Праздник приближается и настало время набросать приблизительный план его проведения в духе нашей «славянской викки» — то бишь, ориентированный на одиночную и домашнюю практику. Основным источником станут, как водится, славянский фольклор и этнография, а конкретнее — народные верования и обряды, связанные с праздником Рождества. Ранее мы уже публиковали подобное — советую ознакомиться, если не читали.

В предыдущем нашем тексте многое из того, что можно сделать, уже описано, поэтому я сосредоточусь на другом.

Кого из богов нужно особо почтить в этот праздник? С кем из них он более всего связан?

Прежде всего, конечно же, с Солнцем:

«Мифологическую основу Р. составляет представление о природном рубеже между старым и новым годом, об открытости границ между земным и потусторонним миром, а также принципиально важная для этого праздника идея «рождения», понимаемого (…) как рождение «нового солнца», «нового года» (…). Ср. поверье: ««С рождением Христа родилось и солнце» (серб., Бег. Ж С Г: 185)»». [СДЭС, том 4, стр. 454 — 455]

Также — с Огнём. Рождество — одна из дат, к которым в народной традиции приурочено возжигание нового Огня: «Ответственным моментом начала дня в С. р. было первое разжигание печи, а у юж. славян — возложение на очаг бадняка, чему предшествовали его срубание, украшение и торжественное внесение в дом. На Украине хозяин задолго до рассвета приносил в дом 12 поленьев, откладываемых в последние дни перед С. р., добывал «новый огонь» с помощью кремня и кресала и разжигал печь (Вор. ЗНН 1:63)». [СДЭС, том 5, стр. 146.]

С Месяцем и Дождём. «Во многих К. рассказывается о посещении хозяина святыми гостями, от к-рых зависит и дальнейшее счастье и благополучие человека; в других вариантах «гостейки» лишены христианских одежд: это — солнце, месяц и дождь, доставляющие радость и природе и людям». [Соколов Ю. М. Колядки // Литературная энциклопедия 1929—1939 / Гл. редактор А. В. Луначарский. — М.: издательство Коммунистической академии, 1931. — Т. 5 Каани — Кюхельбекер. Источник] Вот пример такой колядки:

«Ой чи ви спите, господареньку?
А як не спите, говоріть з нами,
Говоріть з нами, з колядниками.
На вашім мості троякі гості:
Єден гостенько — ясне сонінько,
Другий гостенько — ясен місяченько,
Третій гостенько — дрібен дождженько (…)».

[Ой чи ви спите, господареньку. Источник]

С Зарёй. Существуют колядки, в которых в качестве гостьи выступает Заря:

«Ходить, походить місяць по небу.
Кличе, покличе зорю до себе:
— Ходімо, зоре, з нами гуляти,
З нами гуляти, колядувати.
Да пійдемо ми до пана господаря (…)»

[Ходить, походить місяць по небу. Источник]

«Да стрівся місяць з ясною зорьою.
— Ой зоря, зоря! Де в бога була?
Де в бога була, де маєш стати?
— Де маю стати? У пана Івана,
У пана Івана, да на його дворі (…)»

[Ішов, перейшов місяць по небу. Источник]

Как это сделать?

Самый простой вариант — зажгите свечу, произнесите короткие молитвы, принесите жертву. Если хотите, можете воспользоваться более сложными схемами проведения обряда — информация об этом есть здесь и здесь: https://novoyazychestvo.ru/o-xode-provedeniya-obryada.html

Тексты традиционных обращений к богам, которые могут вам пригодиться, можно найти на нашем сайте:

1. Большой сборник текстов: https://novoyazychestvo.ru/tradicionnye-obrashheniya-k-bogam-predkam-i-duxam-v-slavyanskom-novoyazychestve.html Есть в нём и обращения к Заре / Зорям.

2. К Солнцу

3. К Огню

4. К Месяцу, многое также можно найти в поиске по этому запросу «новолуние»

Подходящих ко времени обращений к Дождю я не знаю (те, что есть здесь, на мой взгляд, непригодны для использования зимой). Но можно творчески переработать тексты колядок, в которых упоминается Дождь.

Поиск

Журнал Родноверие