряда приглашения сил — я просто процитирую СДЭС:

«Сакральность ритуала предопределяет особый способ произнесения текстов П.: вся формула или отдельные ее части повторяются три раза; текст произносится необычным голосом («тонким», «необычно высоким», «заунывным»); форсируется звук (кричат «во всю голову», «на всю хату», громко выкрикивают). В Смоленской обл. в сорокодневные поминки по умершему один из родственников выходил на улицу и, приглашая покойника к столу, на голос пел: «Приди к нам, пожалуйста, мы тебе поминаем!» (СМЭС 2:108)». [СДЭС. Том 4. Стр. 270]

«Действия с пищей — это главным образом подношение еды адресату П. или откладывание, отделение во время трапезы или оставление на столе части еды; в обоих случаях подчеркивается «совместность» трапезы. Приглашаемым обычно предлагали главное обрядовое блюдо. В Полесье и в украинско-белорусской традиции это почти повсеместно была кутья (каша); у русских — кисель, блины, канун, холодец; у зап. славян — блюда из гороха, фасоли, чечевицы. В ритуалах юж. славян в П. часто фигурирует специальный рождественский хлеб (колач, боговица, чесница, погача и т. п.). В зап. Болгарии, вост. и юж. Сербии выносили из дома весь столик (софру) с приготовленной праздничной едой. Во многих местах известны ритуалы с отделенной порцией еды: ложка кутьи, верхняя корочка каши, первый блин, тарелка с пищей, набранной понемногу от каждого блюда, и т. п.» [СДЭС. Том 4. Стр. 270]

«Место произнесения П. Предназначенное для мифологических персонажей угощение подносили к окну, порогу, двери, к печи, выкладывали прямо на стол, подбрасывали кверху; часто его выносили во двор, на крыльцо, на улицу, на перекресток дорог. В некоторых свидетельствах подчеркивается, что П. должно совершаться вне дома». [СДЭС. Том 4. Стр. 270-271]

Изложенного выше, как мне кажется, вполне достаточно для того, чтобы сложилось представление о том, как нужно проводить этот ритуал. Что говорить, как говорить, что приносить в жертву и где совершать обряд.

Вот один из возможных вариантов:

  1. Перед тем, как начать праздничный ужин в ночь Солнцеворота, отложите часть еды и питья для предков — к примеру, несколько блинов и кружку киселя.
  2. Поставьте это угощение на подоконник.
  3. Трижды обратитесь к предкам со словами: «Все души нашего рода, приходите к нам на ужин».
  4. Завершите обряд поклоном.

Поиск

Журнал Родноверие