«То, что я стал художником, мистическая история. Никогда особо не рисовал и вообще я собирался стать врачом-хирургом, сдал на отлично все необходимые ЕГЭ. Но тем же летом в верховьях реки Амги я увидел писаницы – петроглифы, которым по пять тысяч лет. Они перевернули мою судьбу. Я стал посещать художественный кружок и уже через два года успешно поступил в училище…»

Так рассказывает о себе в программе «Культ личности» художник Семен Луканси – сверхновая, ярко вспыхнувшая на севере нашей необъятной страны звезда. Молодой якутский художник с великолепным столичным образованием работает в разных жанрах и разных техниках, удивляя зрителей и привлекая коллекционеров.

На прошедшей неделе в Нижегородском государственном выставочном комплексе открылась его персональная выставка «Солнце Арктики». В экспозиции представлено восемьдесят работ.

Зрителей «встречает» обнаженная богиня плодородия. В Сети пишут, что это полотно скандализовало якутян: божественное ню возмутило многих.

Вот на скамье присела, сгорбившись, старушка. Спиной к ней, в ряд, сидят пятеро статных юношей в форме. Это портрет матери-героини Февронии Малгиной, потерявшей на войне всех сыновей.

Шумят, кричат, бьют в бубен, веселятся молодые охотники на празднике солнца.

В нехорошем табачного цвета мареве, близ бочки из-под радиоактивных отходов, склонился олень: мы живем в эпоху антропоцена.

Очень различные по настроению, колориту, тематике, живописные холсты объединены общим качеством. Они светлые и слегка тревожные.

На открытии выставки состоялась творческая встреча с художником. Воспользовавшись случаем, корреспондент «НН» расспросила Семена о его далекой загадочной родине.

В столице – проживание, на родине – питание

– Семен, выставка называется «Под солнцем Арктики». Но, насколько известно, солнца в Арктике не так много. Каково это, жить в условиях полярной ночи? Трудно? Дорого?

– Холодно. Зимой можно выйти за дверь и в двух метрах от дома потеряться в сплошной белой метели. Впрочем, Якутия большая. В центре – города, дороги, дома и магазины: всё, как привык современный человек. Полярной ночи в ее классическом варианте в Центральной Якутии нет. День есть. Правда, короткий: на два-три часа чуть светлеет – и снова темнота. Конечно, сложно. Но привыкаешь. Воздух морозный, очень для здоровья полезный, экология хорошая…

На севере республики условия жизни очень сложные. Традиционные. Оленеводы, как и сотни лет назад, кочуют вместе с оленями. Низкие зарплаты. Знаю, есть миф, что в Якутии зарплаты заоблачные – действительно, некоторые приезжают работать вахтовым методом и получают неплохие деньги – но опять же существует огромная разница между центром республики и ее севером.

– Считаете ли вы, что ваша художественная биография предопределена и что вам суждено быть пожизненным певцом родных якутских просторов?

– Пока так сложилось, что я много работаю на национальную тему. А вот дальнейшие творческие трансформации предсказывать не возьмусь! Пока, по моему ощущению, у меня есть сформировавшийся язык, взгляд, определенные цели: нести, поддерживать и развивать родную культуру. Русский – мой второй язык, а первый, родной – якутский. Я начал говорить на нем с рождения и сейчас изучаю его сознательно, углубленно, много читаю.

– А живете вы сейчас где – в Москве или в Якутии?

– И там и тут. Художнику сложно постоянно жить на периферии. Все-таки культурная жизнь сконцентрирована в Москве, и я живу преимущественно в Москве: так легче показывать выставки, учиться, набирать известность… организовывать выставки. Живи я, например, в Иркутске, гораздо сложнее было бы привезти в Нижний Новгород столько работ. Приезжая на родину, я напитываюсь атмосферой, набираю багаж творческих идей, а работы пишу уже в Москве.

Чувствовать себя как дома, помня, что мы в гостях

– Вы сказали о хорошей экологии в регионе, но я не раз слышала, что территории добычи полезных ископаемых в республике являются едва ли не местами экологического бедствия. Так ли это?

– Как и по всей России, вопрос стоит очень остро. Экологические бедствия, связанные с загрязнением окружающей среды, происходят с пугающей частотой. Недавно у всех на слуху была гибель морских обитателей на Камчатке; многих беспокоят ядовитые отходы Братского ЦБК у самого берега Байкала. У нас, в Якутии, до самого сентября страшно горели леса. Эта тема меня очень волнует.

– Работа «Антропоцен» не случайна?

– К сожалению, да! Мы живем в эпоху, когда человек оказывает сильнейшее негативное влияние на экосистему, и своим искусством, всеми силами я прошу, требую: прекратите! Очень надеюсь, что появятся проекты и законодательные нормы, которые запретят убийство планеты. Человек должен начать жить в гармонии с природой. Не злоупотреблять, а брать столько, сколько необходимо. Как северные охотники: они никогда не убивали больше, чем необходимо для выживания. Потому-то так гармонично язычество: поклонение могущественным духам, солнцу. Солнце встало – значит, жизнь продолжается. В краю полярной ночи это самый настоящий новый год, и оленеводы его неизменно отмечают, собираясь на угощение, соревнуясь в ловкости и силе. Якуты «кормят» духов, приносят жертву огню, прежде чем начать его эксплуатировать; уважительно относятся к земле, к природе. Оказавшись, например, у незнакомого ему озера, якут ни за что не прикоснется к воде, не бросится купаться. Это опасно и просто невежливо, как ворваться в чужой дом. Ведь у озера есть свой дух, и для начала необходимо приветствовать его, попросить разрешения. Поэтому у нас принято вести себя на природе спокойно, уважительно. Никому в голову не придет оставить на природе мусор или что-то сломать, как если бы вы оставили мусор или сломали мебель в гостеприимно приютившем вас доме.

Выставку представляют Нижегородский государственный выставочный комплекс, Постоянное представительство Республики Саха (Якутия) при Президенте РФ, Фонд поддержки творческой молодежи имени А.А. Пластова.

Посетители приглашаются до 8 ноября. 12+.

Справка «НН»

Художник Семен Луканси родился 21 декабря 1990 года в селе Оннес Амгинского улуса Республики Саха (Якутия). С красным дипломом окончил Якутское художественное училище им. П.П. Романова, студентом участвовал в различных молодежных выставках, провел множество персональных выставок в Якутске.

В первой десятке абитуриентов поступил в Московский государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова.

Работы Семена Луканси хранятся в частных коллекциях Марокко, Турции, Израиля, Финляндии, Китая, Исландии, Италии и Канады.

Поиск

Журнал Родноверие