Традиция готовить на Старый Новый год вареники с сюрпризами распространена именно на Дону. Почему так произошло и что ещё было принято делать на рождественские и новогодние праздники в казачьих семьях, «АиФ-Ростов» узнал у заместителя директора по науке Аксайского военно-исторического музея Ольгой Загайновой.

Сакральный смысл

– Ольга Николаевна, более старым праздником на Дону были Святки или Рождество?

– Рождество – это праздник своеобразного обновления, очищения и благословения. Оно почиталось казаками и донскими жителями намного раньше, чем введённый Петром I Новый год. В XVII веке Новый год казаки по старинке отмечали осенью, но особенно не праздновали. Традиции пышных празднеств, карнавалов пришли на Дон в конце XVIII века, окончательно утвердившись в XIX веке. К рождественскому посту в прошлые века относились как к возможности покаяния, очищения и обновления, а в канун Рождества казаки обходили свои владения и произносили слова, передающиеся из поколения в поколение – колядки. Это пожелания богатства, процветания, здоровья.

Так, с особенным чувством казаки относились к лошадям. В рождественский сочельник хозяин первым делом посещал конюшню со словами «На коня, на кобылу, на сивую гриву, на пушистый хвост, на стопу блинов, на бутылку водки, на меру пшеницы, на букатку мяса, на рубль денег». Историк Татьяна Власкина в своих исследованиях рассказывает о своеобразном обычае на Дону зазывать «птичье счастье» – для этого детей заставляли квохтать или гоготать по-птичьему.

ДОСЬЕ
Ольга Загайнова. Родилась в городе Аксае в сентябре 1970 года. В 1995 году окончила исторический факультет РГУ (ныне ЮФУ). С 1987 года работает в Аксайском военно-историческом музее. Хобби: сбор семейного фотоархива.

– А что из старинных традиций сохранилось?

– Щедрование, колядование и раздача кутьи (каши из цельнозерновой пшеницы с узваром). В XIX веке каждого, кто в чужом доме спел щедровку или колядку, а тем более принёс кутью, ждал щедрый подарок от хозяина дома. В ночь под Новый год (сейчас – старый Новый год) ряженые тоже ходили по домам и пели колядки, а утром 14 января начинали «посевать» – поздравлять с наступившим Новым годом со словами «Сею-вею, посеваю, с Новым годом поздравляю». Причём посевать должен был мужчина: по поверьям, пришедший утром мужчина в дом означал обязательный переход к хорошему, улучшениям в жизни! После Рождества Христова наступали Святки. Они длились до Крещения. К Святкам готовились загодя. Шили нарядные платья, мастерили костюмы ряженых, маски.

Не забывали и повеселиться от души. Играли в разные игры, пели песни и частушки. Наступал канун старого Нового года – 13 января, щедрый вечер. В этот вечер ходили колядовать. Большие компании ряженых обменивались пожеланиями между собой и со случайными прохожими, заходили в каждый дом. Эта традиция была под запретом в середине прошлого века, но, тем не менее, поддерживалась народом, в большей мере в сельской местности. Она была забыта в 1990-х годах, когда под видом ряженых в дома могли попасть бандиты.

Всё смешалось

– А чем интересны казачьи Святки? Вообще, они чем-то отличаются от тех, что были в других регионах России?

– На Дону святочные традиции объединили и славянские верования, и христианские каноны. Казаки шли в церковь, а потом по хуторам и станицам носили звезду Велеса (шестиконечную), обряжались в животных, покровителем которых был Велес, пели колядки (стишки, означающие солнцеворот с зимы на лето). После революции и введения нового календаря произошёл сдвиг дат, смешение традиций. После 1917 года Новый год приходится на середину рождественского поста, завершающегося праздником Рождества Христова, отмечаемого по старой традиции практически за неделю до Нового года, по старому стилю – 14 января. Так и родилась традиция празднования старого Нового года. И теперь только в России два новогодних праздника!

– Откуда пошёл обычай готовить вареники с сюрпризами?

– В старину неделя между Рождеством и Крещением наполнялась особым магическим смыслом. Считалось, что жизнь замедляется и в это время открываются странички будущего. Одним из гаданий были и вареники с сюрпризами. Если вареник с мукой, жизнь будет богатой, но тяжёлой, с солью – горькая, пустой вареник – пустая жизнь, а с монетой – счастливая и долгая.

– Почему именно вареник?

– Потому что это очень сытная пища, сдобренная маслом, сливками или сметаной, которую можно было есть после поста. Вареники олицетворяли сытую, богатую жизнь, не зря в старинной щедровке говорится «Щедрик-ведрик, дайте вареник. Грудочку кашки, кильце ковбаски...» Всех угощали досыта, не жалея подарков, так как считалось, что таким образом задабривали саму судьбу.

Бабьи каши

– А какие рождественские обряды забыты сейчас совершенно?

– Раньше был очень распространён в казачьих станицах такой обряд. На следующий день после Рождества, в старину – 26 декабря (в наше время – 8 января), было принято почитать бабок-повитух и рожениц, этот праздник так и называли – Бабьи каши. С вечера и до утра женщины, родившие детей, щедро благодарили своих повитух, принося им хмельное и пироги, а девушки на выданье или замужние, которые не могут забеременеть, приходили к повитухам съесть магическую кашу из проса и гречихи, приготовленную повитухой.

Эта трапеза должна была способствовать родовспоможению и плодовитости женщин. В итоге утром повитуха должна была помолиться за женщин, которые ели её кашу. Обряд совершенно не приветствовался и даже запрещался церковью.

– Расскажите о самых интересных гаданиях, принятых у наших предков на Дону?

– Церковь убедила в греховности святочных обрядов, в частности – насколько опасно занятие гаданием для православного. И все же, считается, что в период от Рож­дества до Крещения гадание перестаёт быть бесовским действием, а становится просто забавой. Однако, поверье наградило эти дни магическим свойством показывать будущее, свершением снов и предсказаний, вмешательством нечистой силы в жизнь человека. Самое интересное гадание – на петуха. У славян петух считался вещей птицей. Потому на Новый год и Святки девушки обязательно проводили предсказательные обряды. К чему потянется петух, таким и будущий муж будет. Если воду пьёт из блюдца, то выпивать будет, к зеркалу подойдёт – муж будет гулящим, к деньгам – богатым, к глине – к бедности. Надёжным считалось гадание на обручальном кольце, через крышу кидали башмачок – куда носом упадёт обувка, в ту сторону и замуж девка выйдет.

Поиск

Журнал Родноверие