Первая письменная фиксация Русской Правды стала фактически результатом конфликта с участием иностранных наемников варягов и новгородцев. Нужен был документ, чтобы урегулировать этот конфликт.

При этом уже в то время русские законодатели принимали нормы, аналогичные нормам северогерманских варварских Правд. Например, о системе штрафов и выплат за совершенные преступления. А смертная казнь — несвойственное древнерусскому праву явление, которое позднее пришло к нам из Византии. Об этом порталу «Закон.ру» рассказал в интервью петербургский исследователь русской истории, лауреат премии имени В.О. Ключевского Президиума РАН за цикл монографий, посвященных истории и историографии Древней Руси, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН, профессор Михаил Борисович Свердлов.

Идея этого интервью родилась после беседы с автором «народного» памятника в честь тысячелетия Русской Правды, поставленного в Челябинске. Автор таким образом хотел призвать людей к тому же, к чему призывал Ярослав Мудрый, — «строительству правового государства и общества».

Благодарим Евгения Горбунова за активное участие в подготовке интервью.

Михаил Борисович, в 2016 году отмечался тысячелетний юбилей Русской Правды. Насколько эта дата основана на исторических источниках?

— Русская Правда, записанная при Ярославе Мудром, это короткий текст, так называемая Правда Ярослава, или Древнейшая Правда. Она состояла из восемнадцати статей. Статьи были написаны в связи с восстанием новгородцев в 1015 году. Тогда, после смерти князя Владимира Святославича, началась борьба между братьями за первенство в Русском (Древнерусском) государстве. Ярослав являлся князем-наместником в Новгороде, где ранее собрал варяжское войско и теперь готовился к борьбе со Святополком Ярополковичем, своим сводным братом. А эти варяги — могучие мужики, которым делать нечего: война еще не началась. Они стали приставать к новгородским женщинам, что, конечно, не понравилось новгородцам. Те подняли восстание. Часть варягов они убили. Другие варяги бежали на княжеский двор Ярослава. Ярослав отомстил за убийство варяжских воинов: по его приказу было убито руководство новгородского ополчения.

Но при помощи одних варягов Ярослав не мог победить Святополка, поэтому пришлось мириться с новгородцами. За городом собралось вече (в самом Новгороде этому вече негде было собраться), где все примирились и совершили потом успешный поход на Киев. Ярослав стал княжить в Киеве. В качестве благодарности, а также чтобы урегулировать отношения новгородцев и вообще русских людей с варягами, то есть приезжими скандинавами, он издал первые 17 статей Правды Русской, где в письменном виде регулировались правовые отношения. В Древней Руси прилагательное ставилось после существительного, поэтому я часто говорю «Правда Русская»[1], а не «Русская Правда».

Сама по себе Русская Правда существовала еще в Х веке, но в устной форме. Тогда она была княжеским законом, сводом юридических норм. При Ярославе часть этих норм записали, а часть отредактировали. Так появилась первая письменная грамота юридического содержания, первый писаный закон. Правда Русская в устной форме известна по русско-византийским договорам, в том числе договору 911 года, то есть начала Х века. И потом ее нормы повторялись в другом русско-византийском договоре — 944 года. Она была княжеским законом — сводом, которым руководствовался княжеский суд. А писаная Правда появилась в конкретных исторических обстоятельствах. Так что в 2016 году отмечалось появление писаного закона, а не самой Русской Правды.

У меня еще 1988 году была опубликована книга «От Закона Русского к Русской Правде»[2]. Потом я ее переиздал два раза уже в обновленном виде[3]. Я очень давно занимаюсь Правдой Русской, и не только в историко-юридическом контексте, но и как источником по социально-экономической и социально-политической истории.

В какой именно форме Русская Правда была зафиксирована?

— Нужно учитывать, что христианство было принято в качестве государственной религии в 988 году. И распространение письменности началось именно в это время. Первоначально русско-византийские договоры, судя по всему, составлялись только на греческом языке. В Болгарском царстве сформировалась кириллица. И после крещения на Русь стала распространяться, во-первых, кириллица, а во-вторых, культура, которая уже сложилась на славянском языке в Первом Болгарском царстве. Была создана Русская Митрополия («Митрополия Росия», с одной «с»). В эту Митрополию направился культурный поток, накопленный в Первом Болгарском царстве. Нужно было время, чтобы письменность внедрилась в русскую общественную, культурную жизнь, в систему богослужения. Видимо, поэтому первоначальная запись Правды была такой краткой: лишь 17 статей. А дополнившая их 18-я статья была заимствована из болгарского судебника «Закон Судный людем».

Но потом законотворчество продолжалось. Писаное право нарастало. Я и мой предшественник Александр Александрович Зимин[4] считаем, что Краткая Правда Русская в том виде, в котором она до нас дошла, состояла из 43 статей. В Русскую Правду были включены результаты последующего развития княжеского законодательства уже в период пребывания Ярослава в Киеве: Урок мостникам[5], Покон вирный[6]. Так сформировалась Краткая Правда Русская. После смерти Ярослава в 1054 году его старшие сыновья Изяслав, Святослав и Всеволод собрались и отменили атавистическую статью о праве кровной мести. Они запретили кровную месть, которую Ярослав Мудрый еще сохранил в первой статье Краткой Правды.

Списки Правды распространялись и становились руководством для княжеских судов.

Народные восстания тоже повлияли на развитие права, стали двигателем прогресса. Например, Святополк Изяславич преследовал монахов, поддерживал ростовщиков, которые взимали неимоверные проценты. После смерти этого князя в Киеве началось восстание против ростовщиков. Восстание переросло в грабежи. Киевская знать призвала Владимира Всеволодовича Мономаха. Он являлся влиятельным князем, при этом следовал христианским канонам и был милосердным. Сохранилось его Поучение — наставление сыновьям, как жить по христианским заповедям. Неудивительно, что в его деятельности проявлялось христианское, гуманитарное начало. В начале своего киевского княжения он значительно сократил взимание процентов, которые по-древнерусски назывались «резами». Также он объединил в единый судебник все предшествующее и свое законодательство, причем последовательно смягчал суровость наказаний. Так сформировалась Пространная Правда. Это был свод законов того времени с основной идеей смягчения наказания.

Здесь нужно сделать отступление. Дело в том, что при Владимире Святославиче Святом[7] был юридический казус, который дошел до нас в «Повести временных лет». Священники, которые первоначально были греками, советовали князю ввести смертную казнь в виде судебного наказания. Это была норма византийского права. И он попробовал было ввести эту норму. Но это оказалось невыгодно в социально-политическом смысле. Ведь за убийство платили виры — судебные денежные наказания. За «княжова мужа», то есть знатного человека, который был в составе княжеской дружины, платилось 80 гривен. Гривна — есть разные мнения — это или 51 грамм серебра, или 196 грамм. Умножьте это на 80. Сколько получается килограммов серебра за убийство княжеского служилого человека? Если был убит простой человек — только 40 гривен. Это тоже значительная сумма. Если был убит зависимый человек — 5 или 12 гривен за мужчину, за женщину-холопку — 6 гривен.

За другие, менее значительные преступления взимались «продажи». Они были строго регламентированы. Это было социально рангированное государство, а не аморфное и недоразвитое, как у нас иногда хотят представить.

Пространная Правда стала активно использоваться на всем пространстве Русского государства, а это понятие включало территории от Невы до Среднего Приднепровья, от Прикарпатья до Средней Волги.

В период политической раздробленности княжества-земли использовали нормы Пространной Правды в своих международных договорах с немецкими торговыми городами. Такие договоры заключались Новгородом и Смоленском с Готским берегом. Они в качестве основы для разрешения конфликтных ситуаций использовали нормы Пространной Правды. Сборники юридических норм на Руси — Мерила Праведные включали в себя Пространную Правду Русскую в качестве источника права. Источником права Правда являлась до появления Судебника Ивана III в конце XV века.

Какие есть свидетельства того, что Правда применялась на всем пространстве древнерусских земель, например во Владимиро-Суздальской земле?

— Видите ли, понятие политической раздробленности Русского государства — это понятие относительное. В древнерусский период понятие «русская земля» было широкое, о чем я говорил раньше. В него включались и не восточнославянские, то есть не русские, народы. Ярослав Мудрый разделил это огромное пространство между сыновьями, чтобы приблизить прямое княжеское руководство к объектам управления. Но сама Русская земля в своем этнокультурном понимании продолжала существовать. Чем это доказывается? На всем этом пространстве Древней Руси только Рюриковичи могли быть правящими князьями. Никакие иноземные князья и другие не могли быть правящими. Культурную основу составлял русский народ, или, говоря по-древнерусски, «язык русский». Тут нет никакого национализма, это только следование историческим источникам. Было единое церковное пространство, во главе которого стоял митрополит. После разгрома Киева в 1240 году во время Ордынского нашествия митрополит Максим переехал из Киева во Владимир, а в 1326 году митрополит Петр перенес митрополию в Москву. И последнее — до XIV века включительно все летописи и сохранившиеся документы написаны на прекрасном древнерусском литературном языке, где бы они ни были написаны.

Кстати, в Ярославле в 2010 году была издана книга «Ярославский список Правды Русской: законодательство Ярослава Мудрого». Я опубликовал там свои переводы Краткой и Пространной Правды. Но это издание редкое. Более доступное — сборник переводов исторических источников, которое издал Борис Акунин в своем проекте «История Российского государства. Голоса времени». Там в 2015 году опубликован мой перевод Пространной Правды.

Русская Правда — внутренний закон. Но вы упомянули, что еще до письменной фиксации ее нормы упоминались в международных договорах между Византией и Русью. Почему это было сделано?

— В договорах с Византией были использованы только отдельные нормы Закона Русского, не вся Правда. При этом текст дошел до нас в обратном переводе с греческого языка на древнерусский. Обратный перевод был совершен, вероятно, в середине XI века, хотя некоторые считают, что в XII веке. Там в обратном переводе Правда Русская названа «Законом Русским».

Эти договоры — сложные по своему юридическому составу соглашения. В них есть нормы византийского, русского и даже международного права. К международному праву относится, например, береговое право: когда русские торговые суда плыли вдоль берега моря (они ведь не плыли напрямик через Черное море в Константинополь!) и попадали в шторм, то их могло выбросить на сушу. Товары могли пострадать. И по международному праву такие суда и людей на них надо было оберегать. Ремонтировать суда по возможности, помогать им достичь точки назначения.

В результате походов на Константинополь князей Олега и Игоря Русь заключила максимально выгодные для себя договоры. По ним русские купцы поселялись в определенных местах — это были освободившиеся казармы византийской гвардии, которая уходила на маневры или воевала. Русских купцов обеспечивали продуктами, предоставляли им бани. Торговля для русских купцов была беспошлинной.

Когда они входили в город, их сопровождали византийские чиновники. Дело в том, что Константинополь X–XI веков был самым крупным в Европе торговым городом с почти миллионным населением. Восточные купцы, византийские в том числе, норовили обмануть покупателя. Поэтому, чтобы не возникало спорных ситуаций, византийцы ограничивали вход: в одни ворота не более 50 человек. Были опасения: русские купцы — здоровые мужики, с оружием, так что конфликты могли перерасти во что-то большее.

Так что это была хорошо организованная торговля с византийской стороны. Договоры обеспечивали максимально благоприятные условия для пребывания там русских послов и купцов.

У нас сейчас часто принижают роль государства в то время. Но, например, во времена князя Олега купцам и послам давали подвеску с княжеским знаком. Тогда гербом княжеским был двузубец. Это была своего рода аккредитация с русской стороны. Византийцам ведь было не все равно, кто к ним приедет. А во времена князя Игоря система удостоверения послов и купцов модернизировалась: в грамоты переписывались имена этих послов и купцов. Это была государственным образом организованная торговля и политическое представительство. У нас недооценивают достаточно высокий уровень социально-политического развития Русского государства в Х веке.

А если византийский купец приезжал на Русь, ему по этим международным соглашениям тоже гарантировались какие-то права?

— Да, это гарантия безопасности. Но так как торговля преимущественно шла все же в Византии, то ключевыми темами в договорах являлось пребывание русских людей в Византии.

Чего в нормах Русской Правды больше: обычного права Древней Руси или уставной, законодательной деятельности князей?

— Без сомнения, преобладает княжеское законодательство. Это не просто решение отдельных юридических казусов, но и взимание княжеских судебных штрафов — вир и продаж. Это было регулируемое юридическое пространство. Оно замыкалось на княжескую власть.

Как создавались нормы? Князь сам решил, что будет именно так? Или были предварительные совещания с кем-то?

— Механизмы нам точно не известны. Хотя и в Краткой, и в Пространной Правдах есть прямые указания, что в конкретных исторических условиях важные юридические формулировки принимались князем и его приближенными и доверенными людьми. Например, в Краткой Правде Русской есть упоминание о собрании сыновей Ярослава — Изяслава, Всеволода, Святослава и их мужей, которых звали Коснячко, Перенег, Микифор Киянин и Чудин Микула. Они отменили месть и заменили ее выкупом деньгами.

Статья 53 Пространной Правды называется «Устав Владимира Всеволодовича». В этой статье говорится о созыве дружины в Берестове (княжеском селе). Среди участников совещания упоминаются киевский, белгородский и переяславский тысяцкие. Это тоже пример конкретного указания, как принимались княжеские решения.

Нормы обычного права тоже, вероятно, учитывались. Я увидел его следы в одной группе норм Пространной Правды о судьбе женщины, которую защищал закон. Если умирал или погибал муж, то наследство распределялось между сыновьями. Дочерям наследство не полагалось, братья должны были выдать сестер замуж с приданым. Однако вдове обязательно был выдел наследства. Если у умершего было два брака, то сыновья от первого брака тоже обеспечивались. То, что муж завещал жене, обязательно должно было ей перейти. И она имела право сама распоряжаться этим владением. Конечно, трудно сказать, это нормы обычного права (права справедливости) или княжеские.

Было ли влияние византийских правовых памятников, прежде всего Прохирона[8] и Эклоги[9], на Русскую Правду и на древнерусское право в целом? Было ли влияние Юстинианова права, например, через Василики[10] императоров Македонской династии?

— Такого влияния не было. Были переводы отдельных памятников на древнерусский язык, но они существовали обособленно и входили в Кормчие книги, то есть в своды законов разного происхождения. Но абсолютное большинство списков Русской Правды существовали самостоятельно в качестве источников права, и именно в таком виде они входили в светское право в последующем вплоть до XV века.

В своих исследованиях я проследил, что древнейшие нормы Русской Правды аналогичны германским варварским правдам — Салической Правде, Баварской Правде, Правде франков-хамавов[11]. Они совпадают структурно и содержательно по системе штрафов и выплат за совершение преступлений. Формулировки такие же. Не потому что они заимствованы. А потому что они синхростадиальные.

А вот с византийским правом этого нет. Там была другая система мышления и правотворчества. За византийским правом стояла рабовладельческая система. Вестготская правда активно заимствовала римское право. Это очень видно. А ранее названные, в том числе Салическая Правда, они без влияния римского права.

Таким образом, Русская Правда — абсолютный самостоятельный источник права, основанный сначала на восточнославянских племенных правдах и обычном праве, которые в Х веке стали государственным правом и уже исполнялись княжеским судом.

Есть исследователи, которые пишут, что сначала была издана Пространная Правда, а на ее основе — Краткая Правда. Но этого не может быть! Такие выводы основаны на непонимании древнерусских текстов, на отсутствии текстологического опыта. Нормы Краткой Правды содержатся в отредактированном виде в Пространной — именно так, а не наоборот.

Как можно охарактеризовать социально-экономический строй Древней Руси на основе норм Русской Правды? Интересна, в частности, ваша точка зрения на рабовладение в Древней Руси.

— В светском русском языке слова «раб» не было. Было слово «холоп». Но был атавизм — «роба». Конечно, рабство существовало в патриархальном обществе. Но в Средние века у восточных славян, которые не попали под влияние позднеримского рабовладельческого общества, где существовал институт рабства, зависимых людей называли холопами. Рабство — это определенная модель социальных связей и социального статуса. Научная терминология должна быть наполнена конкретным содержанием. Холопство не есть рабство, их смешивать нельзя. Например, холопом можно было стать и добровольно, когда человек сам поступал в личную зависимость. В то же время в Русской Правде есть статья о праве выкупа из холопства.

Конкретный анализ конкретных видов зависимости не должен подменяться использованием слова «рабы». Иногда полурабами называют закупов — людей лично свободных, которые брали «купу» и отрабатывали ее с процентами. Но нельзя же так бросаться словами! Научная терминология должна быть наполнена конкретным содержанием.

Как повлияла Русская Правда на дальнейшее развитие русского права — в частности, на Новгородскую и Псковскую судные грамоты, на судебники Московского государства?

— С развитием и становлением Московского государства изменилась вся система правовых отношений, культуры. Вот тогда действительно стало распространяться влияние византийского права, появились пытки и смертная казнь. Но это была особая политика Ивана III и его преемников.

Вы учились в Ленинградском государственном университете в конце 50-х — начале 60-х годов. Были ли в то время условия для свободного научного поиска, для дискуссий?

— Я был студентом в годы хрущевской «оттепели». Потом начались «заморозки». В 1963 году я поступил в аспирантуру Ленинградского отделения Института истории Академии наук. Там была другая среда, не разбавленная студентами. Старшее поколение училось еще у великих ученых — Александра Сергеевича Лаппо-Данилевского, Александра Евгеньевича Преснякова, Алексея Александровича Шахматова. Это была другая не только научная, но и культурная среда. Они говорили другим языком. Мы находились в академической среде, в которой все сотрудники исходили из одной школы обязательного соединения исторического анализа с источниковедением.

Потом был брежневский период застоя и «научной жвачки». Затем — горбачевские ускорения и перестройки. Помните требование Михаила Сергеевича Горбачева? — «Давайте новые идеи!» И они стали появляться в виде переписывания дореволюционных работ. Но в нашем институте академическая система сохранялась.

А теперь новые времена. Инновации, инновации, инновации. Сейчас стало модным гнаться за сенсацией.

То есть сейчас меньше внимания уделяется изучению источников?

— Да, должно быть соединение источниковедения и исторического исследования, они не должны быть врозь. Через анализ источников — только так! — устанавливается степень их информативности и достоверности в историческом исследовании. Труд историка — это не сочинительство, а очень сложная профессия.

Я преподаю также в Российском государственном педагогическом университете имени А.И. Герцена и стараюсь излагать содержание исторического процесса в академических традициях.

Для тех, кто хочет подробнее изучить труды Михаила Борисовича о Русской Правде, прилагаем список его основных работ:

Издания монографии М.Б. Свердлова, посвященной Русской Правде:

Свердлов М.Б. От Закона Русского к Русской Правде. М., 1988.

Свердлов М.Б. Правда Русская. История текста. Великий Новгород, 2015.

Свердлов М.Б. Латиноязычные источники по истории Древней Руси IX–XIII вв. Германия. «Правда Русская». История текста. Избранные статьи. СПб., 2017.

Новейшее издание монографии М.Б. Свердлова, в которой рассматривается правотворческая деятельность Ярослава и история Русской Правды:

Свердлов М.Б. Домонгольская Русь: Князь и княжеская власть на Руси VI — первой трети XIII в. СПб.: Наука, 2020.

Некоторые публикации переводов Русской Правды, выполненные М.Б. Свердловым:

Библиотека литературы Древней Руси. Том 4. XII век. СПб.: Наука, 2016.

Ярославский список Правды Русской: законодательство Ярослава Мудрого / сост. Н. А. Грязнова, Д. К. Морозов. Ярославль, Рыбинск: Изд-во «Рыбинский Дом печати», 2010 (есть в открытом доступе здесь)

[1] В Новгородской первой летописи младшего извода изложение содержания Русской Правды начинается словами: «А се есть правда рускаа» (Цит. по: Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов / под ред. и с предисл. А.Н. Насонова. М., Л., 1950. С. 176).

[2] Свердлов М.Б. От Закона Русского к Русской Правде. М., 1988.

[3] Свердлов М.Б. Правда Русская. История текста. Великий Новгород, 2015; Свердлов М.Б. Латиноязычные источники по истории Древней Руси IX–XIII вв. Германия. «Правда Русская». История текста. Избранные статьи. СПб., 2017.

[4] Зимин Александр Александрович (1920–1980) — историк, археограф, доктор исторических наук, исследователь русского Средневековья.

[5] Регулировал оплату труда строителям мостов и мостовых.

[6] Определял порядок кормления вирников — княжеских слуг, сборщиков вир (судебных штрафов).

[7] Отец Ярослава Мудрого.

[8] Сборник норм византийского гражданского, уголовного, судебного и церковного права, создан в 879 году при императоре Василии I Македонянине. На Руси был известен как «Градский закон».

[9] Краткий свод византийского законодательства, созданный в VIII веке при императоре Льве III Исавре.

[10] Законодательный свод из 60 книг, составленный при правлении императоров Василия I и Льва VI из Македонской династии. Главным источником Василик был Corpus iuris civilis Юстиниана.

[11] Одно из древнегерманских племен, жили на территории современной центральной и юго-восточной части Нидерландов.

Поиск

Журнал Родноверие