Земля сибирская полнится талантами и умельцами. Один из них — мастер по изготовлению традиционных луков Даниил Вяткин. Ему 27 лет, пять из них он профессионально занимается изготовлением традиционных луков и обучением стрельбе.

Даниил рассказал корреспонденту «АиФ в Омске», как лук может быть живым, сколько времени уходит на изготовление одного лука и почему необязательно при стрельбе целиться в мишень.

Суть одна — названия разные

Светлана Казанцева, «АиФ в Омске»: Современные люди далеки от луков и стрельбы из них, практически ничего не знают о традиционных луках. Что это такое?

Даниил Вяткин: Традиционные луки — это общее понятие, объединяющее в себе все луки народов мира, которые использовались раньше — от начала возникновения лука до момента, когда от него человечество отказалось как от оружия. Исторические луки — те, которые изготавливаются по старинным технологиям. К примеру, простейший лук из одного древка, которое обработано определённым образом — от рукояти к концам. Есть ещё биокомпозитный лук, который является живым изделием.

Несколько веков назад стрельба из лука считалась неотъемлемой частью жизни сибиряков.
Раньше к традиционным лукам так и относились, ведь изготавливали их из рога, кости, сухожилий животных и «живых» клеёв — рыбьего, сухожильного и пр. Биокомпозитные луки реагировали на изменение окружающей среды — влажность, температуру воздуха, в результате менялась сила натяжения, изгиб. С таким луком приходилось серьёзно работать не только при изготовлении, но и в процессе эксплуатации. Стилизованные луки могут быть изготовлены из современных материалов — стеклопластика, синтетических нитей, клея — и по передовым технологиям, но быть внешне похожими на исторические аналоги.

- Какие луки делаете вы сами?

- Я создаю стилизованные луки. Они менее прихотливы, чем исторические, да и времени на их изготовление уходит меньше — в среднем две-три недели. Мои луки составляют учебный арсенал Центра военно-исторической реконструкции «Служилые люди Сибири», ребята используют их на тренировках по стрельбе.

Обращению с луком нужно учиться, процесс занимает долгое время, не каждый тренировочный снаряд выдерживает это.

- Ваш «живой» лук имеет имя?

- Имени у него нет, хотя некоторые владельцы луков дают им имена. У тех луков, которые я делаю, есть лишь название модели, не более. Одна из моделей, которой я сейчас занимаюсь, — бухарский лук.


- Чем он вас заинтересовал?

- В исторических документах XVI-XVII вв. есть упоминания о том, что у кого-то были изъяты бухарские луки, исходя из чего можно сделать предположение, что из Бухары шли поставки лучного вооружения, которое применялось на территории Сибири. Меня эта тема заинтересовала. К примеру, о турецких и венгерских луках известно многое, китайские тоже на слуху, есть множество музейных экспонатов, описаний, известна технология изготовления. О луках ­Центральной Азии — Казахстана, Узбеки­стана, Афганистана сведений практически нет. Я решил по архивным данным изготовить бухарский лук. Не утверждаю, что смог соблюсти историческую правду — получился лук, похожий на изображения XIV-XVI веков.

- Эта модель действующая?

- Да, лук имеет хорошие характеристики для показательных и соревновательных стрельб, впрочем, как и все остальные сложносоставные азиатские луки. Они эффективны за счёт того, что являются обратновыгнутыми — когда происходит натяжение тетивы, плечи лука выгибаются в противоположную сторону, это даёт хороший запас энергии. К слову, раньше луки были очень сильные и прочные, чтобы запус­кать массивные стрелы. Сейчас такие не нужны.

Современный лук — это спортивный инвентарь, имеющий определённую силу натяжения и использующийся в спортивных состязаниях, на фестивалях и различных исторических турнирах. Их нельзя применять для охоты. Это определено законодательством РФ. Согласно новому закону об оружии, который вступит в силу с 2020 года, луки с силой натяжения свыше 27 кг являются оружием. Чтобы иметь такой лук, нужно зарегистрировать его, получить лицензию, оборудовать место для хранения и пр.

Я не изготавливаю боевые луки. Меня интересует спортивная составляющая, как можно комфортно пользоваться луком с хорошими техническими характеристиками, и главное — как с ним принимать участие в исторических фестивалях, состязаниях и побеждать.

Дело тонкое и небыстрое

- Каким был ваш первый лук?

- Первая моя работа — модель китайского лука. На его изготовление было потрачено полгода, вместе с теоретической подготовкой, но он получился непрочным — сломался через три месяца. Далее был период апробации сочетаний разных материалов и клеёв. До момента, когда получился хороший традиционный азиатский лук, прошёл ещё год.

Изучать азиатские луки очень интересно, тем более что на территории Сибири они использовались наряду с китайскими, бурятскими, монгольскими, остяцкими. Да и несколько веков назад стрельба из лука считалась неотъемлемой частью жизни сибиряков. Мы, современные жители Сибири, являемся наследниками уникального сплава культур народов, живших на этой территории.

- У каждой нации свои технологии изготовления луков или есть общая для всех — и разница только в нюансах?

- Технологии во многом схожи, так как конструкция лука в процессе эволюции дошла до идеала. Отличия — в нюансах работы с материалами. К примеру, плечи могут быть из одного вида дерева или нескольких, только из рога или из дерева с роговыми накладками. Разные функции луку придают именно армирующие элементы, один из них рог и сухожилия. Рог хорошо работает на сжатие и выпрямление, а сухожилия отлично растягиваются и быстро сжимаются. Благодаря этому повышается эффективность лука.

- Любые рога подходят для изготовления луков?

- Нет. Подойдут рога крупного рогатого скота — буйволов, яков, причём определённого размера. Оленьи и лосиные рога подходят для накладок, которые усиливают хрупкие части традиционного лука.

- К дереву тоже есть определённые требования?

- Конечно. Для изготовления луков подходят клён, вяз, акация, ясень, можжевельник, берёза и др. Одно из основных требований — упругость. Хвойные породы не подходят — древесина имеет пористую структуру, она хрупкая и смолистая, из-за чего плохо склеивается. Местные материалы из-за низкого качества не использую — привожу из других регионов России, а то и выписываю из-за границы.

- Как долго делается составной лук?

- Достаточно долго. Приходится подбирать сочетания пород деревьев, экспериментировать, так как дерево даже одной породы зачастую ведёт себя по-разному.

- Мастеров, делающих луки, в России много?

- Около 20 человек, из них в Сибири и на Дальнем Востоке — всего пятеро, считая и меня. Изготавливают луки различных модификаций.

Всё приходит с опытом

- Вы принимаете участие в соревнованиях лучников? Сложно ли освоить лук?

- Да, езжу на фестивали ежегодно, и это всегда интересно и познавательно. Что касается освоения лука, сделать это довольно сложно. Подготовка лучника составляет два-три года. Стрельба из лука требует особого настроя мысли, хорошего владения своим телом. Главная задача — не попасть в мишень, а выполнить весь комплекс движений технически верно, тогда стрела сама ляжет туда, куда нужно. По опыту, если начинаешь целиться в мишень, забывая о технике, никогда не попадёшь.

Мы стреляем интуитивно, так как у традиционного лука нет прицела, стабилизирующих устройств. Чтобы выстрел получился удачным, нужно правильно расположить тело, какие-то мышцы расслабить, другие — напрячь. Лук как инструмент всегда работает одинаково. При бесприцельной стрельбе наш мозг анализирует и запоминает все факторы, влияющие на точность, потом с опытом человек начинает действовать на автомате.

- Вы изготавливаете луки разных моделей, стреляете из них. С каким луком вам работать комфортнее?

- У меня три модели — китайский лук, венгерский и бухарский. Все они по-своему хороши: стабильные, точные, быстрые, удобные. С китайского я начал свой путь лучника, сейчас занимаюсь бухарским, участвую с ним в состязаниях и даже побеж­даю.

- В День города вы со своими воспитанниками в устье Оми устроили шоу «Огненные стрелы». Было потрясающе красиво. Долго готовились?

- Такое шоу в России — меро­приятие уникальное, да и за рубежом это мало кто делает. Всегда сложно создавать что-то, если это происходит впервые. Пришлось отрабатывать строй, совместные залпы.

- Откуда взялось увлечение луками?

- Это результат увлечения историей Средневековья. У меня была целая армия солдатиков той эпохи, зачитывался историческими книгами, смот­рел фильмы. Однажды пришла мысль: почему бы не сделать лук своими руками и научиться из него стрелять.

Судьба меня свела с одним из мастеров лучных дел. Сначала общались по Интернету, потом встретились. Он подсказал мне, в каком направлении нужно двигаться. Сейчас я знаком со всеми российскими мастерами, мы общаемся. Дело идёт к созданию гильдии.

- Вы мастер или пока ещё на ступени подмастерья?

- Ощущаю себя мастером. Есть определённый опыт, знание технологий… Мои работы узнаваемы, начал формироваться бренд.

Поиск

Журнал Родноверие