Близится очередное новолуние, не забудьте почтить новорождённого бога-Месяца. О том, как это сделать — можно прочитать на нашем сайте, воспользовавшись поиском по ключевым словам «Месяц» и «новолуние». А для нашей творческой лаборатории я приготовил небольшую заметку — о том, как отмечали новолуния марийцы. Ранее у нас уже был подобный текст — про культ Луны у мордвы.

Обращения:

Ты — в камне спал, по железу встал, по дереву пошёл, как сокол полетел[1].

Ты — без рук без ног до конца бежишь[1].

Ты — не сам по себе, а сильнее всего, и страшнее всего, и все любят тебя, и все губят тебя[3].

Ты — на гору идёшь, а под гору не идёшь[3].

Ты — всего тяжелее[3].

Ты — красный петух, по насесту бегущий[2].

Ты — червонный гость, что дерево ест[4].

Слава тебе, Огонь-бог!

В современном славянском неоязычестве можно выделить два основных направления. Я называю их «историческим» и «этнографическим». Можно, конечно, при желании добавить сюда и третье — «шизотерическое» (к нему относятся поклонники всевозможных «Славяно-арийских Вед» и прочих выдумок), но о нём я писать не буду.

Снова применяю на практике идею, изложенную здесь. Купала близится.

«Отвечает ясное солнце:
«Гой еси ты, юнак добрый,
Ну-ка мы с тобою поспорим,
О великий заклад поспорим,
Положим с тобою клятву:
Если за день землю объедешь,
За день землю, кругом всю землю,
Объедешь ее и вернешься,
Возьмешь мою милую сестрицу,
Милую сестрицу Ангелину;
Ну а если не сможешь объехать,
Твоего коня заберу я»».

(Солнце и юнак состязаются. Болгарская народная песня)

«человечи забывше страха Божия небрежениемь
и крещения отвергошася.
и приступиша к идолом.
и начаша жрети молнии и грому.
и солнцю и луне».

Идея, высказанная Максимом в его заметке «Использование языка загадок при обращении к силам» показалась мне очень перспективной. Поэтому я предлагаю вам (для использования в ритуальной практике) несколько обращений к Месяцу, построенных по этому принципу.

«Nova Suno venis kaj la tagoj komencas kreski…»

Этот текст написан по мотивам нашей недавней беседы с Максимом Сухаревым на тему, не раз поднимавшуюся нами прежде — «Как построить славянское новоязычество и что в нём будет славянского?». Для тех, кто о таких вещах ранее особо не задумывался, я кратко обозначу отправную точку этих рассуждений.

Начну с цитаты из одного старого поста Максима: «смотрите, как принято думать: «боги» – это нечто величественное, мирового масштаба, в отличие от разного рода «духов». Я же утверждаю, что никаких «духов» нет. В славянской мифологии ВСЕ духи, независимо от масштаба деятельности и сферы влияния, выступают под одним родовым именем – «боги»». [Отказ от деления сверхъестественных сил на богов и духов.]

Сначала вкратце изложу его суть для тех, кто не читал (или читал, но не понял).

Если мы реконструируем / возрождаем традицию – мы видим в ней если не идеал, то нечто близкое к нему. И стремимся возрождать её в максимально возможной полноте. То есть, стараемся возродить _всё_ славянское просто потому, что оно – славянское, а следовательно (по нашему мнению) – ценное. Ну, кроме совсем уж диких и неприемлемых вещей, вроде человеческих жертвоприношений.

Поиск

Журнал Родноверие